Правовой режим товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике товаром в конечном счете является все, что может быть объектом возмездных сделок. Статус товара приобрели предприятия, рабочая сила. Постепенно товаром становится земля, природные ресурсы. Товар традиционно определяют как продукт труда, произведенный для продажи.
Торговля охватывает лишь процесс перехода товара от изготовителя к покупателю, она не включает в себя актов потребления вещей. Поэтому для коммерческой деятельности под правовым режимом понимается совокупность правил, регулирующих порядок приобретения, использования и отчуждения различных объектов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика понятия «товар», «торговый оборот»……………….4
2. Классификация товаров...………………………………………………............6
3. Правовой режим товаров………………………………………………….........8
Заключение ……………………………………………………………………….14
Список литературы ……………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

3) запреты  и ограничения внешней торговли  товарами, услугами и интеллектуальной  собственностью;

4) меры  экономического и административного  характера, способствующие развитию  внешнеторговой деятельности.

Тарифные и нетарифные способы регулирования внешнеторговых операций предусмотрены Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» предусматривают антидемпинговые, компенсационные меры, ограничение импорта товаров, меры по защите при экспорте товаров, специальные меры.

Так, согласно ст. 13 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» одним из нетарифных способов регулирования продажи на экспорт служит лицензирование и квотирование отдельных товаров. Предусмотрено также лицензирование закупок по импорту. Перечень лицензируемых импортных товаров невелик, и в него время от времени вносятся изменения. Конкретные процедуры оформления разрешений определяются Положением «О порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг)» и Положением «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот» при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 № 1299.

Некоторыми  федеральными законами предусмотрены  количественные ограничения реализации отдельных видов товаров также  на внутреннем рынке. Так, закупки этилового  спирта для производства алкогольной  продукции осуществляются по устанавливаемым  для организаций-покупателей квотам.

Воздействие на процесс реализации товаров может  оказываться путем изменения  статуса, т.е. путем расширения или  ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом.

Вместе  с тем торговое законодательство может ограничивать участие субъектов  в обороте определенных товаров. Так, оптовую торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица. Розничной торговлей лекарствами могут заниматься только аптечные организации.

Однако  на деле правоспособность организаций  может расширяться или ограничиваться специальными способами. Инструментом регулирования правоспособности прежде всего служит лицензирование деятельности. Причем лицензии на осуществление определенных видов деятельности, регламентирующие статус организации, надо отличать от лицензий на продажу или закупку конкретных видов или количеств товара.

Обязательность  и порядок лицензирования определены Федеральным законом от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон установил исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, субъекты Российской Федерации в настоящее время лишены права изменять его.

Закон предусматривает  необходимость лицензирования торговли оружием и патронами, реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цветных металлов, распространения  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения.

Лицензии  требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических лиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Законодательное и административное регулирование круга субъектов, правомочных осуществлять производство, продажу и приобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных связей, объемы продаж, другие условия договоров, т. е. на правовой режим товаров.

Следует учитывать характер возникающей  здесь ситуации. Традиционно цивилистика изучала правовые режимы, установленные законом для отдельных вещей. При этом вещь бралась «сама по себе», изолированно от действующих субъектов и характера совершаемых с нею операций. Такой подход является односторонним, или, как говорят, несистемным, а потому и неточным.

В интересах  обеспечения здоровья граждан введена  государственная регистрация впервые  производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, материалов и изделий. После экспертизы документов и проведения испытаний товаров  они вносятся в Государственный  реестр, который ведет Минздрав РФ. Заявителю выдается свидетельство  о государственной регистрации, дающее право на производство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный  порядок установлен для новых  видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистрацию, подлежат уничтожению.

Законом могут вводиться ограничения  на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров  мены алкогольной продукции.

Практика  свидетельствует о том, что различия в статусе субъектов существенно влияют на возможность и порядок совершения сделок. Различия в правомочиях субъектов обусловливают разные правовые режимы вещей при совершении торговых операций с ними.

Различия  в правовом режиме обращения товаров  могут создаваться и с другой стороны, а именно в связи с регулированием порядка розничной торговли. Правительство РФ Постановлением от 19 января 1998 №55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров, в которые были внесены существенные изменения Постановлениями Правительства РФ от 20 октября 1998 № 1222 и от 02 октября 1999 № 1104. Издаются также правила розничной торговли отдельными видами товаров.

Правила адресуются рознице, но одновременно затрагивают оптовую торговлю и даже деятельность изготовителей товаров. Правила требуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной продажи товар был доведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для хранения и использования, снабжен соответствующей маркировкой, ярлыками или этикетками и т.д.

Меры  по регулированию розничной торговли непосредственно влияют на установление торговых связей, на обращение товаров. Изготовители и потребители обязаны учитывать правила, действующие по всей цепочке прохождения товара, чтобы не столкнуться с затруднениями при реализации, не оказаться вынужденными забирать обратно свой товар для переработки или подыскивать другого покупателя.

Ограничение оборотоспособности товаров  может производиться по иным основаниям. Они могут также устанавливаться  применительно к продавцам (продажа  лекарственных препаратов требует  от продавца знания фармакологии, удостоверенного  соответствующим документом), покупателям (например, право приобретения оружия и патронов к нему предоставлено  лицам, имеющим соответствующее  разрешение), по месту торговли (например, не допускается продажа алкогольной  продукции в детских, учебных, культовых  и лечебно-профилактических учреждениях  и на прилегающих к ним территориях).

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Объектами коммерческого права являются товары. Товар традиционно определяют как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот. Торговый оборот обслуживает продвижение товаров от изготовителей к потребителям. Прежде всего объектами торгового оборота выступают лишь материальные предметы, т. е. вещи. Сюда не включаются бестелесные объекты (так называемая интеллектуальная собственность), личные права.

Разработаны различные классификации товаров. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике. Без использования классификаций в современных условиях невозможно осуществление торгово-предпринимательской деятельности. Практическое использование выбранной классификации должно в полной мере определить потребительские свойства выделенных групп товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют потребностям тех, для кого они предназначены.

Правовой  режим товаров в торговле создается различными способами. Это могут быть требования, касающиеся:

- определения правомочий, статуса продавца и покупателя товара;

- порядка приобретения или отчуждения различных товаров;

- порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.

В результате комплексного, разностороннего регулирования создается множество правовых режимов товаров в коммерческом обороте. Для успешного ведения дела необходимо знать и соблюдать весь комплекс требований, регулирующих продвижение товаров на рынке. Практика свидетельствует о том, что в деле установления правовых режимов, определения и классификации товаров имеется много пробелов и несогласованности. Унификации правил, регулирующих указанные вопросы, способствовало бы издание Торгового кодекса России.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций (3-е изд., перераб. и доп. ). - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.
  2. Горбухов В.А. Коммерческое право: конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2008. 
  3. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. от 26.07.2006)
  4. Конституция Российской Федерации, 1993 г. – М.: Статут, 2009.
  5. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» (с изменениями от 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.)
  6. Сборник постановлений пленумов Верховного Cуда Российской Федерации по гражданским делам: — Санкт-Петербург, Проспект, 2011 г.- 512 с.
  7. Трунина Е.В. Коммерческое право. — М.: Юрист, 2006.
  8. Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (с изменениями от 30 ноября 1992 г., 15 июля 1998 г., 30 декабря 2000 г.)
  9. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
  10. Федеральный закон от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 08.12.2003 N 164-ФЗ, от 08.12.2003 N 165-ФЗ)

      11. Хозяйственное право: Н. Ю. Круглова — Санкт-Петербург, РДЛ, 2006г.- 832 с.


Информация о работе Правовой режим товаров