Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

фин.право.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 

40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.

В результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг. Государственным долгом РФ являются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований в долговой книге, которую ведет Минфин России. Государственный долг классифицируется по нескольким основаниям. В зависимости от срока погашения государственных долговых обязательств государственный долг подразделяется на: капитальный — представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам; текущий — представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил. В зависимости от срока привлечения государственные долговые обязательства подразделяются на: краткосрочные — привлекаемые на срок до одного года; среднесрочные — привлекаемые на срок от одного года до пяти лет; долгосрочные — привлекаемые на срок от 5 до 30 лет. Долговые обязательства России не могут превышать срока действия в 30 лет. В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на: внутренний — выраженный в валюте РФ, т. е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией; внешний — выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Форма государственного долга — это юридически оформленные экономические отношения, образующие долговые обязательства Российской Федерации. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: 1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; 4) государственным гарантиям Российской Федерации… Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация и уступка права требования. Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства. Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим.

 

41. Правовые основы банковской системы РФ.

Банк – это юридическое лицо, действующее на условиях лицензирования и имеющий исключительно право на осуществление след. операций: привлечение средств физ. и юр. лиц во вклады; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет; ведение банковских счетов и организация безналичных счетов. Небанковская кредитная организация – это юридическое лицо, действующее на условиях лицензирования, имеющее право на осуществление отдельн, банк. операций, допустимое сочетание которых устанавливает лицензиат. ЦБ РФ – юр. лицо, осущ-ее кредит.-денеж. деятельность от своего имени и за свой счет и подотчетна органам законодательной власти. Не регистрируются в налоговых органах и прибыль не явл. целью. 2 уровня банковской системы: 1) эмиссионный – имеет право печатать деньги –ЦБ РФ; 2) неэмиссионный – коммерч. банки и небанковские кредитные организации (ломбарды, факторинг. компании, трасты). Банковская система – регулируемая нормами права совокупность эмис. и неэмис. кредитных организаций. В единую банковскую систему России включены: 1) Банк России; 2) кредитные организации (банковские и небанковские); 3) филиалы и представительства иностранных банков. Основными принципами банковской системы являются следующие. Законность —банковская система и образующие ее элементы создаются и действуют на основе правовых норм, закрепленных в Конституции РФ и в федеральных законах. Принцип государственного регулирования, в основе которого лежат объективные, реально существующие общественные отношения, возникающие между государством, обществом, потребителями банковских услуг и теми экономическими институтами, которые образуют банковскую систему. Организационные и функциональные правовые принципы. Право на осуществление банковской деятельности возникает в соответствии с прямым указанием федерального закона о наличии соответствующих полномочий (например, Банка России) либо после государственной регистрации в Банке России в качестве кредитной организации и получения соответствующей лицензии. Банковская деятельность — деятельность особого рода, осуществляемая исключительно в рамках банковской системы. Право на банковскую деятельность возникает после государственной регистрации и получения специального разрешения (лицензии) для кредитных организаций либо на основании федерального законодательного акта (для Банка России).     К банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; осуществление переводов денежных средств... Кроме банковских операций, кредитные организации вправе осуществлять некоторые виды сделок (например, лизинговые операции, оказание консультационных и информационных услуг), а также вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, доверительное управление ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте.

 

 

42. Правовое положение Центрального банка РФ. Его полномочия как органа

банковского регулирования и надзора.

     Центральный банк России (ЦБ РФ) — главный банк страны. Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.   Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва. Статус ЦБ РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395—1 «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами. Структура: 1)Возглавляет Председатель – Игнатьев. Назначается ГосДумой по представлению Президента. Срок полномочий 4 года. 2)совет директоров состоит из председателя и 12 членов, они не могут состоять в полит. партиях. 3) Национальный банковский совет: коллегиальный орган, состоит из 12 членов – 2 из совета федерации, 3 из госдумы, 3 от президента, 3 от правительства, 1 председатель.     Организационная структура Банка России представляет собой централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят:

центральный аппарат; структурные подразделения; территориальные  учреждения; расчетно-кассовые центры. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются. Государственная Дума назначает членов Совета Директоров, рассматривает годовые отчеты и результаты аудиторской проверки. Банк России участвует в разработке экономической политики государства, осуществляемой Правительством РФ, а также консультирует Министерство финансов России по вопросам выкупа государственных ценных бумаг и погашения государственного долга. Банк России осуществляет хранение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а в предусмотренных случаях осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются   через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России. Главная цель банковского контроля — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Система банковского надзора любого государства включает в себя следующие элементы: регистрацию и лицензирование; дистанционный надзор; инспектирование; работу с проблемными банками; ликвидационные процедуры. Стратегическая цель банковского надзора заключается в своевременном реагировании на нарушения и негативные тенденции в деятельности кредитных организаций для нормализации, упрочения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - одна из функций ЦБ РФ, тесно связанная с функцией банковского надзора. Однако если надзор заключается главным образом в контроле за соблюдением кредитными организациями требований закона и установленных ЦБ РФ нормативов, то Б.р. предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. У Б.р. и банковского надзора общая цель - стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

 

 

43. Структура Центрального банка РФ, полномочия его подразделений.

Структура: 1)Возглавляет Председатель – Сергей Игнатьев. Назначается ГосДумой по представлению Президента. Срок полномочий 4 года. Не более 3-х сроков. 2)совет директоров состоит из председателя и 12 членов, они не могут состоять в полит. партиях. 3) Национальный банковский совет: коллегиальный орган, состоит из 12 членов – 2 из совета федерации, 3 из госдумы, 3 от президента, 3 от правительства, 1 председатель.     Организационная структура Банка России представляет собой централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят: центральный аппарат; структурные подразделения; территориальные учреждения; расчетно-кассовые центры и информационные службы.. Организационная структура представляет соподчиненность подразделений Банка. Центральный банк Российской Федерации образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.  В систему Банка России входят центральный аппарат (ЦА), территориальные учреждения (ГУ (НБ)), расчетно-кассовые центры (РКЦ, ГРКЦ), вычислительные центры (ВЦ), полевые учреждения (ПУ), учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Организационная структура Центрального банка Российской Федерации: центральный аппарат (ЦА); 60 главных управлений (ГУ);   19 национальных банков (НБ); 1195 расчетно-кассовых центров (РКЦ);4 13 банковских школ; учебно-методический центр; центр подготовки персонала; 19 организаций, подведомственных Центральному банку Российской Федерации. Функциональная структура предполагает существование в банке обособленных подразделений (департаменты, управления), реализующих функции банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части. Если объемы задач, решаемых данными подразделениями, достаточно большие, то внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие структурные единицы (отделы). Понятия организационной и функциональной структур тесно взаимосвязаны, однако имеются и существенные отличия. Так, функциональная структура представляет собой горизонтальный срез структуры банка и не содержит иерархию (соподчиненность). Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями по основным направлениям деятельности. В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 25 департаментов: сводный экономический департамент; департамент исследований; департамент бухгалтерского учета и отчетности;; департамент иностранных операций; департамент международных финансово-экономических отношений; департамент регулирования денежного обращения и др. Подразделения Банка России: главное управление безопасности и защиты информации; главное управление недвижимости; управление специальной связи; представительство Банка России в Федеральном Собрании Российской Федерации. Все эти подразделения составляют центральный аппарат Банка России. Структура центрального аппарата и положение о каждом из его подразделений утверждаются Советом директоров Банка России. Рассмотрим некоторые из департаментов, играющих ключевую роль в механизме осуществления функций Банка России. Административный департамент Банка -  организационное, документационное, информационное и материально-техническое обеспечение выполнения Банком России задач, функций и полномочий в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами; организация и обеспечение эффективной деятельности органов управления Банка России; контроль в рамках предоставленных полномочий за выполнением подразделениями центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России возложенных на них функций; Департамент эмиссионно-кассовых операций Банка России – подготавливает руководству Банка России предложения о создании в учреждениях Банка резервных фондов банкнот и монеты; осуществляет учет эмиссионных операций; анализирует купюрное строение денег, находящихся в обращении и резервных фондах Банка России; прогнозирует объемы, купюрный состав банкнотной эмиссии по регионам и в целом по Российской Федерации на предстоящий период. Департамент регулирования денежного обращения Банка России -методическое обеспечение Банка России в целях реализации его функции по организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.

Департамент общественных связей Банка России– информирование общественности о деятельности Банка, организация взаимодействия Банка со средствами массовой информации; анализ общественного мнения о деятельности Банка.  Сводный экономический департамент обобщает все экономические данные и показатели банковской отчетности. Департамент международных финансово-экономических отношений занимается налаживанием связей с зарубежными финансовыми институтами.

Территориальное учреждение ЦБ РФ - обособленное подразделение ЦБ РФ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций: денежно-кредитного регулирование; организации денежного обращения и расчетов; обслуживания счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов и др.

 

44. Лицензирование совершения банковских операций.

     Банковский надзор начинается с лицензирования. Его цель - ограничить совершение банковских операций только теми юр. лицами, которые соответствуют определенным требованиям: минимальное требование к капиталу;  качество руководящего состава; ограничение прав собственности (в некоторых странах в индивидуальной собственности может находиться не более 5% оплаченного акционерного капитала банка). Институт лицензирования банковской деятельности призван защитить интересы вкладчиков и других клиентов банков от некомпетентного управления и рисков, а также интересы государства по поддержанию стабильности в экономике. Банковская лицензия — это разрешение в форме индивидуально определенного документа Банка России, выданное банку или небанковской кредитной организации в подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым для осуществления указанных в нем банковских операций, и обязывающее к проведению этих операций. Выдаваемая Банком России и получаемая кредитной организацией лицензия – это бессрочное разрешение на совершение банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В настоящее время порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также отзыва лицензий регламентируется федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», а также Инструкцией ЦБР «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Признаками банковской лицензии являются: официальность, обязательность, бессрочность, индивидуальная определенность (персонифицированный характер лицензии), непередаваемость, единообразность. Кредитные организации могут иметь несколько видов лицензий. Генеральная лицензия, содержащая все возможные банковские операции, является основной. Однако она может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала). Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ: являются основанием для осуществления банковских операций; учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, содержат перечень банковских операций, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, выдаются без ограничения сроков их действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с него всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора. Существуют следующие виды лицензий на осуществление банковской деятельности: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях; лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; лицензия на осуществление инкассации; лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и др

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"