Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

фин.право.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 

26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.

Межбюджетные правоотношения — урегулированные нормами бюджетного законодательства взаимоотношения  между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Данные правоотношения охватывают не только вопросы перераспределения средств между бюджетами разных уровней, но и отношения по поводу организации и осуществления бюджетного процесса между органами власти и самоуправления различных уровней. В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение переданных государственных полномочий. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности, а также в межбюджетных трансфертах. Одним из основных принципов межбюджетных правоотношений является бюджетный федерализм — это исходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. В сфере бюджетной деятельности в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое и кредитное регулирование; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты — это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Необходимо отметить, что с 1 января 2008 г. новой формой межбюджетных трансфертов стали перечисления бюджетам государственных внебюджетных фондов. Одновременно из числа межбюджетных трансфертов исключены бюджетные кредиты. Основными видами (формами) межбюджетных трансфертов являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ или муниципальных образований, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, а также межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Дотация — это не оговариваемые целевым назначением бюджетные средства в твердо выраженной сумме, предоставляемые по решению законодательного органа власти на основе юридического акта из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня. Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выделение субсидии предполагает долевое участие в финансировании государственных или муниципальных мероприятий. Субвенция — это форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

 

27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

     Ответственность за нарушение бюджетного законодательства урегулирована частью четвертой Бюджетного кодекса РФ. В ст. 283 БК перечислены виды нарушений бюджетного законодательства, в том числе: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление (неполное перечисление) бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами. За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ в ст. 282 предусматриваются следующие санкции: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами. Правом применения указанных санкций обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (ст. 284 БК РФ). Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

 

28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.

     Государственные доходы — часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для финансирования государственной деятельности. Правовую основу регулирования доходов образуют: НК РФ, БК РФ, КоАП, ФЗ «Об особенностях эмиссии гос. и мун.ценных бумаг», ФЗ «О бюджетной классификации», законы об отдельных налогах, сборах, платежах и иные законодательные акты.  Доходы бюджета составляют: налоговые доходы (доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним) и неналоговые доходы: платежи штрафного характера (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества, штрафы), доходы от использования объектов фед.собственности, собственности субъектов Федерации  и мун.собственности (напр., плата за воду), доходы отдеятельности гос. или мун.органов, предприятий, доходы от продажи имущества, находящегося в гос. или мун.собственности, административные платежи и сборы (сборы ГИБДД и т.п.), суммы, получаемые в возмещение ущерба, доходы от внешнеэкон.деятельности, поступления от продажи гос.ценных бумаг и др.

- безвозмездные  поступления: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии; субвенции; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.

     Государственные расходы — урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения ден.средствами выполнения задач и функций государства. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Правовое регулирование государственных расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов РФ и актов местного самоуправления. Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов (централизованные расходы), и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные расходы). Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете, либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон  о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. Денежные средства, не учтенные в доходной части бюджета, не могут идти на финансирование бюджетных расходов (пр-п полноты бюджета) Как правило, выделяются следующие группы расходов: финансирование промышленного производства; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты.

 

30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз.ведению ил иоперативного управления ден.средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или мун.образований. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме, в национальной валюте РФ. Признаками налога являются: обязательность, безвозвратность и индивидуальная безвозмездность, денежный характер, публичное предназначение. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, иными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Отличия налога от сбора: налоги являются основным источником образования бюдж.доходов; цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или мун.образования, цель сборов – удовлетворение опред потребностей или затрат гос. и мун.учреждений; налоги – безусловные платежи, сбор уплачивается в обмен на опред. услугу;уплата налога является четко установленной обязанностью налогоплательщика, сбор характеризуется добровольностью - налогам свойственно периодичность, сбор обычно носит разовый характер. В НК закреплена следующая классификация налогов и сборов: 1) федеральные налоги и сборы 2) региональные 3) местные В зависимости от категории налогоплательщиков налоги подразделяются на: 1) налоги, уплачиваемые физическими лицами (НДФЛ, налог на имущество физ. лиц и др.); 2) налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций);

3) смешанные  налоги, уплачиваемые как физическими  лицами, так и организациями (НДС,  акцизы, таможенные и государственные  пошлины, земельный налог и  др.). По способу взимания: 1) прямые (реальные – налог на игор.бизнес, и личные – НДФЛ, учитывается платежесп-ть нал-ка). Устанавливаются непосредственно на доход или имущество нал-ка. 2) косвенные (индивидуально-косв. – акцизы, и универсано-косв. – НДС). Включаются в цену товара, услуги в виде надбавки. По периодичности уплаты: 1) регулярные  2) разовые (гос.пошлина)

Функции налогов: 1) Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. 2) Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). 3) Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. Маневрирование нал.ставками, штрафами, ввод и отмена налогов. 4) Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. 5) Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. 6) Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов (н-г на игорный бизнес) Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д. (водный н-г)

 

31. Налоговая система РФ.

     Налоговая  система представляет собой единую  совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований. В РФ устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, субъектов РФ (региональные) и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными и местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и, соответственно, законами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные налоги — на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении каждого регионального и местного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному налогу. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и местного самоуправления могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Другие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. По уровням бюджетов налоги и сборы распределяются следующим образом: 1) федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц

  налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина; 2) региональные налоги: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог; 3) местные налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

 

32. Понятие налогового права и его место в системе финансового права. Источники налогового права.

Налоговое право является подотраслью финансового права, отраслью публичного права. Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога. Предмет налогового права - это совокупность властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. В налоговом праве выделяют два метода: 1) м. властных предписаний (императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства; 2) гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика. Например, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа на основе специального соглашения. Источниками налогового права являются принятые в официальном порядке предписания властного порядка, в которых закрепляются общезначимые правила поведения, обеспечивающиеся системой государственных гарантий и санкций. 1) Конституция. Ст. 57: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. 2) международные договоры,  среди которых выделяют соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи государственных органов РФ и зарубежных стран в сфере налогообложения и т.д. Если международным договором установлены иные нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, подлежат применению нормы международного договора. 3) НК и принятые в соответствии с ним ФЗ 4) законы субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления 5) указы президента РФ 6) постановления правительства (порядок ведения единого гос.реестра, порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам и т.п.) 7) акты/постановления МинФина (утверждает формы нал.деклараций, определяет особенности постановки на учет КН и т.п.), МВД (ведомственные приказы), ФНС (утверждает формы налоговых уведомлений, формы требований об уплате налога и т.п.) 8) акты/постановления судебных органов

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"