Содержание налоговой системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:53, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;
дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
проанализировать данные, касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;

Содержание работы

Введение…………………...…………………………………………………6
Глава 1. Основы налоговой системы РФ………..……………….9
1.1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………………………………...9
1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации...………..17
1.3. Подходы к определению эффективности современной налоговой системы.………………………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. Анализ проблем функционирования налоговой системы РФ…………………………………………………………………34
2.1. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………….34
2.2. Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней…………………………………………………………….39
2.3. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы...51
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы РФ...54
3.1. Направления совершенствования налоговой системы РФ……........…..54
3.2. Основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2010 года..………...……………………………………………………..……61
Заключение…………………………………………………………….…..68
СПИСОК АББРЕВИАТУР…………………………………………………….71
Список использованных источников………………………..…72
Приложения……………………………………………………………...…75

Файлы: 1 файл

налоговые системы.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

Формирование  доходов федерального бюджета на 2010 - 2011 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2009 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2010 году и 2011 году 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно. Прогноз поступления доходов с учетом формирования нефтегазовых доходов приведен в Приложении В.

Рисунок 8. Планируемые нефтегазовые доходы в млрд. руб.

Рисунок 9. Доходы федерального бюджета в млрд. руб.

Доходы федерального бюджета в 2010 году прогнозируются в размере 6673,2 млрд. рублей, или 19,14% к ВВП (Приложение Г).

В структуре доходов  федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4200,7 млрд. рублей (12,05% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета – 2471,2 млрд. рублей (7,09% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 1,3 млрд. рублей.

 По сравнению с  ожидаемым исполнением федерального  бюджета 2009 года прогнозируемые в 2010 году доходы увеличатся на 424,1 млрд. рублей.

Изменение основных показателей  макроэкономического прогноза  в  целом приведет к увеличению доходов  федерального бюджета на 501,8 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:

- рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;

- изменение объемов импорта – на 144,2 млрд. рублей;

- увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых и прочих объемных показателей – на 115,1 млрд. рублей;

- изменение структуры объемных показателей – на 6,8 млрд. рублей;

- изменение экспортных цен на газ природный – на 2,3 млрд. рублей.

Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в  результате:

- изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 74,2 млрд. рублей;

- изменения объемов экспорта – на 9,7 млрд. рублей;

- снижения курса рубля по отношению к доллару США – на 6,2 млрд. рублей (Приложение Д).

Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2010 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей. В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.

Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2011 году составит 19,14% и по сравнению с 2009 годом снизится на 1,24 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства – на 0,67% к ВВП, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов – на 0,57% к ВВП.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на  2011 год и 2012 год в сумме 7421,2 млрд. рублей (18,80% к ВВП) и 8035,2 млрд. рублей (18,07% к ВВП) соответственно.

В апреле 2011 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 670 млрд. рублей, что на 5% меньше уровня апреля 2010 года. Об этом говорится в докладе о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в апреле 2011 года.

Объемы поступлений  снизились в 34 регионах. В 11 из них  доходы упали более чем на 15%. Наибольшее падение доходов зафиксировано в Красноярском крае и Тюменской области (на 27%), г. Москва (на 25%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 20%), Челябинской области (на 19%), Республике Коми, Удмуртской Республике и Кемеровской области (на 18%).

Рост доходов зафиксирован в 57 регионах, из них в 26 – более  чем на 30%. Данный факт обусловлен предоставлением в апреле 2011 года в финансовой помощи из федерального бюджета.

В апреле 2011 года сокращение бюджетных поступлений произошло в 26 регионах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Сахалинской области (падение доходов на 40%), Красноярском крае (на 39%), г. Москва (на 38%), Тюменской области (на 28%), Челябинской области (на 24%) 21.

2.3. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

Во всех развитых странах основными стимулами  к реформированию налогообложения  является: стремление превратить налоговую  систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять  все налоговые преграды на пути экономического роста 22.

В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Проводимая в России налоговая реформа является одним  из важнейших факторов обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской  активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных  иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.

Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы 23.

Во-вторых, отсутствует  «системность» проведения реформ, которая  означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.

В-третьих, имеющиеся  недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции  налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Причинами такого состояния  налогового законодательства можно  назвать следующие:

  1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.
  2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

Таким образом, любая  налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов 24.

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

3.1. Направления совершенствования налоговой системы РФ

Одним из важнейших направлений  налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах, для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач:

- модернизацию российской экономики

- обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.     

Одним из наиболее значимых предложений по изменению налогового законодательства является отмена единого социального налога (ЕСН). В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.  

Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

1) Налог на прибыль организаций. В среднесрочной перспективе планируется принятие дополнительных мер в области совершенствования налогообложения прибыли, а именно:  

- в рамках проведения амортизационной политики предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;

- требует решения вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- требуется установить в НК правила налогообложения налогом на прибыль организаций операций с ценными бумагами, в частности: правила определения налоговой базы при совершении договоров займа; правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком;

- предлагается разработать подходы к решению отдельных вопросов налогообложения налогом на прибыль организаций розничной и мелкооптовой торговли. В частности, предполагается: установить общий предельный размер товарных потерь, возникающих при оказании услуг в области розничной торговли; предоставить возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль для организаций торговли с открытым доступом покупателей к товарам на сумму товарных потерь от недостачи товаров по неустановленным причинам, выявленных по результатам инвентаризации;

- планируется усовершенствовать механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов. Предлагается исключить норму (п. 5 ст. 261 НК), в соответствии с которой налогоплательщики не включают в состав расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов;

- необходимо уточнить порядок налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК);

- в рамках сближения бухгалтерского и налогового учета предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте 25.

2) Совершенствование НДС. В плановом периоде предполагается продолжить работу по совершенствованию НДС, с тем, чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков. По совершенствованию налогового законодательства предлагается решить следующие проблемы:

- оптимизировать перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки;

- целесообразно внесение изменений в порядок оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов;

- требуется разработать порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов, налоговых органов, операторов электронного документооборота счетов-фактур в рамках электронного документооборота счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи 26.

3) Совершенствование акцизного налогообложения. В ближайшее время планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности, а именно:

- установить единую дату уплаты акцизов по всем видам подакцизных товаров - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;

- уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

- уточнить нормы, регламентирующие представление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров на экспорт;

- уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, а также порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) при экспорте подакцизных товаров;

- осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.

4) Налог на доходы физических лиц. В плановом периоде в порядок налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) предполагается внести следующие изменения:

-    предполагается упрощение порядка заполнения налоговой декларации;

Информация о работе Содержание налоговой системы в Российской Федерации