Содержание налоговой системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:53, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;
дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
проанализировать данные, касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;

Содержание работы

Введение…………………...…………………………………………………6
Глава 1. Основы налоговой системы РФ………..……………….9
1.1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………………………………...9
1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации...………..17
1.3. Подходы к определению эффективности современной налоговой системы.………………………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. Анализ проблем функционирования налоговой системы РФ…………………………………………………………………34
2.1. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………….34
2.2. Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней…………………………………………………………….39
2.3. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы...51
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы РФ...54
3.1. Направления совершенствования налоговой системы РФ……........…..54
3.2. Основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2010 года..………...……………………………………………………..……61
Заключение…………………………………………………………….…..68
СПИСОК АББРЕВИАТУР…………………………………………………….71
Список использованных источников………………………..…72
Приложения……………………………………………………………...…75

Файлы: 1 файл

налоговые системы.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

12) Налоговая система является сложной, противоречивой, запутанной, отягченной большим числом налогов, сборов и платежей. Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов. Налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).

13) Налоговая система РФ не имеет национальной окраски, копирует западные модели, хотя и имеет свои отличительные особенности:

- не обеспечивает максимально  благоприятный налоговый режим  для вложения инвестиций в  экономику не только частных лиц, особенно российских инвесторов, но и государств-инвесторов в целом;

- не исключает из  налогообложения капиталы, вложенные  в производство, и реинвестируемую  прибыль;

- стимулирует уход  субъектов налога от налогового  бремени, что приводит к снижению социальных платежей и пополнению внебюджетных фондов;

- из-за низких доходов большинства  населения не происходит формирования  среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переводу налогов на производственную сферу и не способствует ее развитию;

- неправомерно и неравномерно распределяется налоговое бремя между законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов отдельными субъектами налога;

- ежемесячная и ежеквартальная  система уплаты налогов и сборов  по большинству видов платежей  приводит к «вымыванию» собственных оборотных средств предприятий, особенно мелких, не давая им возможность развиться;

- противоречивость, сложность  и запутанность многочисленных  инструкций, указаний и разъяснений  налоговой и таможенных служб  усложняет работу финансовых  и бухгалтерских служб предприятий;

- отсутствие методик,  программ и алгоритмов расчетов  налогов сводит на нет процессы  автоматизации планирования, сбора,  обработки и хранения налоговой  информации;

- отсутствие четко  обозначенной налоговой политики  на всех уровнях власти, незавершенность и недостаточная продуманность налоговой реформы и налогового законодательства привели к проблемам объективного планирования налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы 14.

Ряд положений российского  законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:

- неполного отнесения  на себестоимость расходов по  уплате процентов за банковский  кредит (лишь в пределах учетной  ставки), а также отнесения командировочных, представительских и некоторых других расходов на себестоимость в пределах норм, установленных правительством;

- применения норм амортизации,  лимитированных государством и  не соответствующих экономической  жизни основных средств (т.е. учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не позволяет обеспечить своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);

- игнорирования инфляционного  фактора при оценке производственных  запасов и основных фондов  для исчисления налогооблагаемой  прибыли;

- отсутствия в российском  законодательстве основной концепции,  согласно которой налогообложению  подлежит прибыль, полученная в течение всего срока существования юридического лица, что позволяет покрывать убытки за счет прибыли не только последующих, но и прошлых лет (с пересчетом налога, уплаченного в предыдущие годы).

Особо следует остановиться на проблеме налогового администрирования, поскольку в данной области традиционно много нареканий со стороны российского и иностранного бизнеса. Правительство рассматривает проект, предусматривающий введение четкой регламентации полномочий и действий налоговиков, в том числе порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установления максимального срока проведения проверок и ограничения их числа в течение одного года. Принятие такого закона отвечало бы интересам развития экономики и снижения трансакционных издержек всех экономических агентов, поскольку предсказуемость действий налоговых органов ощутимо влияет на формирование бизнес-рисков в сфере хозяйственной деятельности.

Налоговая система нашей  страны до сих пор остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. До сих пор так и не устоялась связка "налогоплательщик-государство", которую принято называть налоговым администрированием. Она определяется взаимоотношением Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов - с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой.

Одной из главных проблем  реформы отечественной налоговой системы является то, что в ней нет комплексности, изменения зачастую фрагментарны, не учитывают специфику российского хозяйства. При внесении изменений в налоговое законодательство не прогнозируются последствия, которых можно ждать в других секторах экономики.

По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой экономики 15.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

 

В консолидированный  бюджет Российской Федерации в апреле 2011 года поступило 1 016,0 млрд. рублей – на 23,6% больше, чем в апреле 2010 года. За январь-апрель 2011 года поступления составили 3 185,9 млрд. рублей - на 22,3% больше, чем в январе-апреле 2010 года (Рис. 1.).

Рисунок 1. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации

Удельный вес поступлений  в федеральный бюджет в общем  объеме поступлений в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2011 года составил 45% и относительно уровня января-апреля 2010 года вырос на 3 процентных пункта, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 55%.

Формирование всех доходов  в январе-апреле 2011 года на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль  – 27%, НДПИ и НДС – по 19% и НДФЛ – 18%. В январе-апреле 2010 года доля указанных налогов составляла 81% (Рис. 2.).

Рисунок 2. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации

Поступления налога на прибыль  организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в апреле 2011 года составили 294,2 млрд. рублей и по сравнению с апрелем 2010 года выросли на 5,8%; 
за январь-апрель 2011 года поступило 855,0 млрд. рублей – на 28,6% больше, чем в январе-апреле 2010 года (Рис. 3.).

Из общей суммы января-апреля 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 105,9 млрд. рублей (12%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 749,0 млрд. рублей (88%). В январе-апреле 2010 года указанное соотношение также составляло 12% и 88% соответственно. Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в апреле 2011 года поступило 173,0 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше, чем в апреле 2010 года; 
за январь-апрель 2011 года поступило 604,1 млрд. рублей – на 21,7% больше, чем в январе-апреле 2010 года (Рис. 3.).

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в апреле 2011 году поступило 7,6 млрд. рублей, или в 2,1 раза больше, чем в апреле 2010 года; за январь-апрель 2011 года поступило 27,3 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе-апреле 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан. Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в апреле 2011 года 49,8 млрд. рублей и выросли относительно апреля 2010 года на 41,0%; за январь-апрель 2011 года поступило 173,5 млрд. рублей – на 29,1% больше, чем в январе-апреле 2010 года (Рис. 3.).

Из общей суммы января-апреля 2011 года поступления в федеральный  бюджет составили 65,1 млрд. рублей (38%), в  консолидированные бюджеты субъектов  Российской Федерации –108,5 млрд. рублей (62%). Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в апреле 2011 года 172,5 млрд. рублей, что на 49,2% больше, чем в апреле 2010 года; за январь-апрель 2011 года поступило 613,0 млрд. рублей – на 37,4% больше, чем в январе-апреле 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть (Рис. 3.). 

Из общей суммы января-апреля 2011 года поступления в федеральный  бюджет составили 603,0 млрд. рублей (98%), в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации – 10,0 млрд. рублей (2%). Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в апреле 2011 года 107,0 млрд. рублей, что на 1,2% больше, чем в апреле 2010 года; за январь-апрель 2011 года поступило 244,2 млрд. рублей – на 10,6% больше, чем в январе-апреле 2010 года (Рис. 3.).

Рисунок 3. Динамика поступления  основных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2010-2011 гг

При этом налога на имущество физических лиц поступило 2,0 млрд. рублей, или на 1,2% меньше, чем в январе-апреле 2010 года. 

Налога на имущество организаций поступило 166,9 млрд. рублей (68,3% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 12,0% больше, чем в январе-апреле 2010 года.

Транспортного налога в январе-апреле 2011 года поступило 30,1 млрд. рублей (12,3% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 2,2% меньше, чем в январе-апреле 2010 года.

Поступления земельного налога в январе-апреле 2011 года составили 45,2 млрд. рублей (18,5% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно января-апреля 2010 года на 16,1%. В федеральный бюджет в апреле 2011 года поступило 412,0 млрд. рублей – в 1,6 раза больше, чем в апреле 2010 года; за январь-апрель 2011 года поступления составили 1 422,5 млрд. рублей - на 28,5% больше, чем в январе-апреле 2010 года (Рис. 4.).                                       

Рисунок 4. Поступления доходов в федеральный бюджет

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДС и  налога на добычу полезных ископаемых составили по 42%, налога на прибыль 7% и акцизов – 5%, всего 96%. В январе-апреле 2010 года их доля составляла 95% (Рис. 5.).

Рисунок 5. Структура доходов федерального бюджета

В консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации в апреле 2011 года поступило 604,0 млрд. рублей – на 6,7% больше, чем в апреле 2010 года; за январь-апрель 2011 года поступления составили 1 763,4 млрд. рублей - на 17,6% больше, чем в январе-апреле 2010 года. 

Формирование доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-апреле 2011 года на 88% обеспечили налог на прибыль - 42%, НДФЛ - 32% и имущественные налоги - 14%. По сравнению с январем-апрелем 2010 года доля указанных налогов не изменилась (Рис. 6.).

Рисунок 6. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

2.2. Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней

 

По итогам исполнения за январь-июнь 2010 года уровень доходов федерального бюджета РФ составил 23,4% ВВП, уровень расходов федерального бюджета -15,7% ВВП, а профицит бюджета - 7,7% ВВП. По итогам января-мая 2010 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 34,8% ВВП, расходы консолидированного бюджета -24,8% ВВП, а профицит бюджета - 10,0% ВВП. На 1 июля 2010 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 3 141,4 млрд. руб., что по отношению к ВВП в годовом исчислении составляет 11,3%. Наиболее заметным событием в бюджетно-налоговой сфере стало принятие Закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ».

В таблице 2 представлена динамика основных параметров федерального бюджета РФ в 2009-2011 гг. По предварительной оценке Министерства финансов РФ по кассовому исполнению в январе-июне 2011 г. федеральный бюджет был исполнен по доходам в сумме 3 244,9 млрд. руб. (23,4% ВВП), по расходам 2 171,9 млрд. руб. (15,7% ВВП), профицит федерального бюджета составил 1 073,98 млрд. руб. (7,7% ВВП). По абсолютной величине доходы и расходы федерального бюджета за рассматриваемый период оказались несколько выше соответствующих показателей прошлого года (доходы - 2 931,8 млрд. руб., а расходы - 1 870,4 млрд. руб.). В то же время по отношению к ВВП данные показатели несколько снизились (соответственно 24,9% и 15,9% ВВП). Следует отметить, что профицит федерального бюджета в номинальной величине близок к показателю прошлого года (1 061,4 млрд. руб.), в то время, как в долях ВВП наблюдается снижение по сравнению с предыдущим периодом (9,0% ВВП) 16.

Информация о работе Содержание налоговой системы в Российской Федерации