Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

фин.право.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

     Финансовый контроль – контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования ден.фондов государства и мун.образований в целях осуществления эффективной фин.политики для обеспечения прав и свобод граждан. Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сфере, а также во всех звеньях финансовой системы; также объектом являются материальные трудовые ресурсы. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в фин. и хоз.деятельности. он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-мат.ценностей и ден.средств. Принципами осуществления финансового контроля являются: Принцип гласности при осуществлении фин.деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан содержания проектов различных фин.актов, отчетов об их исполнении, результатов ревизий и т.п. Принцип федерализма, который заключается разграничении компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Принцип законности означает точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего законодательства. Принцип плановости выражается в том, что финансовая деятельность основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, смета расходов бюджетных организаций и др. Специфическими принципами являются: независимость контроля, объективность и компетентность.

 

11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.

     Любой вид делится на следующие формы.  1) Предварительный контроль - осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении проекта бюджета, утверждении финансовых планов и т. д. 2) Текущий контроль - осуществляется в ходе проведения денежных операций. 3)  Последующий контроль - осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Финансовый контроль непрерывен. Виды: 1) государственный: общегосударственный (межведомственный контроль); внутрихозяйственный; ведомственный. 2) общественный

Общегосударственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, исполнительной власти, в т. ч. специально созданными органами исполнительной власти. Указ президента «О мерах обеспечения гос фин контроля РФ» от 25 июля 1996 года. Исходя из этого указа, государственный финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, за использованием кредитных ресурсов, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, гос резервов, за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция внутри предприятия, учреждения, организации. Главное его назначение - непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств. Ведомственный контроль осуществляют руководители главных управлений, управлений подчиненных и подведомственных им подразделений, а также должностные лица, к которым относятся начальники финансовых служб, главный бухгалтер, имеющие право подписи финансовых документов.

    

12. Основные методы финансового контроля. Ревизия. Акты ревизии.

1)ревизия – наиболее действенный метод последующего контроля. Цель – изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность, и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. 2)тематическая проверка (обследование) – в отличие от ревизии проводится по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными участниками (сторонами) хозяйственной и финансовой деятельности. 3)Счетная проверка отчетности - контроль достоверности бухгалтерских отчетов и балансов. Одна из форм последующего контроля, осуществляемого планомерно с финансовыми органами, контролирующими платежи по прибыли (налог.органы, казначейство) 4)Обследование – в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансового экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития 5)Надзор – носит разовый характер, в отличие от контроля, который постоянен. Он проводится контролирующими органами  за экономическими субъектами   и предполагает  соблюдение ими установленных правил и нормативов 6)Анализ фин деятельности - Предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, фин состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.7)Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использование выданной ссуды, финансовым состоянием предприятия-клиента. Ревизии могут проводить: Счетная палата РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России; Федеральное казначейство Минфина России; территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств. Как правило, ревизии осуществляется на основе заранее составленной программы работы ревизоров. По содержанию ревизии различают документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые (по требованию определенных следственных органов и иных уполномоч.органов). Плановые ревизии в производственной сфере осуществляются не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года. По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.

 

13. Государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, который способствует созданию условий для финансовой стабилизации. Он включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Государственный финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами не реже одного раза в год. Действующим законодательством предусмотрены различные виды мероприятий, проводимых в рамках государственного контроля. К ним, в частности, можно отнести: ревизии и проверки, проводимые Счетной палатой Российской Федерации; налоговые проверки, проводимые налоговыми органами; таможенные ревизии, проводимые таможенными органами; ревизии и документальные проверки, проводимые контрольно-ревизионными органами и органами федерального казначейства, Министерства финансов РФ; ревизии и документальные проверки, проводимые органами внутренних дел и т.д.

 

14. Счетная палата РФ как орган финансового контроля.

    Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в России, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. Счетная палата также осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений.

 

15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.

В настоящее  время Федеральное казначейство действует на основании Постановления  Правительства РФ от 01.12.2004 №703 ≪О Федеральном казначействе≫. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Главные задачи органов Казначейства состоят в следующем: ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

составляет  и представляет в Минфине России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ; осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;  осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета; осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствам федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций…

 

16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора— федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Деятельность регламентируется главным образом Постановлением Правительства  “Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора ”. Основные функции: проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере; осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ; организация, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право: проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка); направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств; заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций и др.

 

17. Правовые основы аудита.

По сравнению с другими  методами контроля аудит обладает рядом  преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отметить, что обязательный аудит — это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором с хозяйствующим субъектом и проводится по решению организации. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в том случае, если: 1) если организация имеет организационно-правовую форму ОАО; 2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж; 3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом; 4) если объем выручки от реализации ТРУ за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей; 5) если организация (за исключением гос.предприяитй) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность; 6) в иных случаях, установленных федеральными законами. По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Аудитором может быть как физ., так и юр.лицо. Лицензию не требуется: 1) нужно сдать квалифик.экзамен, платно; 2) высшее образование; 3) стаж работы не менее 3-х лет, и не менее 2-х в аудит.компании. После этого вас вносят в реестр аудиторов.

 

18. Понятие и значение бюджета. Структура бюджета.

Бюджет (экон.) – план государства по созданию, распределению  и использованию государственного централизованного фонда денежных средств, местных фондов, необходимых государству и местному самоуправлению для осуществления своих задач и функций. Бюджет (юрид.) – план государства, который облечен в форму ФЗ. Исключительная роль бюджета проявляется в том, что он создает материальную базу функционирования государства и местного самоуправления. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики. С помощью бюджета реализуются государственные и местные программы по развитию и эффективному функционированию отраслей экономики, укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, повышению уровня жизни населения, поддержке развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и т.д. Бюджет государства создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и социальной сферы на всей территории страны и является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства. Структура бюджета План состоит из 2-х частей: доходы и расходы. ФЗ-ом установлено принятие плана на 3 года: 1-ый год – текущий финансовый год с 1 янв – 31 дек.; 2-ой и 3-ий – плановые периоды. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходную часть бюджета составляют: налоговые доходы (доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним), неналоговые доходы: платежи штрафного характера (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества, штрафы); доходы от использования объектов фед.собственности, собственности субъектов Федерации  и мун.собственности (напр., плата за воду); доходы отдеятельности гос. или мун.органов, предприятий; доходы от продажи имущества, находящегося в гос. или мун.собственности; административные платежи и сборы (сборы ГИБДД и т.п.); суммы, получаемые в возмещение ущерба; доходы от внешнеэкон.деятельности; поступления от продажи гос.ценных бумаг и др., безвозмездные поступления; дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии; субвенции; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Расходы бюджета определяются задачами, стоящими перед государством и мун.образованиями.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"