Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

фин.право.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

    

 

19. Понятие закона о бюджете. Его структура.

  В законе  о бюджете должны содержаться  основные характеристики бюджета,  к которым относятся общий  объем доходов бюджета, общий  объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.  Законом о бюджете  устанавливаются: перечень главных администраторов доходов бюджета; перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов  на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам; источники финансирования дефицита бюджета (в случае принятия федерального бюджета с дефицитом); верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; иные показатели. В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета. Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования. Законом о бюджете может быть предусмотрено использование доходов бюджета по отдельным видам неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, на цели, установленные законом о бюджете, сверх соответствующих бюджетных ассигнований и (или) общего объема расходов бюджета.

 

20. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ. Принципы бюджетной системы РФ.

     Бюджетное устройство — организация бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система РФ состоит из 3-х уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; 2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты.

В ст. 28 БК РФ закреплены следующие принципы построения бюджетной системы: единство - единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы - закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы; самостоятельность бюджетов - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и т.п.; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов - все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах; равенство бюджетных прав - определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов и местных бюджетов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Кодексом; сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита; эффективность и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств; прозрачность (открытость) - обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов - расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита; достоверность - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; подведомственность расходов бюджетов - получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;

 адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования; единство кассы - зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

 

    

21. Бюджетный процесс и его стадии.

В соответствии с БК под бюджетным процессом понимается процесс составления проекта бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения. Бюджетный процесс делится на четыре стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчетности об исполнении бюджета. Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

 1 стадия : Правительство РФ, МинФин, ЦБ Все участники бюдж.процесса: президент, высшее долж.лицо субъекта, главы мун.обрзований, законодат. и исп.органы власти и органы мест.самоуправления, органы гос.фин.контроля, органы управления гос.внеб.фондами, главные распорядители, главные администраторы доходов бюджета, получатели бюдж.средств. Проект бюджета составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Бюдж.проект ориентируется на Бюдж. послание Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период. Послание направляется Фед.Собранию не позднее марта году, предшеств.  финансовому. Проект бюджета составляется на основе прогноза соц.-экон. Развития в целях фин.обеспечения расходных обязательств. Он опирается на послание президента и осн.направления бюджетной и налоговой политики.. МинФин вносит проект ФЗ  в Правительство не позднее 15 дней со дня внесения проекта в Гос.Думу. Порядок и сроки составления местных бюджетов устанавливаются местными администрациями.

2 стадия Правительство РФ не позднее 26 августа текущего года вносят на рассмотрение Гос.Думы проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года. В законе (решении о бюджете) должны содержаться характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем дохода бюджета,общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, нормативы распределения доходов между бюджетами бюдж.системы РФ, в случае если они не установлены Бюдж.законодательством. В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета. Правительство РФ, высшие органы гос.власти субъектов, местные администрации мун.образований вносят на рассмотрение в законодательные органы проект ФЗ на очередной фин.год и план.период. Субъекты – не позднее 15 октября, местные бюджеты – не позднее 15 ноября. В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/12 части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году. Одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Гос.Думу проекты федеральных законов: о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период; о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период. ЦБ вносит направления единой государственной ден.-кредит.политики. Государственная Дума рассматривает проект ФЗ о федеральном бюджете в трех чтениях.

1 чтение Проект ФЗ о федеральном бюджете рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ. Обсуждается концепция проекта, прогноз соц.-экон. развития РФ, в т.ч. прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции.

Если ГД принимает  законопроект в 1 чтении, то утверждаются осн.характеристики бюджета. В случае отклонения в 1 чтении проекта ФЗ Гос. Дума может: передать указанный законопроект в согласительную комиссию,состоящую из представителей Государственной Думы,  Совета Федерации и Правительства РФ, вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ. (2-ой и 3-ий вариант возможен только в рамках 1-го чтения). По итогам рассмотрения в первом чтении проекта ФЗ о федеральном бюджете на принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год. 2 чтение. Рассматривается в течение 35 дней со дня его принятия в 1-м чтении. Предметом рассмотрения Государственной Думы проекта ФЗ о федеральном бюджете во 2 чтении являются бюджетные ассигнования, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, программа государственных внутренних и внешних заимствований РФ. 3 чтение Проект ФЗ рассматривается в течение 15 дней со дня принятия законопроекта во 2 чтении. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой ФЗ в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает его в течение 14 дней. В случае отклонения ФЗ Советом Федерации он передается в согласительную комиссию. Одобренный Советом Федерации ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ ФЗ он передается в согласительную комиссию, в которой должен быть представитель Президента. 3 стадия Исполнение бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Фед.Казначейством. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата; зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; уточнение администратором доходов бюджета, платежей в бюджеты бюджетной системы РФ; перечисление Фед. казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата. Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. 4 стадия Бюджетная отчетность включает в себя: 1) отчет об исполнении бюджета 2) баланс исполнения бюджет 3) отчет о фин.результатах деятельности 4) отчет о движении ден.средств 5) пояснительная записка Бюдж.отчетность любого публично-правового образования является годовой. Отчет об исполнении бюджета – ежеквартальным. Бюдж.отчетность субъектов РФ, РФ, мун.образований представляется фин.органами в Правительство РФ, в высший исполнительный гос.орган субъекта, местную администрацию. Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения подлежит внешней проверке, которая включает в себя проверку бюдж.отчетности главных администраторов бюдж.средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета РФ. Фед.казначейство составляет и предоставляет в МинФин бюдж.отчетность РФ. Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения Гос.Думой подлежит внешней проверке Счет.Палаты.

 

22. Понятие бюджетного права, его источники.

Бюджетное право - подотрасль финансового права, включающую в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ. Предмет бюджетного права составляет целая группа норм, которые закрепляют и регулируют: бюджетное устройство РФ;  с о с т а в доходов и расходов бюджетной системы; сбалансированность бюджетов;  права РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области бюджета; бюджетный процесс; ответственность за нарушение бюджетного законодательства. К источникам бюджетного права относятся: 1) нормы Конституции РФ. В Конституции устанавливаются общие положения и принципы бюджетного устройства государства. Так, ст. 71, 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в отношении бюджета; ст. 101, 104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля его исполнения, а также полномочия органов государственной власти в области бюджетной политики. 2) кодексы: Бюджетный кодекс РФ, КоАП 3) принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных фондов; 4) указы президента 5) постановления Правительства (напр., «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов гос.внеб.фондов РФ на очередной фин.год и плановый период») 6) международные договоры Российской Федерации. Если  международным договором установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.. Так, Россия перешла на единую бюджетную классификацию (группировку доходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европейского союза.

 

23. Правовое регулирование составления бюджета.

  Бюджетный процесс делится на четыре стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчетности об исполнении бюджета. Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. 1 стадия : Правительство РФ, МинФин, ЦБ Все участники бюдж.процесса: президент, высшее долж.лицо субъекта, главы мун.обрзований, законодат. и исп.органы власти и органы мест.самоуправления, органы гос.фин.контроля, органы управления гос.внеб.фондами, главные распорядители, главные администраторы доходов бюджета, получатели бюдж.средств. Проект бюджета составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Бюдж.проект ориентируется на Бюдж. послание Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период. Послание направляется Фед.Собранию не позднее марта году, предшеств.  финансовому. Проект бюджета составляется на основе прогноза соц.-экон. развития в целях фин.обеспечения расходных обязательств. Он опирается на послание президента и осн.направления бюджетной и налоговой политики. МинФин вносит проект ФЗ  в Правительство не позднее 15 дней со дня внесения проекта в Гос.Думу. Порядок и сроки составления местных бюджетов устанавливаются местными администрациями.

 

24. Стадия исполнения бюджета. Ее участники.

Бюджетный процесс  делится на четыре стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчетности об исполнении бюджета. 3 стадия Исполнение бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Фед.Казначейством. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата; зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; уточнение администратором доходов бюджета, платежей в бюджеты бюджетной системы РФ; перечисление Фед. казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата. Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

 

25. Правовое положение государственных внебюджетных фондов.

     Гос.внеб.фонд  – фонд денежных средств, образуемый  вне федерального бюджета и  бюджетов субъектов РФ, предназначенный  для реализации социальных задач,  в том числе: финансирования  выплаты пенсий, пособий, материальной  помощи, медицинского обслуживания и т.д. Правовой основой формирования и использования внеб.фондов являются БК РФ и другие нормативные акты. Государственными внебюджетными фондами РФ являются: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Гос.внеб.фонды управляются органами гос.власти. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; добровольных взносов физических и юридических лиц; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов гос.внеб.фондов осуществляется Фед.Казначейством. По окончании бюдж.года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Фед.собранию в форме ФЗ. Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд РФ, правовой режим которого определен ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О гос.пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Пенсионный фонд – самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав фед.бюджета. Он подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Средства этого  фонда расходуются на выплату пенсий и некоторых соц.пособий, в т.ч. по уходу за ребенком, оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» создан фонд обязательного медиц.страхования. Деятельность данного фонда направлена на реализацию гос.политики в области обязательного мед.страхования граждан как составной части гос.соц.страхования. Осн.направления расходования средств: финансирование обязат.мед.страхования, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязат.мед страхования и др. Фонд соц.страхования создан в соответствии с постановлением Правительства «О ФСС РФ». Средства этого фонда направляются на выплату пособий по врем.нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"