Контрольная работа по «Хозяйственное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит в том числе от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением и как страна с переходной экономикой активно воздействует на экономические процессы.
Правовые основы государственного воздействия на экономические процессы заложены в ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Содержание работы

Государственное регулирование хозяйственной деятельностью: понятие и формы.
Государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования …3
2. Задача 1.........................................................................................................15
3. Задача 2.........................................................................................................17
Список использованных источников.................................................

Файлы: 1 файл

К.Р. хоз.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

5. Инвестиционная политика. В отличие  от амортизационной инвестиционная  политика состоит в привлечении новых средств инвесторов для дальнейшего развития и расширения производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг. Государство создает благоприятные условия для инвестиционной деятельности и гарантирует стабильность прав инвестора (ст. 8, 9 ИК). Инвестиции могут привлекаться также путем создания свободных экономических зон, где устанавливаются более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 N 213-З "О свободных экономических зонах").

6. Предоставление финансовой помощи. В определенных случаях субъекты хозяйствования могут получить от государства финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд или бюджетных займов. Дотации - это денежные средства, выделяемые из республиканского или местного бюджета на невозвратной основе субъектам хозяйствования для полного или частичного покрытия убытков. Субсидии также выделяются из бюджета безвозвратно в виде помощи. Бюджетные ссуды выдаются из республиканского или местного бюджета по целевому назначению на определенный срок без взимания процентов. Напротив, при бюджетном займе с заемщика взимаются проценты за пользование бюджетными средствами. Порядок предоставления финансовой помощи регламентируется соответствующими нормативными актами.

7. Недопущение (запрещение) определенных видов хозяйственной деятельности или установление определенных ограничений на ее осуществление. Например, Закон Республики Беларусь от 20.10.1994 N 3335-XII "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает запрещение или ограничение хозяйственной деятельности в заповедниках, национальных парках, заказниках и памятниках природы. Запрещения и ограничения на хозяйственную деятельность установлены также Законом Республики Беларусь от 12.11.1991 N 1227-XII "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС". Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий" запрещается переработка на давальческих условиях табачного сырья для производства табачных изделий, за исключением переработки, осуществляемой по решению Совета Министров Республики Беларусь.

8. Установление исключительного  права (монополии) государства  на осуществление отдельных видов  деятельности. Возможность закрепления  такого права за государством  предусмотрена в ст. 13 Конституции Республики Беларусь. Так, Закон Республики Беларусь от 21.06.2002 N 110-З "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" закрепляет государственную монополию на опробование и клеймение ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовленных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных на территорию Республики Беларусь для реализации (ст. 7). Согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности") право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров может ограничиваться путем закрепления за государством исключительного права на внешнюю торговлю этими товарами, которое реализуется уполномоченными Президентом Республики Беларусь государственными органами, организациями, гражданами Республики Беларусь. Перечень указанных товаров определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. По Указу Президента Республики Беларусь от 04.05.2007 N 209 "О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь" государству принадлежит исключительное право на осуществление деятельности по учреждению и проведению лотерей.

9. Лицензирование соответствующих  видов хозяйственной деятельности. В интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты  прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе хозяйственной, может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий). Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определены Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Указ N 450).

10. Установление государственных  норм и стандартов. С помощью  данных правовых средств государство  стремится обеспечить защиту  жизни, здоровья и наследственности  человека, имущества и охрану  окружающей среды, надлежащее  качество товаров, работ и услуг, проведение единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации и измерений, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и т.д.

11. Антимонопольные меры и развитие  конкуренции. Посредством антимонопольных  мер и содействия развитию конкуренции государство обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности субъектов хозяйствования, необходимые условия для добросовестной конкуренции, создание и эффективное функционирование товарных рынков, защиту прав потребителей.

12. Приватизация государственной  собственности. Государство устанавливает  порядок и осуществляет меры  по разгосударствлению и приватизации  государственной собственности,  которые направлены на преодоление  монополии государственной собственности, обеспечение реального многообразия форм собственности и хозяйствования, создание условий для развития предпринимательской деятельности.

13. Политика ценообразования. Для  обеспечения сбалансированного  развития экономики, решения социальных и других задач государство устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, определяет сферу применения регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, а также права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

14. Содействие развитию рынка  ценных бумаг. Рынок ценных  бумаг как неотъемлемая часть  рыночной экономики нуждается  в соответствующем правовом регулировании,  которое должно способствовать мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределению между различными сферами деятельности и эффективному использованию, гарантировать права инвесторов. Законодательство о рынке ценных бумаг определяет порядок выпуска и обращения ценных бумаг, профессиональной деятельности с ценными бумагами, организации и деятельности фондовой биржи.

15. Проведение внешнеэкономической  и валютной политики. Внешнеэкономическая  деятельность является одним  из важнейших направлений в  деятельности субъектов хозяйствования, и государство определяет правовые основы хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере и ее государственного регулирования в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, защиты отечественных товаропроизводителей и экономических интересов страны. Валютное регулирование и валютный контроль направлены на обеспечение стабильности платежного баланса и национальной денежной единицы, экономической безопасности государства, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества.

16. Установление условий  пользования землей и другими  природными ресурсами. Природные  ресурсы могут использоваться  для осуществления хозяйственной  деятельности, вовлекаться в хозяйственный  оборот, и поэтому государство определяет их правовой режим не только в целом, но и в хозяйственном отношении. Основополагающая норма на этот счет содержится в Конституции Республики Беларусь, где в ст. 13 закрепляется исключительная собственность государства на недра, воды и леса. В собственности государства находятся и земли сельскохозяйственного назначения. Условия и порядок предоставления природных ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности регулируются Кодексом Республики Беларусь о земле, Кодексом Республики Беларусь о недрах, Водным кодексом Республики Беларусь, Лесным кодексом Республики Беларусь, ИК и другими актами законодательства.

Прямое управление хозяйственной  деятельностью осуществляется министерствами, другими республиканскими органами управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными органами управления и самоуправления. Оно включает установление государственных заданий и заказов, выдачу плановых актов на получение (поставку) продукции (товаров), экспертизу инвестиционных проектов и иные конкретные действия по организации и осуществлению хозяйственной деятельности. Данный вид (форма) государственного регулирования хозяйственной деятельности в основном касается государственного сектора экономики.

Определяя условия хозяйственной  деятельности, государство осуществляет и контроль за их соблюдением. Соответствующие государственные органы (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь и др.) контролируют соблюдение законодательства о предпринимательстве, антимонопольного законодательства, банковского законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг, требований к качеству и порядку реализации товаров, работ и услуг, порядку ценообразования, осуществления внешнеэкономической деятельности и валютных операций и т.д. В случаях нарушения законодательства о хозяйственной (предпринимательской) деятельности к субъектам хозяйствования применяются предусмотренные законодательством санкции.

Виды (формы) государственного регулирования хозяйственной деятельности закрепляются в законодательных актах и другом действующем законодательстве, как правило, применительно к соответствующей хозяйственной деятельности. Общие нормы о государственном регулировании хозяйственной (предпринимательской) деятельности могут быть предусмотрены в специальном законе об этом или в Хозяйственном кодексе в случае его принятия в дополнение к ГК.

Направлением государственного регулирования выступает государственная поддержка предпринимательства. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти в соответствии с законом:

- предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

- содействуют предпринимателям  в организации материально-технического  обеспечения и информационного  обслуживания, подготовке кадров;

- осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;

- стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых  видов продукции и услуг.

В мировой практике считается нормой государственное стимулирование малого бизнеса. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и иные ресурсы. Государство призвано создать такой правовой режим, который позволит малому бизнесу не только держаться на плаву, но и расти и набирать силу.

 

 

Понятие и система государственного контроля

хозяйственной деятельности

 

Субъекты хозяйствования имеют  право без ограничений осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству. Согласно принципу законности все участники хозяйственных отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Неукоснительное соблюдение этого принципа субъектами хозяйствования обеспечивается системой государственного контроля. Государственное регулирование хозяйственной деятельности без государственного контроля было бы неэффективным.

Государственный контроль хозяйственной  деятельности - это мероприятия государства  в лице его органов (должностных  лиц) по наблюдению за организацией, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законодательства и принятия предусмотренных законодательством мер в отношении нарушителей.

Различаются следующие виды государственного контроля хозяйственной деятельности:

1) по предмету контроля:

- общий (контроль финансово-хозяйственной  деятельности). Данный вид контроля  осуществляется в соответствии  с Указом Президента Республики  Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 510), которым утверждены Положение о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение N 510), перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее - перечень контролирующих органов) и критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

Под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов  для оценки соответствия требованиям  законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников;

- специальный контроль  отдельных аспектов хозяйственной  деятельности: налоговый, финансовый, валютный, таможенный, экологический, антимонопольный, контроль за соблюдением дисциплины цен, контроль за банковской деятельностью, контроль за страховой деятельностью, контроль рынка ценных бумаг, бюджетный контроль, контроль за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; энергетический надзор;

2) по субъектам контроля:

- ведомственный. Под  ведомственным контролем понимается  контроль, осуществляемый органами и организациями (их структурными подразделениями (подчиненными организациями), отнесенными к органам ведомственного контроля перечнем контролирующих органов для обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами требований законодательства.

Ведомственный контроль - составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами (органами государственного управления) в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности (далее - организации) требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

Информация о работе Контрольная работа по «Хозяйственное право»