Финансовый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы финансового контроля в РФ;
Подробно изучить государственный финансовый контроль в РФ;
Выявить основные пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы финансового контроля в РФ…………………………5
2.Государственный финансовый контроль…………………………………….22
3.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль в РФ (Научка).docx

— 69.37 Кб (Скачать файл)

 

«финансовая деятельность бессмысленна без контроля…»

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовый контроль в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2010

План

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы финансового контроля в РФ…………………………5

2.Государственный финансовый контроль…………………………………….22

3.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………..35

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………43 

Введение

 

Важным элементом бюджетного процесса является  финансовый контроль, который  обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в  период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором  хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без  создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Актуальность данной темы обусловлена  необходимостью наличия четко упорядоченной  и реально функционирующей системы  финансового контроля в каждом более  или менее развитом современном  государстве. Ибо эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти и одним из важнейших факторов государственного строительства.

Цель исследования – раскрыть содержание понятия финансовый контроль,  дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.

Задачи исследования:

    • Рассмотреть теоретические основы финансового контроля в РФ;
    • Подробно изучить государственный финансовый контроль в РФ;
    • Выявить основные пути совершенствования финансового контроля в РФ.

В работе рассмотрено 3 вопроса. В первом рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его содержание, значение, задачи. Также даётся характеристика объекта и субъекта финансового контроля, описаны виды, формы и методы финансового контроля. Во втором вопросе раскрыт контроль со стороны государства. И в последнем вопросе рассматриваются пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Основными источниками в данной работе будут: учебное пособие Уткина Э.А., Денисова А.Ф «Государственное и региональное управление», учебник под редакцией Г.Б. Поляка «Финансы», учебник под редакцией А.Г. Грязновой «Финансы», понятийно-терминологический справочник Алаева Э.Б. «Социально – экономическая география» и достаточно большой ряд федеральных нормативных правовых актов различных государственных органов РФ.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ  В РФ

 

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права  деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих  субъектов по проверке своевременности  и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления  доходов в соответствующие фонды  денежных средств, правильности и эффективности  их использования.

Финансовый контроль – важнейшее  средство обеспечения законности в  финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает  бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений  и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность  финансового контроля, осуществляемого  различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными  органами.1

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов  его осуществления.

В зависимости от правовой природы  субъектов, осуществляющих контрольную  деятельность, финансовый контроль делится  на следующие виды:

• государственный;

• внутрихозяйственный;

• финансово-кредитных органов (банковский контроль);

• общественный;

• независимый (аудиторский).

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет  следующие формы (способы конкретного  выражения и организации контрольных  действий):

• предварительный;

• текущий (оперативный);

• последующий.

Существуют несколько методов  осуществления финансового контроля: наблюдение,  проверка, обследование, анализ, ревизия.2

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для  получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной  системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и  перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми  службами для предотвращения нарушений  финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и  бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения.

Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с  уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется  путем сопоставления затрат с  действующими нормативами.3

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и  проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных  документов для выявления нарушений  финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении  отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий  круг показателей, что принципиально  отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос  и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта  контроля, необходимости реорганизации  производства и т.п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений  финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным  исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и  т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа.4

Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает  обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте  и основывается на проверке первичных  документов, учетных регистров, бухгалтерской  и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Бывают самые разнообразные  ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии  делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в  себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно  определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической  ревизии проверяется наличие  денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии  делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в  соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах  и ведомствах. Плановые ревизии в  производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в  непроизводственной сфере – не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные  и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия  – это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется  финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них  принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными. Законодательство предусматривает  проведение не реже одного раза в год  соответствующими контрольными и финансовыми  органами комплексных ревизий и  тематических проверок поступления  и расходования бюджетных средств  в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля:

• исполнение федерального бюджета  и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

• организация денежного обращения;

• использование кредитных ресурсов;

• состояние государственного внутреннего  и внешнего долга, государственных  резервов;

• предоставление финансовых и налоговых  льгот и преимуществ.5

В соответствии с установленным  законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:

• Счетная палата РФ;

• Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

• Министерство финансов РФ (Федеральное  казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая  служба);

• Государственный таможенный комитет  РФ;

• Федеральная служба России по валютному  и экспертному контролю;

• контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

• иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием  средств федерального бюджета и  федеральных внебюджетных фондов.6

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов  РФ.

Министерство финансов РФ – федеральный  орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. В  составе Министерства создана Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с  законодательством ревизии и  проверки финансово-хозяйственной  деятельности соответствующих хозяйствующих  субъектов. В связи с передачей  Министерству функций Федеральной  службы по надзору за страховой деятельностью  сфера деятельности Министерства как  субъекта государственного финансового  контроля существенно расширилась.

Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:

1) проводит в пределах своей  компетенции комплексные ревизии  и тематические проверки поступлений  и расходования средств федерального  бюджета;

2) контролирует в установленном  порядке рациональное и целевое  использование средств государственных  внебюджетных фондов и других  федеральных средств;

3) проводит документальные ревизии  и проверки финансово-хозяйственной  деятельности организаций по  заданиям правоохранительных органов;

Информация о работе Финансовый контроль в РФ