Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Для написания курсовой работы по теме «Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы» нами были изучены следующие вопросы:
1. Ценности кооперативов, принятые МКА в 1995 году
2. Современные кооперативные принципы
3. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов

Файлы: 1 файл

курсовая Ценности кооперативов приняты.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Принципы, которые лежат  в основе деятельности кооперативов, являются взаимозависимыми. Они неотделимы друг от друга: когда не выполняется один из них, все остальные теряют силу. О кооперативах нельзя судить по одному из принципов, их деятельность следует оценивать, принимая во внимание все принципы в комплексе.

Соблюдение кооперативных  принципов в ежедневной практике позволяет сохранить кооперативную идентичность, жизнеспособность и социальную направленность деятельности кооперативов.

МКА определил семь основных кооперативных принципов.

Первые три принципа определяют членские отношения в  кооперативе. Последующие принципы определяют правила внутренней и внешней деятельности  кооператива.

Эти семь принципов являются универсальными, гибкими, применимыми  на различных уровнях, в различных  типах кооперативов и при различных  социально – экономических условиях. Они указывают пути к созданию лучшей организации и это требует принятия решения о характере демократии в кооперативе, об использовании полученных доходов, о формах участия членов в деятельности кооператива и вознаграждении за участие.

Кооперативные принципы необходимы при разработке кооперативных законов и уставов.

Сущность кооперативных  принципов.

Первый принцип –  добровольное и открытое членство.

Добровольное членство в кооперативе означает, что вступление в кооператив и выбытие из него добровольное.

Кооператив – самостоятельная  организация. Граждане и юридические лица сами создают кооператив и управляют им.

Открытое членство дает право входить в кооператив всем гражданам, независимо от их материального  положения, политических и религиозных  убеждений.

Второй принцип –  демократический членский контроль.

Кооперативы – это  демократические организации, контролируемые своими членами, которые принимают  активное участие в выработке  политики и принятии решений. Руководители кооператива подотчетны членам кооператива. В кооперативах у всех членов равные права при голосовании (один член – один голос). Кооперативные организации более высоких уровней – союзы кооперативов, также организованы в соответствии с демократическими принципами.

Третий принцип –  экономическое участие членов.

Члены кооператива вносят взносы (доли) в совместное имущество кооператива и, таким образом, формируют кооперативный капитал.

Члены кооператива принимают  экономическое участие в деятельности своих кооперативов также путем  внесения вкладов, покупки товаров  и услуг, другим образом. Члены кооператива, как коллективные собственники, распределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного года, на следующие цели: развитие кооператива (строительства магазинов, приобретение транспорта); социальную деятельность (строительство жилых домов, содержание детских садов); дивиденды и другие выплаты членам кооператива.

Четвертый принцип –  автономия и независимость.

Этот принцип обеспечивает кооперативам свободу и независимость. Законодательство предоставляет кооперативам независимость в осуществлении социальной и экономической деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с управлением, распределением прибыли, вступлением в союзы и многие другие кооперативы решают самостоятельно.

Пятый принцип – образование, повышение квалификации, информация.

Кооперативы дают образование  и постоянно обучают своих  членов, избранных представителей, управляющих и специалистов для  того, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива.

Руководители и специалисты  информируют членов кооперативов о результатах и проблемах социально-экономической деятельности, а также отчитываются перед ними о своей работе.

 Члены кооперативов  и менеджеры кооперативов информируют  общественность, особенно молодежь  и общественных лидеров, о том,  что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.

Шестой принцип –  сотрудничество между кооперативами.

Кооперативы более эффективно ведут социально-экономическую деятельность и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

Седьмой принцип –  забота об обществе.

Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих  членов.

В то же время кооперативы, как местные организации, тесно  связаны с населением. Поэтому  кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии тех территориально-административных образований, на территории которых они осуществляют свою деятельность.

Таким образом, в декларации «О кооперативной идентичности» МКА (1995 г.) изложены кооперативные ценности и принципы, которые являются надежным ориентиром для развития кооперативов и кооперативного движения в третьем тысячелетии. Ценности и принципы придают кооперативам характер социально-ориентированных организаций рыночной экономики. Функционирование кооперативов в системе субъектов рынка способствует формированию гуманных отношений между участниками рынка.

 

 

2.Современные кооперативные  принципы

 

Потребительская кооперация – особая социально-ориентированная  система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на общих кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для пайщиков и обслуживаемого населения.

Все организации системы  потребительской кооперации – потребительские  общества и потребительские союзы – соблюдают ценности и принципы, изложенные в Декларации о кооперативной идентичности МКА.

В то же время применительно  к российской практике в законе «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации» особо выделен ряд принципов, усиливающие социальную ориентацию деятельности потребительских обществ и их союзов, развитие демократии и повышение участия пайщиков в социально-экономической деятельности своих потребительских обществ:

1. Добровольность вступления  в потребительское общество и выхода из него;

2. Демократичность управления  потребительским обществом, которая  проявляются в соблюдении принципа: «один пайщик – один голос», в подотчетности общему собранию  общества других органов управления  и контроля, в свободном участии пайщиков в выборных органах потребительского общества;

3. Обязательность уплаты  вступительного и паевого взносов;

4. Взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

5. Ограничение размеров  кооперативной выгоды;

6. Доступность информации  о деятельности потребительского  общества для всех пайщиков;

7. Наиболее широкое  привлечение женщин для участия  в органах управления и органах  контроля;

8. Забота о повышении культурного уровня пайщиков.

Принципы добровольности вступления в потребительское общество и  демократичности управления выделены в законе потому, что в условиях советской власти они нарушались: часто вступление граждан в кооператив было принудительным, руководители кооперативных организаций назначались партийными и государственными органами. Развитие демократического общества в современной России требует усиления самодеятельности и самоуправления пайщиков.

Принцип экономического участия членов в деятельности кооперативных организаций дополнен обязательностью уплаты вступительного и паевого взносов. Он направлен на повышение экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества.

В законе о потребительской кооперации введены принципы взаимопомощи и экономической выгоды. Если взаимопомощь предусмотрена в Декларации МКА как ценность, то в законе о потребительской кооперации она возведена в принцип. Принцип экономической выгоды для пайщиков, которую они получают от участия в хозяйственной и иной деятельности потребительского общества, необходим в современных условиях расслоения общества и увеличения доли бедного населения в сельской местности. Это принцип способствует материальной поддержке пайщиков.

Принцип ограничения размеров кооперативных  выплат пайщикам требует ограничения размеров кооперативных выплат от суммы распределяемой прибыли, полученной потребительским обществом по итогам хозяйственной деятельности за год. Ограничение кооперативных выплат предусмотрено потому, что основная часть прибыли должна направляться на развитие хозяйственной деятельности потребительского общества с целью укрепления и расширения его деятельности, повышения конкурентоспособности в рыночной экономике, выполнения социальных задач.

Принцип доступности информации о  деятельности потребительского общества для всех пайщиков способствует развитию демократии и повышению доверия пайщиков к руководителям потребительских обществ. Особое значение имеет издание и распространение газеты «Российская кооперация» и информация о кооперации в местной прессе.

Принцип широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля направлен  на развитие демократии в потребительской  кооперации. Учитывая, что из общего количества работников потребительской кооперации более 60% составляют женщины, а в составе руководителей их удельный вес незначительный, этот принцип весьма актуален.

Принцип «забота о повышении  культурного уровня пайщиков» включает обширную деятельность организаций  потребительской кооперации, таких  как: направление пайщиков-работников на учебу; повышение квалификации работников; организация досуга населения, особенно молодежи; организация библиотек, художественной самодеятельности, спортивных мероприятий; пропагандистская и информационная деятельность.

Таким образом, применение кооперативных принципов в хозяйственной практике организаций потребительской кооперации обеспечивает им социальную направленность деятельности, направленной на удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей пайщиков.

 

 

 

 

3.Потребительская кооперация  – система потребительских обществ  и их союзов

 

В законе «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации  дано следующее определение потребительской  кооперации:

Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Таким образом, законом  установлено, что система потребительской  кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.

Потребительские общества могут учреждать и некооперативные организации – хозяйственные общества.

Основу системы потребительской  кооперации составляют потребительские общества. В соответствии с Гражданским кодексом (часть 1) организационно-правовой формой потребительского общества  является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В законе «О потребительской  кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации» изложено следующее определение потребительского общества:

Потребительское общество – добровольное объединение граждан  и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения  его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В этом пространном определении  отражены особенности потребительского общества как потребительского кооператива:

1. потребительское общество – это ассоциация лиц, их членская организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства. Могут создаваться потребительские общества только физическими лицами, или только юридическими лицами; может быть и смешанное членство в потребительском обществе – такое общество создают и физические, и юридические лица;

2. начальный капитал  потребительского общества создается  путем объединения его членами  имущественных паевых взносов,  поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;

3. потребительское общество  осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную  и иную деятельность;

4. основная цель потребительского  общества – его социальная  миссия – удовлетворения материальных  и иных потребностей своих членов.

Потребительское общество создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают  семьи и их социальные нужды. Это  в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.

Потребительские общества классифицируют на виды по ряду признаков:

а) по территориальному признаку:

- сельское потребительское  общество – сельпо;

Информация о работе Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы