Финансовый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы финансового контроля в РФ;
Подробно изучить государственный финансовый контроль в РФ;
Выявить основные пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы финансового контроля в РФ…………………………5
2.Государственный финансовый контроль…………………………………….22
3.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль в РФ (Научка).docx

— 69.37 Кб (Скачать файл)

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим  основным направлениям.  Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей  составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности  является принятие единой концепции  государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового  контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности  контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств.

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности  проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих  право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля,  - Министерства финансов РФ, органов  федерального Казначейства, Счётной  палаты РФ, контрольных органов, созданных  главными распорядителями и распорядителями  бюджетных средств при осуществлении  последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов  государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых  технологий открывает перспективы  повышения эффективности использования  государственных ресурсов.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает  проблема повышения качества оказываемых  аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих  деятельность аудиторских организаций  помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению  качества оказываемых аудиторских  услуг будут способствовать и  такие факторы, как создание методик  оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

В современных условиях своего решения  требует законодательное обеспечение  внутрихозяйственного финансового  контроля. Следует законодательно закрепить  основы функционирования служб внутреннего  контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм , методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений  должностных лиц, сохранности  и  рациональному использованию финансовых ресурсов.

Дальнейшему развитию и совершенствованию  общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных  аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом; обеспечение возможности участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Роль финансового контроля в  создании адекватной современным экономическим  условиям системы управления финансами  трудно переоценить.  Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Коротко говоря, финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.

В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение  экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.

Поэтому актуальным на сегодняшний  день представляется введение новых  перспективных систем и методов  в сферу финансового контроля.

 

 

Заключение

 

В заключение хочется сказать, что  под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее  средство обеспечения законности в  финансовой и хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов  его осуществления.

В зависимости от правовой природы  субъектов, осуществляющих контрольную  деятельность, финансовый контроль делится на государственный,  внутрихозяйственный, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественный, независимый (аудиторский).

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет  следующие формы (способы конкретного  выражения и организации контрольных  действий): предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Существуют несколько методов  осуществления финансового контроля: наблюдение,  проверка, обследование, анализ, ревизия.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием  специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путём проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот.

В соответствии с российским законодательством  государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Оперативный контроль возложен на следующие  государственные органы – Счётную  палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Федеральную налоговую службу РФ, ГТК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

Эти органы обязаны периодически осуществлять комплексные ревизии и тематические проверки в федеральных органах  исполнительной власти, учреждениях  и организациях, использующих государственные  средства. Средства, израсходованные  незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию органов контроля.

Для осуществления финансового  контроля также создаются особые негосударственные контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Формирование основ рыночной экономики  повышает роль тех видов финансового  контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без посредственного  участия государственных контролирующих органов.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский    контроль  представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Внутрихозяйственный   контроль   осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты.

К видам финансового контроля традиционно  относят и  общественный   контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также  общественными организациями и  объединениями, т.е. без участия специальных  государственных органов.

Роль финансового контроля в  создании адекватной современным экономическим  условиям системы управления финансами  трудно переоценить.  Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

 

Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится  на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению  целого ряда серьезных проблем. Бюджетные  средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций  в большей части скрыты, огромны  неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.

В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение  экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.

Поэтому актуальным на сегодняшний  день представляется введение новых  перспективных систем и методов  в сферу финансового контроля.

 

Список литературы

Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический справочник. – Спб. – 2006.

Андреев А.Г.Никольский Д.В .К истории становления государственного финансового контроля в России. М. - 2007.

Балабанов А.И., Балабанов  И.Т. Финансы. - СПб. – 2000.

Государственное и региональное управление. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Учебное пособие. М. - 2008.

Информационные материалы Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой. – М. - 2003.

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М. – 2004.

Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М. – 2006.

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Ковалёва – М. – 2001.

Финансы: Учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М. - 2000.

 

Нормативные источники:

Конституция Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Таможенный кодекс РФ.

Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации».

Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Информация о работе Финансовый контроль в РФ