Правовой режим товарных знаков и наименования места происхождения товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне изучить особенности правового режима указанных средств индивидуализации в Республике Беларусь.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
– охарактеризовать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров с позиций правовой теории и норм действующего национального законодательства;
– изучить особенности процедуры регистрации товарных знаков;
– выделить специфику правового регулирования полномочий владельца товарного знака;
– проанализировать ключевые аспекты международного и национального права в отношении средств индивидуализации субъектов хозяйствования;
– выделить проблемные аспекты правового регулирования указанных правоотношений и предложить возможные пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТОВАРНЫЙ ЗНАК И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБОРОТА 7
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ 7
1.2 МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ 11
1.3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА КАК ЭЛЕМЕНТА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ 15
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 19
2.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТА ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК ПО ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 19
2.2 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 23
2.3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Правовой режим товарных знаков.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что официальный курс проводимой руководством страны политики направлен на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход белорусских субъектов хозяйствования на новые рынки наряду с привлечением инвестиций в экономику Республики Беларусь. При этом одной из тенденций современной экономики заключается в том, что во многом она развивается в результате применения знаний, поэтому важную роль в настоящее время играет такой институт как интеллектуальная собственность, т.е. совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг.

Подтверждается это тем, что доля нематериальных активов в передовых компаниях значительно превышает их балансовую стоимость, а, например, доля нематериальных активов в сфере информационных технологий составляет 70%- 80% [27, c. 41].

Соответственно, экономическую жизнь современного государства невозможно представить без активного участия в ней объектов интеллектуальной собственности, среди которых важное место занимают товарные знаки и знаки обслуживания (далее – товарные знаки). При этом товарные знаки имеют давнюю историю. Товарные знаки как знаки, указывающие на источник происхождения товара, использовались уже в древние времена, и хотя они не выполняли своей современной функции – способствовать распространению товаров на сложно организованном рынке – однако они представляли собой реализацию важного элемента законодательства о товарных знаках, действующего по сей день, а именно: фиксировали взаимосвязь между товаром и его изготовителем. Позже развитие массового производства, формирование более сложной системы распространения товаров, доведения их до покупателя, расширение торговли вызвало потребность в универсальной идентификации товаров и установление их особого правового режима и охраны [14].

Кроме того, рассматриваемые ниже вопросы актуальны в силу того, что интеграционные процессы в рамках ЕЭП и Таможенного союза, в которые активно вовлечена Республика Беларусь, вносят существенные коррективы в условия функционирования отечественных субъектов хозяйствования, что обуславливает адекватную реакцию законодателя и необходимость внесения в действующее законодательство Республики Беларусь соответствующих изменений и дополнений.

Все вышеприведенные факторы подтверждают как практическую, так и теоретическую значимость и актуальность темы исследования, так как в данном случае прослеживается прочная взаимосвязь между теоретическими исследованиями и практикой нормотворчества и правоприменения.

Таким образом, объектом исследования выступает доктрина гражданского права и законодательство Республики Беларусь как основа правового режима средств индивидуализации субъектов хозяйствования в современном гражданском правопорядке.

В свою очередь, предметом исследования выступает специфика правового режима товарных знаков и наименования мест происхождения товаров.

Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне изучить особенности правового режима указанных средств индивидуализации в Республике Беларусь.

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

  • охарактеризовать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров с позиций правовой теории и норм действующего национального законодательства;
  • изучить особенности процедуры регистрации товарных знаков;
  • выделить специфику правового регулирования полномочий владельца товарного знака;
  • проанализировать ключевые аспекты международного и национального права в отношении средств индивидуализации субъектов хозяйствования;
  • выделить проблемные аспекты правового регулирования указанных правоотношений и предложить возможные пути их решения.

Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как методы анализа и синтеза, а также специальные методы правовой науки: формально-юридический и сравнительно-правовой.

При написании работы были использованы научные и аналитические статьи, комментарии законодательства, монографии и учебные пособия таких авторов, как В.Ф. Чигир, В.В. Подгруша, Ю.Ф. Навойчик, Т.Маевская, С.С. Лосев, И.В. Попова, Е.А. Свадковская, Ю.А.Федорова, Д.В. Иванова и др.

 

 

 

1 ТОВАРНЫЙ ЗНАК И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБОРОТА

1.1 Понятие и виды товарных знаков

Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [3].

Таким образом, в п. 1 ст. 44 ГК содержится традиционный перечень признаков юридического лица, к которым законодатель относит:

    • организационное единство;
    • наличие обособленного имущества;
    • самостоятельную гражданско-правовую ответственность;
    • участие в гражданском обороте от собственного имени [9].

В силу того, что юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, его правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта правоотношений. Так, для коммерческой организации такими признаками будут являться фирменное наименование, место регистрации, товарный знак и т.д. [28]. В свою очередь, товарным знаком согласно ст. 1017 ГК признается обозначение, способствующее отличию товаров одного лица от однородных товаров других лиц.

Помимо ГК, основным профильным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, является Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон), согласно п. 1 ст. 1 которого товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров и (или) услуг одного лица от однородных товаров и (или) услуг других лиц [5]. При этом в настоящее время в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

  • словесные обозначения, включая имена собственные;
  • сочетания цветов;
  • буквенные;
  • цифровые;
  • изобразительные;
  • объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку;
  • комбинации таких обозначений.

Подчеркнем, что товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании, а иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Однако на сегодняшний день законодательными актами подобные случаи не предусмотрены [10, c. 148].

В связи с этим, некоторые авторы отмечают, что, на первый взгляд, законодательными актами признаются товарным знаком такие обозначения, которые воздействуют на зрительное восприятие. Однако согласно п. 2 ст. 1017 ГК в предусмотренных законодательными актами случаях в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы иные обозначения. Это дает основание сделать вывод, что в Республике Беларусь в качестве товарного знака могут также использоваться звуковые, световые и иные обозначения (например, звуковые обозначения могут использоваться в качестве позывных сигналов радиостанции или телевизионного канала). В то же время, очевидно, что весьма проблематично использование в качестве товарного знака запаха, хотя в некоторых государствах обонятельные знаки все же используются в качестве товарных знаков, например в Австралии, Великобритании [24].

При этом Ю.А.Федорова и Д.И.Иванова отмечают, что по графической форме товарные знаки делятся на словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений (комбинированные). Существуют также звуковые, обонятельные, световые и иные обозначения, однако в Республике Беларусь они не регистрируются, соответственно не охраняются [27, c. 62].

Помимо формы выражения, товарные знаки можно условно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от количества субъектов права на товарный знак, выделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки, в зависимости от известности – обычные и общеизвестные, а в зависимости от уровня регистрации – национальные и международные [26]. При этом особого внимания заслуживают коллективные и общеизвестные товарные знаки, особенности правового регулирования которых определены в Законе.

Так, согласно п. 1 ст. 17-1 Закона по заявлению лица, поданному в Апелляционный совет при государственном учреждении «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее – Апелляционный совет и НЦИС соответственно), его товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, могут быть признаны общеизвестным в Республике Беларусь товарным знаком и зарегистрированы, если эти товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования заявителем стали на указанную в заявлении дату широко известны в Республике Беларусь среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя [5]. При этом товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, признаются общеизвестными в соответствии с Правилами признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2 [8]. Например, в Республике Беларусь на сегодняшний день зарегистрированы такие общеизвестные товарные знаки, как Intel (владелец Intel Corporation (US), Мiлавiца (владелец – СПЗАО «Милавица» (BY), Атлант (владелец – ЗАО «Атлант» (BY) [14] и др.

Подчеркнем, что ключевой особенностью правового режима данной разновидности товарных знаков является то, что в отличие от обычных товарных знаков правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно [5].

В свою очередь, согласно статье 18 Закона коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, например, коллективный товарный знак, который используют участники холдинга.

При этом важным моментом в данном случае является то, что коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы [25].

В завершение данного раздела целесообразно обратить отдельное внимание на такой элемент правового режима товарного знака, как его приоритет. При этом в Законе не раскрывается сущность данного понятия, однако в праве интеллектуальной собственности этот термин широко используется как юридический факт, с которым связывают возникновение гражданских прав и обязанностей. Понятие приоритета используют и другие институты интеллектуальной собственности, например, патентное право, где существует приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца. Правовая охрана селекционных достижений также использует понятие приоритета [21].

Легальное определение приоритета закреплено в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. [1], в соответствии со ст. 4 которой любое лицо, подавшее заявку на товарный знак в одной из стран образованного Парижской конвенцией Союза, пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета сроком на шесть месяцев. Основанием для возникновения приоритета признается подача заявки. Аналогичное понятие приоритета использует и Мадридское соглашение Всемирной организации интеллектуальной собственности о международной регистрации знаков 1891 г. [24].

В свою очередь, ст. 7 Закона установлено, что приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в НЦИС. Датой подачи заявки считается дата поступления в НЦИС документов, предусмотренных п. 4 ст. 6 Закона. Одновременно приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве – участнике Парижской конвенции (конвенционный приоритет), если в НЦИС заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты. Кроме того, приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств – участников Парижской конвенции, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка подана в НЦИС в течение шести месяцев с указанной даты [5; 15].

Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате приоритета международной заявки на регистрацию товарного знака, поданной в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в правовой охране товарных знаков понятие приоритета имеет также важное правоустанавливающее значение и используется законодателем для установления факта правовой охраны товарного знака и определения срока начала охраны, а также для защиты заявленного для регистрации обозначения от регистрации сходных или тождественных обозначений, поскольку новизна товарного знака определяется по дате приоритета, первенства в заявлении о регистрации. Кроме того, приоритет товарных знаков  имеет определяющее значение для определения оснований для пересмотра регистрации товарного знака, признания общеизвестными товарных знаков, а также отсчета процессуальных сроков.

Информация о работе Правовой режим товарных знаков и наименования места происхождения товаров