Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственная бюджетная политика. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение

Теоретические аспекты государственного бюджета
Сущность и особенности государственного бюджета
Классификация структура доходов бюджетов разных уровней бюджетов КР
Особенности формирования республиканского бюджета

Налоговые доходы республиканского бюджета
Кыргызской Республике
Особенности формирования бюджета Кыргызской Республики
Анализ республиканского
бюджета Кыргызской Республики
Проблемы и перспективы государственного бюджеты
Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета
Перспективы государственного бюджета
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики (2).docx

— 83.55 Кб (Скачать файл)

 

Главным отличием проекта бюджета на 2008 год является формирование доходов бюджета по двухуровневой схеме межбюджетных отношений для реализации программы децентрализации государственного управления, важным этапом которой стала фискальная децентрализация, поскольку самостоятельность каждого вида бюджетов определяется в первую очередь наличием собственных финансовых источников.

 

В рамках этого, полностью пересмотрена система распределения общегосударственных  налогов по принципу:

  • один налог - один бюджет;
  • стабильные и предсказуемые источники доходов для органов местного самоуправления;
  • заинтересованность в увеличении налоговой базы во взаимосвязи с полномочиями органов местного самоуправления и специфики налогообложения.

На  первом этапе реформы за органами местного самоуправления закреплены устойчивые легко прогнозируемые источники  доходов, которые в то же время  должны стимулировать заинтересованность местных органов власти в развитии экономического потенциала региона.

В доходную часть  местных бюджетов (органов МСУ) планируется  полностью зачислять следующие  виды налогов:

  • местные налоги и сборы;
  • налог с розничных продаж;
  • земельный налог;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • налоги от субъектов малого и среднего предпринимательства: поступления от добровольного патентирования, поступления от обязательного патентирования, поступления по упрощенной системе налогообложения;

 

Предусмотрен  дифференцированный норматив отчислений подоходного налога с физических лиц: для городов республиканского - 20%, областного подчинения - 15% от общего контингента поступлений и городов районного подчинения - 10%. В целях горизонтального выравнивания доходов айыл окмоту отчисления от подоходного налога, удерживаемого работодателями, не предусматриваются.

 

При этом предлагается зачислять полностью  в республиканский бюджет ниже следующие  общегосударственные налоги, которые  ранее распределялись между уровнями бюджетов в пропорции 65% - в республиканский бюджет, 35% - в местный бюджет:

  • налог на прибыль - сложно предсказуемый налог, что создает риск увеличения дефицита местных бюджетов, при этом основная сумма налога аккумулируется только в 2-х развитых регионах - Бишкек и Чуйская область - более 90%;
  • акцизный налог на внутреннюю продукцию - наличие государственной монополии на производство алкогольной продукции не позволяет органам МСУ влиять на поступления доходов, также существует большая зависимость от внешних факторов, контрабанды и внешней политики;
  • налог на доходы нерезидентов - в виду специфичности налогообложения и узости налоговой базы.

 

В направлении улучшения качества составления и исполнения бюджетов органами МСУ созданы методические указания по составлению местных  бюджетов, а также учебный курс для проведения обучающих семинаров, который продлится до конца 2007 года.

Основные  параметры доходной части бюджета  на 2008 год

Общий объем  доходов консолидированного бюджета Кыргызской Республики на 2008 год прогнозируется в сумме 25 727,5 млн. сомов, или на уровне 21,0%к ВВП.

Доходы республиканского бюджета в 2008 году предусматриваются в сумме 22 866,4 млн. сомов (18,7% к ВВП).

В составе  доходов государственного бюджета налоговые доходы составляют 20 521,1 млн. сомов (16,8% к ВВП). В составе доходов республиканского бюджета налоговые доходы составляют 18 388,8 млн. сомов (15,0% к ВВП).

Неналоговые доходы в составе государственных доходов оцениваются в сумме 4173,7 млн. сомов (3,4% к ВВП), неналоговые доходы республиканского бюджета - в размере 3 486,4 млн. сомов (2,9% к ВВП).

 

По  сравнению с утвержденным бюджетом 2007 года прогнозируемые в 2008 году доходы государственного бюджета увеличатся на 12,3% или на 2 820,1 млн. сомов. Следует отметить, что без учета грантов общие доходы бюджета увеличатся на 13,9% или на 3 011,9 млн. сомов. В 2008 году прогнозируется снижение объема поступлений грантовых средств по сравнению с утвержденным бюджетом 2007 года на 191,8 млн. сомов. Основным источником роста бюджетных доходов станут налоговые поступления, их рост прогнозируется на уровне 16,3% или на 2 877,0 млн. сомов. При этом неналоговые поступления возрастут всего на 4,0% или на 160,8 млн. сомов.

 

Доходы республиканского бюджета увеличатся по сравнению с утвержденным бюджетом 2007 года на 14,0% или на 2 808,5 млн. сомов, в том численалоговые доходы - на 21,5% или на 3 248,9 млн. сомов, неналоговые доходы - на 2,0% или на 69,7 млн. сомов. Превышение роста налоговых доходов республиканского бюджета над ростом общих налоговых поступлений связано с изменением системы распределения налогов между уровнями бюджетов в результате перехода к двухуровневой схеме межбюджетных отношений.

Особенности расчетов доходов по основным источникам на 2008 год

Структура налоговых  поступлений государственного бюджета  на 2008 год представлена в нижеследующей таблице (тыс. сом)

 
 

2004

ФАКТ

в % к

ВВП

2006

ФАКТ

в % к

ВВП

2007

БЮДЖЕТ

в % к

ВВП

2008

ПРОЕКТ

в % к

ВВП

 

Налоговые поступления

13 980,5

14,9

16 361,4

16,3

17 644,1

15,8

20 521,1

16,8

 

Подоходный налог

1 442,9

1,5

1 744,2

1,7

1 800,9

1,6

1 893,6

1,5

 

Налог на прибыль

918,6

1,0

1 283,2

1,3

1 171,2

1,1

1 084,9

0,9

 

НДС - всего

6 829,9

7,3

7 088,6

7,1

8 205,5

<span style=«font-size: 9pt; layout-g

     
                   

Объем неналоговых поступлений за 2008 г. составил 3418,9 млн. сомов при плане-прогнозе 3200,1 млн. сомов или выполнен на 104,6%, что связано сперевыполнением плана поступлении по процентам кредитов выданных государством, неналоговых поступлений ГНИ и поступлений «Кумтор». В частности:

Дивиденды от АО в бюджет республики, по данным Центрального Казначейства, в 2008 г. поступили в размере 299,9 млн. сомов, с учетом дивидендов от СП «Кумтор», при плане 376,6 млн. сомов, т.е. план исполнен лишь на 79,6%, сумма невыполнения плана составляет 76,7 млн. сомов. Без учета СП «Кумтор» поступление дивидендов составляет 115,9 млн. сомов или 41,9%.

 

За 2008 г. полностью погасили задолженность по дивидендам, начисленным на госдолю акций следующие акционерные общества: АО «Кыргызалтын», АО «ТЕК Дастан», АО «КЦШК», АО «Ореми», АО «Международный аэропорт Манас», АО «Ошэлектро», АО «КХМЗ», АО «Бишкек Дан Азык», АО «Карасуу Дан азык», АО «Учкун» и другие.

Эти данные показывают, что перечень основных налогоплательщиков нашей республики не достигает даже сотни. В основном это промышленные предприятия. Доля же промышленности в  ВВП, даже с учетом Кумтора, составила  за предыдущий год только 21,3%, а без  учета - 13,6%. Следовательно, фактическое налоговое бремя небольшого количества налогоплательщиков значительно превышает средний уровень. Эти данные свидетельствуют о необходимости скорейшего и эффективного реформирования существующей системы фискального администрирования в целях кардинального расширения налогооблагаемой базы. В то же время, необходимо отметить основные проблемы фискальной политики, требующие немедленного разрешения:

Во-первых, отсутствие стимулов к легальной  предпринимательской деятельности вследствие неравномерного распределения  налогового бремени, высоких ставок платежей в Социальный фонд Кыргызской Республики, наличия нерыночных налогов, отсутствия льгот для инвестиционнойдеятельности, большого количества проверяющих инстанций, противоречий положений фискального законодательства.

Во-вторых, отсутствие реальных предпосылок для  кардинального расширения налогооблагаемой базы.

В-третьих, отсутствие единой информационной базы по учету доходов хозяйствующих  субъектов в целях налогообложения.

В-четвертых, дублирование отдельных функций  различными фискальными органами и, как следствие, дополнительные расходы  на их содержание.

В-пятых, несовершенство фискального контроля.

В-шестых, недостаточность существующего  объема поступлений в бюджет и  Социальный фонд для финансирования социальных программ развития и социального  обеспечения.

В-седьмых, несовершенство существующей системы  фискального администрирования, не исключающей возможности коррупции, контрабанды и других нарушений фискального законодательства.

В-восьмых, несовершенство действующих нормативных  правовых актов.

В-девятых, отсутствие эффективной судебной системы  по разрешению фискальных споров.

 

Основными причинами недопоступления дивидендов в бюджет является низкая финансовая дисциплина предприятий, и объективные  финансовые трудности акционерных  обществ, которые сложились в  результате неэффективной экономической  деятельности и осуществления значительной доли платежей посредством бартерных  сделок и взаиморасчетов, в результате чего у предприятий нет достаточных  денежных средств для выплаты  дивидендов.

 

По  «Доходам специальных средств» фактическое  поступление составило 2132,1 млн. сомов, при плане2000,3 млн. сомов, т.е. план выполнен на 101,6%. Неисполнение плана по данной статье связано с тем, что бюджетные организации значительную часть специальных средств продолжают использовать через кассу, минуя систему казначейства, что способствует сокрытию доходов.

Поступление прибыли Национального банка  в государственный бюджет составило 277,2 млн. сомов или 100% от плана

По «Процентам от выданных бюджетных ссуд и иностранных  кредитов» фактическое поступление  по данным Центрального Казначейства составляет 75,3 млн. сомов, при плане 130,3 млн. сомов, тес более чем двукратным перевыполнением.

По «Доходам от приватизации» фактически поступили  в доходную часть бюджета средства на общую сумму 129,6 млн. сомов, при  плане 198,2 млн. сомов, т.е. с выполнением плана 65,4%. План не исполнен на 68,6 млн. сомов.

По «Внутренним  источникам» (государственные казначейские векселя) фактически поступило 770,2 млн. сомов, при плане 737,5 млн. сомов. Перевыполнение плана на 4,4% произошло за счет увеличения объема выпуска ГКВ, связанного с низкой процентной ставкой.

В 2008 году году неналоговые поступления в объеме ВВП снизились по сравнению с прошлым годом на 18,1%, а удельный вес к общему объему доходов с грантами на 0,7%.

Удельный  вес поступления дивидендов от АО по сравнению с 2008 г. снизился в объеме ВВП на 0,1% и к общему объему доходов на 1%, в то время как удельный вес поступления средств по процентам от выданных бюджетных ссуд и иностранных кредитов возрос в объеме ВВП на 0,2% и к общему объему доходов на 0,5%. Поступление средств от оказания услуг и от других специальных средств и грантов по сравнению с прошлым годом в объеме ВВП возросли на 0,4%, и снизились на 0,8% к общему объему доходов с грантами.

Следует отметить, что 2008 г. по сравнению с прошлым годом снизился удельный вес поступлений ресурсов в ВВП на 18,1 процентных пунктов и на 11,9% в общем объеме доходов с грантами. В том числе, возврат бюджетных ссуд и иностранных кредитов (погашение основной суммы) в объеме ВВП снизился на 0,6%, а удельный вес к общим доходам с грантами на 3,9%.

2.3 Роль налоговых  доходов в формировании республиканского  бюджета

При расчете доходов консолидированного бюджета Кыргызской Республики были учтены следующие изменения законодательства в области налоговых поступлений, таможенных пошлин:

1) снижение  ставки налога на прибыль организаций  с 20% до 12% с 1 января 2009 года, за  исключением субъектов естественных  и разрешенных монополий, с  1 января 2009 года сниженная ставка  налога будет действовать для  всех юридических лиц;

2) установление  плоской шкалы начисления подоходного  налога с физических лиц путем  отмены максимальной ставки налога  в 20%;

3) освобождение  от уплаты НДС импорта оборудования, относящегося к категории основных  средств и предназначенного для  собственного производства;

4) увеличение  регистрационного порога по НДС  с 500 тысяч. сомов до 2,5 миллион.  сомов;

5) освобождение  от уплаты НДС поставки сельскохозяйственными  товаропроизводителями сельскохозяйственной  продукции;

6) отмена отдельных неэффективных местных налогов и сборов и сокращение их количества с 16 до 8 видов, действующих в настоящее время: налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж, налог с владельцев транспортных средств, налог на недвижимое имущество, налог на рекламу, гостиничный налог, курортный налог, сбор за вывоз мусора с территорий населенных пунктов и сбор за парковку автотранспорта;

7) трехкратное  увеличение налога с владельцев  транспортных средств;

8) изменение  системы взимания таможенных  платежей при импорте товаров  физическими лицами путем применения  единой ставки таможенных пошлин  и налогов от весовой категории  товаров;

9) перевод  арендной платы за земли фонда  перераспределения земель из  категории специальных средств  органов местного самоуправления  в категорию бюджетных средств;

10) снижение процента отчислений  в республиканский бюджет арендной  платы от сдачи в аренду  государственного имущества;

11) изменение системы администрирования  органами ГАИ платы за регистрацию  и перерегистрацию автотранспортных  средств.

Возмещение  НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, снизит поступление  НДС на внутреннюю продукцию на 728,5 миллион сомов. Сумма НДС, подлежащая возмещению, определена исходя из прогнозируемых объемов экспорта в разрезе предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Состав и структура доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики