Финансовый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы финансового контроля в РФ;
Подробно изучить государственный финансовый контроль в РФ;
Выявить основные пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы финансового контроля в РФ…………………………5
2.Государственный финансовый контроль…………………………………….22
3.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль в РФ (Научка).docx

— 69.37 Кб (Скачать файл)

Основной целью деятельности аудиторов  является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам РФ. Аудиторы и аудиторские  фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации  в качестве субъекта предпринимательской  деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном  реестре аудиторов и аудиторских  фирм.

В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется  Центральным банком РФ, аудит страховых  организаций, общий аудит, а также  аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.15

При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами  и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

• проверять у хозяйствующих  субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

• получать разъяснения по возникшим  вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;

• по письменному запросу получать необходимую для осуществления  проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

• самостоятельно определять формы  и методы проведения аудиторской  проверки исходя из требований нормативных  актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а  также содержания поручения органов  суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских  фирмах;

• отказаться от проведения аудиторской  проверки в случае непредоставления проверяемым хозяйствующим субъектом  необходимой документации, а также  в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой  необходимости.16

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

1) неукоснительно соблюдать законность  в ходе проведения проверки;

2) квалифицированно предоставлять  аудиторские услуги;

3) обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки  и не разглашать их содержание  без согласия хозяйствующего  субъекта, за исключением случаев,  специально предусмотренных законом.17

Существует два вида аудиторских  проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их: обязательная и инициативная. Обязательная проверка проводится в  случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению  органов дознания, следователя при  наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в  производстве возбужденного (возобновленного  производством) уголовного дела, принятого  к производству гражданского дела или  дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется  аудиторское заключение (ревизионный  сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам  обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет  силу заключения экспертизы, назначенной  в соответствии с процессуальным законодательством.

В аналитической части заключения излагаются результаты экспертизы организации  бухгалтерского учета, составления  соответствующей отчетности и состояния  внутреннего контроля, а также  факты выявленных существенных нарушений  в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных  операций, которые нанесли или  могут нанести ущерб интересам  собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении  достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.18

Коротко говоря, под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее  средство обеспечения законности в  финансовой и хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов  его осуществления.

В зависимости от правовой природы  субъектов, осуществляющих контрольную  деятельность, финансовый контроль делится на государственный,  внутрихозяйственный, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественный, независимый (аудиторский).

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет  следующие формы (способы конкретного  выражения и организации контрольных  действий): предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Существуют несколько методов  осуществления финансового контроля: наблюдение,  проверка, обследование, анализ, ревизия.

 

 

2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием  специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путём проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные  с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.19

В соответствии с российским законодательством  государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы – Счётную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Федеральную налоговую службу РФ, ГТК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

Эти органы обязаны периодически осуществлять комплексные ревизии и тематические проверки в федеральных органах  исполнительной власти, учреждениях  и организациях, использующих государственные  средства. Средства, израсходованные  незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию органов контроля.

Непосредственно к деятельности органов  государственного финансового контроля примыкает контрольная деятельность органов представительной власти, а  также Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и  принятии проектов законов. 20

Непосредственно к деятельности органов  государственного финансового контроля примыкает контрольная деятельность органов государственной власти, а также Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и  принятии законов и прежде всего  при рассмотрении и утверждении  проектов федерального и нижестоящих  бюджетов, бюджетов государственных  и местных внебюджетных фондов, а  также при утверждении отчётов  об их исполнении. В частности, комитеты Государственной Думы по бюджету  и налогам, финансам и банкам и  соответствующие подкомитеты ведут  экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений  по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.

Финансовый контроль со стороны  Счётной  палаты  РФ

Особое место в системе финансового  контроля принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства  РФ, постоянно действующий орган  государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и  подотчётный Федеральному Собранию РФ.

Объектом контроля со стороны Счётной  палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счётной  палаты, относятся:

1) все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки,  страховые компании и другие  финансово-кредитные учреждения, их  союзы, ассоциации и иные объединения  вне зависимости от видов форм  собственности, если они получают, перечисляют, используют средства  из федерального бюджета или  используют федеральную собственность  либо управляют ею, а также  имеют предоставленные федеральным  законодательством или федеральными  органами государственной власти  налоговые, таможенные и иные  льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные  фонды и иные негосударственные  некоммерческие организации, на  деятельность которых контрольные  полномочия Счётной палаты распространяются  в части, связанной с получением, перечислением или использованием  ими средств федерального бюджета,  использованием федеральной собственности  и управлением ею, а также в  части предоставленных федеральным  законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. 21

Таким образом, область действия контрольных  полномочий Счётной палаты в отношении  указанных субъектов связана  с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной  собственностью.

В рамках задач, определённых законодательством, Счётная палата обладает организационной  и функциональной независимостью. Деятельность Счётной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых  государственных расходов. К основным задачам Счётной палаты относятся:

– организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объёмам, структуре  и целевому назначению; определение  эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности;

– оценка обоснованности доходных и  расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

– финансовая экспертиза проектов федеральных  законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– анализ выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

– контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

– регулярное представление Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.22

Особенно выделены полномочия Счётной  палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга  РФ и за использованием кредитных  ресурсов, а именно за:

– управлением и использованием государственного долга;

– законностью, рациональностью и  эффективностью использования иностранных  кредитов и займов, получаемых правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

– эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Информация о работе Финансовый контроль в РФ