Содержание налоговой системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:53, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;
дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
проанализировать данные, касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;

Содержание работы

Введение…………………...…………………………………………………6
Глава 1. Основы налоговой системы РФ………..……………….9
1.1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………………………………...9
1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации...………..17
1.3. Подходы к определению эффективности современной налоговой системы.………………………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. Анализ проблем функционирования налоговой системы РФ…………………………………………………………………34
2.1. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………….34
2.2. Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней…………………………………………………………….39
2.3. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы...51
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы РФ...54
3.1. Направления совершенствования налоговой системы РФ……........…..54
3.2. Основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2010 года..………...……………………………………………………..……61
Заключение…………………………………………………………….…..68
СПИСОК АББРЕВИАТУР…………………………………………………….71
Список использованных источников………………………..…72
Приложения……………………………………………………………...…75

Файлы: 1 файл

налоговые системы.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

В экономической литературе встречается и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

1) принцип подвижности  (эластичности) – суть его заключается  в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

2) принцип стабильности  – этот принцип предполагает  постоянство налоговой системы,  что важно для субъектов налоговых  отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов – суть его заключается  в исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В мировой практике имеет  место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым  можно отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др 8.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

Функция налога — это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присуши следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Фискальная функция (фискас — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т. е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. п.

Центральное место в  этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная или  вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Осуществляя налоговое  регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Поэтому налогам присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Созданная в Российской Федерации налоговая система  по своей общей структуре и  по перечню налоговых платежей в  основном соответствует системам налогообложения  в странах с рыночной экономикой.

Первая, общая часть НК регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Это общая часть, которая  регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В настоящее время работа над второй частью Налогового кодекса практически завершена 9.

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.

Элементами, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1) Виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

На территории нашей  страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и  сборы устанавливаются НК РФ и  обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее  время к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы  физических лиц;

- налог на прибыль  организаций;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах и сборах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный  бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые  режимы:

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

2) Субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами.

Субъектами налога в  РФ являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность, уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством 10.

Налогоплательщики и  плательщики сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие  права:

- получать по месту  своего учета от налоговых  органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства  финансов Российской Федерации  письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

- использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

- на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных  налогов, пени, штрафов;

- на осуществление  совместной с налоговыми органами  сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

- представлять свои  интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

- присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;

- получать копии акта  налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

- требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  не соответствующие НК РФ или  иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- требовать соблюдения  налоговой тайны;

- требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и другие права, установленные действующим налоговым законодательством.

Налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно  установленные налоги;

- встать на учет  в налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена НК  РФ;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации  по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

- представлять налоговым  органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

Информация о работе Содержание налоговой системы в Российской Федерации