Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственная бюджетная политика. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение

Теоретические аспекты государственного бюджета
Сущность и особенности государственного бюджета
Классификация структура доходов бюджетов разных уровней бюджетов КР
Особенности формирования республиканского бюджета

Налоговые доходы республиканского бюджета
Кыргызской Республике
Особенности формирования бюджета Кыргызской Республики
Анализ республиканского
бюджета Кыргызской Республики
Проблемы и перспективы государственного бюджеты
Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета
Перспективы государственного бюджета
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики (2).docx

— 83.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3. Проблемы и перспективы государственного бюджета 
3.1 Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета 
 
 Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием средств государственного бюджета не имеет смысла говорить и об оптимизации расходов. Нецелевое использование бюджетных средств в Кыргызстане стало постоянным явлением. Контроль над расходами бюджетных денег не четкий, во многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Однако ведется работа Счетной палаты, которая проверяет исполнение доходных и расходных статей государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов государственных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.  
 
 Неоднократно предлагалось, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Государства в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов). При этом возбуждать дело по факту правонарушения должна прокуратура на основе депутатских запросов. 
 
 Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Государства, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в Кыргызстане наталкиваются на глухое сопротивление. Об этом говорит, например, история разработки и принятия закона «О бюджетной классификации». Раньше треть расходов бюджета приходилась на национальную оборону. В бюджете их отражала единственная цифра. Эти деньги выделялись Министерству обороны в общей сумме, которое распределяло их по своему усмотрению, никто не знал, на что конкретно. В этом одна из причин постоянной задолженности бюджетных (военных) организаций перед энергетиками.  
 
 Закон «О бюджетной классификации» охватывает функциональную, экономическую и ведомственную классификации доходов и расходов бюджетов КР, видов государственных долгов Государства и ее субъектов, источников финансирования дефицита бюджетов. Причем классификация едина и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, в том числе консолидированного бюджета. Классификация тоже носит многоуровневый характер. Первым уровнем расходов является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, вторым - классификация целевых статей его расходов, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей бюджетных средств по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Государства. 
 
 Важно наладить полную прозрачность бюджетного процесса, действительно гласный отчет о движении бюджетных средств, чтобы депутаты, представляющие интересы населения, журналисты и сами граждане могли в любой момент убедиться, что средства налогоплательщиков расходуются точно по плану. Например, в Конгрессе США каждому государственному ведомству соответствует подкомитет, который контролирует, как оно исполняет утвержденный бюджет. Конгрессмены не могут вмешиваться в процесс управления, но должны следить за тем, чтобы деньги налогоплательщиков не уплывали на сторону и расходовались строго в соответствии с законом «О государственном бюджете». В соответствии с Административно-процессуальным кодексом федеральные министерства и правительства штатов обязаны распределять выделенные бюджетные средства в рамках надлежащей правовой процедуры. Она предусматривает публичные слушания, проводимые в форме, напоминающей судебное заседание, когда руководитель соответствующего департамента предоставляет слово для изложения аргументов «за» и «против» конкретного проекта, когда в протоколе слушаний и решениях исполнительной власти фиксируются все существенные доводы, а сами решения обосновываются расчетами. Исполнение бюджетов всех уровней в США реально контролируется гражданами и различными общественными организациями. 
 
 
3.2 Перспективы Государственного бюджета 
 
 Планирование государственного бюджета позволяет рассчитать перспективы увеличения государственного бюджета и заранее акцентировать внимание на отраслях, требующих дополнительной помощи, развития и финансирования. Предусматриваются различные поступления и целевые трансферты.  
 Рассмотрены перспективы следующих поступлений в бюджет на 2010 год, направляемые в Национальный фонд: 
 
 «Налог на добычу полезных ископаемых» классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность недропользова телей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима; 
 
 «Социальный налог» классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся   в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный  фонд. 
 
 При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность  по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом  Республики Кыргызстан «Об обязательном социальном страховании»; 
 
- изменением фонда оплаты труда в бюджетной сфере с учетом изменения налогооблагаемой базы социального налога и индивидуального подоходного налога, предусмотренных при расчете трансфертов общего характера, утвержденных Законом Республики Кыргызстан «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 - 2010 годы»; 
- передачей полномочий местных исполнительных органов: 
а) в области санитарно-эпидемиологического надзора; 
 
б) по оказанию стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи, за исключением медицинской помощи при инфекционных, туберкулезных и психических заболеваниях; 

в) в области чрезвычайных ситуаций; 
 
г) по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии  с Законом Республики Кыргызстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»; 
 
д) по организации оповещения населения в соответствии с Законом Республики Кыргызстан «О гражданской обороне». 
 
При формировании государственного бюджета на 2010 год был учтен размер гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Кыргызстан, принималось во внимание увеличения следующих показателей: 
1) минимальный размер заработной платы; 
2) размер государственной базовой пенсионной выплаты; 
3) минимальный размер пенсии; 
4) месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов  и других платежей в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан; 
5) величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат. 
 
 В государственном бюджете на 2010 год так же был установлен месячный размер денежной компенсации военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудникам органов внутренних дел, а также сотрудникам оперативно-розыскных, следственных и строевых подразделений органов противопожарной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Кыргызстан, органов финансовой полиции для оплаты расходов на содержание жилища и коммунальные услуги. 
 
 Были предусмотрены объемы субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в областные бюджеты:

– на содержание вновь вводимых объектов здравоохранения; 
 
– на содержание вновь вводимых объектов образования; 
 
– на приобретение оборудования для кабинетов «Самопознание»; 
 
         – на обеспечение учебными материалами дошкольных организаций образования, организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, институтов повышения квалификации по предмету «Самопознание»;

– на содержание вновь вводимых объектов социального обеспечения; 
 
– на закуп лекарственных средств, вакцин и других иммунобиологических препаратов; 
 
– на введение стандартов специальных социальных услуг; 
 
– на развитие сети отделений дневного пребывания в медико-социальных учреждениях; 
 
– на размещение государственного социального заказа в неправительственном секторе; 
 
– на увеличение норм питания в медико-социальных учреждениях; 
 
–  на выплату единовременной материальной помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также  лицам, приравненным к ним;  
 
– на содержание подразделений местных исполнительных органов в области ветеринарии; 
 
– на проведение противоэпизоотических мероприятий; 
 
– на содержание Центров обслуживания населения; 
 
– на субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых и локальных систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения. 
 
  – на реализацию государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования; 
 
– на выплату государственной адресной социальной помощи; 
 
– на выплату государственных пособий на детей до 18 лет.  
 
 Акцентировалось внимание при планировании на выделение средств на строительство новых объектов образования, средства на реализацию стратегии региональной занятости и переподготовки кадров в сумме. 
 
 
 
 
 В бюджете на 2010 год так же утвержден перечень республиканских и местных бюджетных программ, не подлежащих секвестру в процессе исполнения республиканского бюджета. 
 
 В республиканском бюджете учитываются все сферы государства, такие как промышленность, сельское хозяйство, международные взаимоотношения и т.д., выделяются средства на социальные, экономические, политические нужды.  С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.   

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

При переходе Кыргызстана  к рыночным отношениям происходят глубокие экономические преобразования. Республика сталкивается с новыми экономическими явлениями. Понятия, к которым привыкли и пользовались, постоянно отмирают. Происходит переосмысление нашего экономического прошлого, определение горизонтов будущего развития.

В ходе рыночных преобразований в Кыргызской Республике произошли  системные преобразования; изменены принципы функционирования экономики; созданы основные институты, определяющие положение существующих в обществе структур и служащие для них ориентирами.

Общество столкнулось  с возросшей необходимостью осуществления  расходов на социальные нужды и оборонные  цели, а также на ликвидацию стихийных  бедствий.

Особенность реформы государственных  финансов состоит в том, чтобы  структурная перестройка бюджета  осуществлялось поэтапно, чтобы не прекращались поступления государственных  доходов и сохранялись его  важнейшие функции.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Государственный  бюджет должен стать основным инструментом проведения активной экономической  политики государства. При этом основная цель бюджетной политики состоит  в содействии макроэкономической стабильности, а особенно целевого показателя по инфляции. В то же время необходимо решать проблему обеспечения расходов на уровне, соответствующим задачам экономического роста.

Бюджет должен стимулировать  оживление экономической деятельность частного сектора и содействовать  перестройке экономической и  административной инфраструктур.

В Кыргызстане осуществляются общие закономерности в развитии государственных финансов, имеющие  место во всех странах с переходной экономикой. Это, во-первых, необходимость  изменения налоговой системы, во-вторых, реорганизация структуры расходов и существенный рост удельного веса выплат на социальные нужды, и, в-третьих, неизбежность дефицитного финансирования бюджета. Причиной фискального кризиса  является резкий рост расходов государства  при сокращении доходов бюджета. Сокращение доходов бюджета было вызвано обслуживанием внешнего и внутреннего долга государства и сужением налоговой базы из-за падения производства, внедрением новой системы налогообложения, трудностями в связи с увеличением числа налогоплательщиков и уклонением от уплаты.

Политика в этой сфере  направлялась на обеспечение снятия большой напряженности бюджета  и достижения финансовой стабилизации. Прежде всего, было осуществлено относительное  сокращение расходов бюджета, уровень  налоговых поступлений стабилизировался в последнее время, в результате успешной реформы налоговой системы, ввода налогового кодекса.

Дефицит бюджета был  резко снижен. Он сократился почти  вдвое. Ужесточение налогово-бюджетной  политики положительно повлияло на макроэкономическую ситуацию. В целом, в результате бюджетных  преобразований, достижения большей  степени сбалансированности бюджета  наблюдалась некоторая финансовая и макроэкономическая стабилизация и экономический рост.

Стратегия дальнейших бюджетных  преобразований в среднесрочной  перспективе за 2007-2008 годах будут направлены на достижение устойчивого реального экономического роста на основе развития частного сектора. Также, хочется отметить, что бюджет выражает экономические отношение, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны.

Через него мобилизуют средства предприятий различных форм собственности  и физических лиц для выполнения общегосударственных задач.

Реализация налогово-бюджетной  политики осуществляется исполнительным органом государства - Министерством финансов Кыргызской Республики. В структуре управления Министерства финансов произошли изменения.

Для осуществления своих  функций Министерство финансов Кыргызской Республики разработало и осуществляет организационную структуру, построенную  на линейно-функциональном принципе управления. Хотя, до этого Министерство финансов осуществляло свою деятельность по принципу функциональной структуры управления. Она имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам функциональной структуры управления относятся: высокая  компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности. Функциональная структура управления нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своем составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Бектенова Д.Ч. «Финансы, денежное обращение и кредит», Бишкек, 2008

 

Кумскова Н.Х. «Экономическая теория», Бишкек, 2003

 

«КОР - стратегия  развития Кыргызстана», Бишкек, 2007

 

«Экономикс», том 1-ый, Кемпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, М., 1992

 

«Экономика», том 2-ой, П. Самуэльсон, М., 1992

 

«Экономическая  теория», Е.Ф. Борисов, М., 1993

 

«Общая теория занятости, процента и денег» Дж.-М. Кейнс, Москва, 1993

 

Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2007, №11

 

Местные финансы  и формирование бюджетов муниципальных  образований // Финансы, 2007, №11.

 

А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2000.

 

Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 2004, №71 - М., Диалог банк.

 

Экономическое обозрение: Макроэкономика. -2007, №9 - М., Диалог банк.

 

Среднесрочное прогнозирование бюджета Бишкек Мин фин 2008.

 

Налогово-бюджетная  политика в Кыргызской Республике. Мониторинг

Выпуск 6 и 3 Бишкек 2008 год.

 

24 Закон КР «Об основных принципах бюджетного права Кыргызской Республики» от 25 мая 1998 года.

 

25 Концепция развития Министерства финансов Кыргызской Республики.

Концепция налоговой  политики в Кыргызской Республике.

 


Информация о работе Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики