Роль Центрального банка РФ в осуществлении финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности Центрального банка РФ и его роли в осуществлении финансового контроля. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его основные задачи и функции;
2. проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ)……………………………5
1.1. Общая характеристика Банка России: задачи и функции………..5
1.2. Конституционно-правовой статус Центрального банка РФ……10
1.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ………...15
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

Файлы: 1 файл

курсач .doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 Элементом банковского надзора является работа по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования, которая позволит определять проблемные банки на ранней стадии, а не тогда, когда финансовые трудности приобретут необратимый характер и единственной мерой останется только отзыв лицензии у банка. Проблемный банк - это банк, в деятельности которого содержится потенциальная или реальная угроза интересам его кредиторов. О реальной угрозе могут говорить такие показатели, как наличие неоплаченных документов клиентов в связи с недостаточностью или отсутствием средств на корреспондентском счете кредитной организации, систематическое несоблюдение обязательных экономических нормативов и т.д. Потенциальную угрозу представляют действия кредитной организации, направленные на принятие дополнительных рисков банком14.

Существует несколько главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации  штраф в размере до 1 процента  размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1 процента  минимального размера уставного  капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

  • осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
  • замены руководителей кредитной организации;
  • осуществления реорганизации кредитной организации.

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление  кредитной организацией отдельных  банковских операций, предусмотренных  выданной ей лицензией на осуществление  банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию  по управлению кредитной организацией  на срок до шести месяцев. Порядок  назначения и деятельности временной  администрации устанавливается  федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление  реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения  возникнут основания для применения  мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые  самостоятельно или в силу  существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой

информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил15.

Банковская система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике. Существует двусторонняя взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.

 К основным целям надзора  за коммерческими банками являются:

  • защита мелких вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;
  • защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым будет подорвано доверие ко всей системе);
  • обеспечение доверия тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на международном банковском рынке;
  • защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.

 Органы денежно-кредитного регулирования призваны обеспечить стабильность денежного обращения и национальной валюты, что невозможно без ограничения кредитной экспансии банков, которые теоретически могут «создать» любое количество платёжных средств.

 Надзор построен на принципе принятия мер предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммерческими банками средств в банковские и в небанковские структуры. Защита акционеров и пайщиков обычно не входит в функции надзорных органов.

 Удовлетворительная система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных связей. Наиболее важными являются следующие:

  • кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство;
  • разработка адекватных и чётко установленных стандартов учёта и отчётности;
  • система надзорных органов, их функций, полномочий;
  • сущность практики надзора, её последовательность;
  • система коррективных мер и экономических санкций;
  • обнародование для широкой общественности банковской отчётности.

 Важнейшей предпосылкой эффективного  надзора является наличие требований, предъявляемых к системе бухгалтерского  учета. Они представляют собой  правила, которым должны следовать  при подготовке своих балансовых  отчётов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнёров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчётность заёмщиков, чтобы осуществлять кредитный анализ. Стандарт отчётности должен быть единым, с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заёмщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчётность необходима не только для финансовой оценки отдельных банковских клиентов, но также для проведения сравнения различных банков, включая зарубежные.

Общий контроль осуществляется с помощью:

  • разработки и проведения во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • эмиссии наличных денег и организации их обращения;
  • установления правил осуществления расчетов с Российской Федерации;
  • валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, установление порядка расчетов с иностранными государствами;
  • валютного контроля, осуществляемого непосредственно и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса Российской Федерации;
  • анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикации соответствующих материалов и статистических данных.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что  главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, Центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Роль Центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Центральный Банк РФ - это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения. Первичная обязанность его в рыночной экономике - защищать стоимость и покупную способность денег и создавать нормальные условия функционирования финансовых рынков. Успешное выполнение функций Центрального банка – необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.

     В данной курсовой работе проведена попытка последовательного анализа деятельности Центрального Банка Российской Федерации в направлении осуществления денежно-кредитного регулирования и финансового контроля. Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование.

Информация о работе Роль Центрального банка РФ в осуществлении финансового контроля