Роль Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование эффективности политики Центрального Банка и анализ их практического применения. Объектом изучения является деятельность ЦБ РФ в области денежно-кредитного регулирования. Предметом изучения является инструментарий проведения денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1 . Центральный Банк РФ



1.1 История развития Центрального Банка РФ………………………...5

1.2 Цели и задачи деятельности Центрального Банка РФ…………….12



Глава 2. Эффективность политики Центрального Банка РФ



2.1 Основные задачи, методы и формы денежно-кредитного регулирования Центрального банка РФ………………………………………15

2.2 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики Центрального банка РФ………………………………………………………..17

2.3 Направления реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ………………………………………………………..22



Глава 3. Перспективы политики Центрального Банка РФ……………..…….25

Заключение……………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………………….32

Файлы: 1 файл

кумсишкина курсовая.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1 . Центральный Банк РФ

         

          1.1 История развития Центрального Банка РФ……………………...5

          1.2 Цели и задачи деятельности Центрального Банка РФ………….12

 

Глава 2. Эффективность политики Центрального Банка РФ

         

          2.1 Основные задачи, методы и формы денежно-кредитного регулирования Центрального банка РФ………………………………………15

           2.2 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики Центрального банка РФ………………………………………………………..17

           2.3 Направления реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ………………………………………………………..22

 

Глава 3. Перспективы политики Центрального Банка РФ……………..…….25

Заключение……………………………………………………………………..30

Список использованных источников………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Банковская система России - один из важнейших элементов ее финансовой системы. Как и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного опыта, опыта первых лет экономических реформ в России, современных представлений о сущности и назначении банковских учреждений.

           Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

          В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

           Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключен другой результат - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

            Целью данной работы является исследование эффективности политики Центрального Банка и анализ их практического применения.

           Поставленная цель определяет следующие задачи выпускной квалификационной работы:

           1) Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы.

           2) Показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.

            3) Проанализировать итоги денежно-кредитной политики за 2010 год.              

           Объектом изучения является деятельность ЦБ РФ в области денежно-кредитного регулирования. Предметом изучения является инструментарий проведения денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

          Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Центральный Банк РФ

 

1.1 История развития Центрального Банка РФ

     

           Центральный банк занимает особое место в финансовой системе. В отличие от банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом.

           Экономисты связывают возникновение центрального банка с получением привилегии или исключительного права на эмиссию банкнот. Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом.

            В первой половине 1990г. был создан Государственный банк РСФСР, а в конце года принят закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), согласно которому он стал главным банком РСФСР, подотчетным Верховному Совету РСФСР. В Законе были определены функции Банка России в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования акционерных и кооперативных банков. Тогда же (в декабре 1990г.) были приняты Законы «О Государственном Банке СССР» и «О Банках и банковской деятельности». Предполагалось создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы, в которую входили бы Госбанк СССР и учреждаемые в это время на базе его республиканских контор национальные банки.

          В ноябре 1991г. Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк Российской Федерации единственным на территории России органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. ЦБ РФ предписывалось до 1 января 1992г. Принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. Государственный банк СССР был упразднен 20 декабря 1991г., и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РФ переданы Центральному банку РФ (Банку России).

          В июне 1991г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

          В ноябре 1991г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

           20 декабря 1991г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

           В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

           С декабря 1992г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

           Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

           В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

            С 1995г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. Государство получало эмиссионный доход благодаря исключительному, монопольному праву центрального банка создавать деньги, а также прибыль от коммерческой деятельности банка. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в России, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Эмиссионная деятельность центрального банка более определяется целями денежно-кредитной политики, нежели соображениями сеньоража. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, т. е. ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.        

            С самого начала планировалось, что Банк России будет независимым государственным органом в проведении денежно-кредитной политики. Именно в таком контексте можно трактовать ст. 75 Конституции РФ. В ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится о том, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти. Многие властные полномочия были переданы Национальному банковскому совету.

           Структура Банка России включает: Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет директоров, центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), другие организации, включая вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения.

           Как уже отмечалось, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил современную структуру управления ЦБР. Раньше высшим органом управления ЦБР был совет директоров, а Национальный банковский совет выполнял консультативные и экспертные функции. Теперь Национальный банковский совет становится органом управления ЦБР, при этом подчеркивается его значение как коллегиального органа. В компетенцию Национального банковского совета входят: а) утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов (в том числе расходов на содержание служащих и социальное страхование) и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР, порядка формирования провизий и распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБР; б) решение вопросов, связанных с участием ЦБР в капиталах кредитных организаций; назначение главного аудитора ЦБР, определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности ЦБР; в) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений; г) рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности банка и т. п.

           С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001г. в основном преодолел последствия кризиса [1].

           Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

           В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

           Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

            Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

           Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного банковского надзора.

            С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004г. Банк России принял ряд документов, в том числе Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и инструкцию «Об обязательных нормативах банков».

           В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003г. издал Указание «О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию», в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

           С принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

           В 2004г. на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием»; в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

           В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования, системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

           В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

           В апреле 2005г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».

          

 

 

 

1.2 Цели и задачи деятельности Центрального Банка РФ

 

           Центральный банк — крупнейший финансовый центр, ко­торый через систему экономических рычагов воздействует на деятельность банков, взаимодействующих с промышлен­ностью, сельским хозяйством, торговлей, структурами всех форм собственности. Центральный банк не ведет операции с деловыми фирмами или населением. Его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации. Основной функцией ЦБ РФ является про­ведение общенациональной денежно-кредитной политики (распределение денежных ресурсов и формирование влияния на денежный рынок).

           В денежно-кредитной политике существует довольно сложная иерархия целей, многообразие методов и инструментов, с помощью которых она проводится. Часто бывает довольно сложно отличить, что является целью, а что - средством ее достижения. Кроме того, существуют различные точки зрения по вопросу, должна ли денежно-кредитная политика носить дискреционный характер или она должна представлять собой некие правила, закрепленные законодательством. Эти проблемы денежно-кредитной политики сказались на Федеральном законе о Центральном банке. В принципе, любую операцию Центрального банка можно рассматривать как инструмент политики, поскольку он является крупнейшим из банков и наделен такими полномочиями, что любые его действия могут повлиять на финансовые рынки. Так называемые ориентиры денежно-кредитной политики могут быть разными.

            Центральный банк – банк первого уровня двухуровневой банковской системы, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег.

           Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

           Традиционно перед центральным банком ставится пять основ­ных задач.

           Центральный банк призван быть:           

           1) эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монополь­ным правом на выпуск банкнот;

           2) банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-про­мышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

           3) банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

           4) главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов):

           5) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.[2]

          В раде стран эти задачи центральных банков закреплены зако­нодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

          В качестве банков центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

           Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе.

           Статус, цели, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России совместно с правительством РФ. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

 

 

2. Эффективность политики Центрального Банка РФ

    

           2.1 Основные задачи, методы и формы денежно-кредитного регулирования Центрального банка РФ

 

           Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

           Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

           В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

          1) политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

          2) политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

          Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами (Приложение А).

           Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

        

 

  Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики Банки и банковское дело.

           Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

           Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

           В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

           Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

           Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

            Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д.

Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

           Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

           Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

           Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

           Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

 

 

        

 

 

 

 

2.2 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

 

           Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. В основной набор таких инструментов входят: 1) операции на открытом рынке; 2) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям центрального банка; 3) резервные требования; 4) депозитные операции; 5) прямые количественные ограничения.

            Существуют некие базовые принципы применения этих инструментов на практике. Главным является принцип эффективности, который означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям. Можно выделить также принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций. Кроме того, важны простота, прозрачность, последовательность, надежность инструментов. Простота и прозрачность обеспечивают правильное понимание истинных намерений и целей использования инструментов. Принцип последовательности означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт. Принцип надежности требует минимизации финансовых и операционных рисков. Наконец, стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

           Рассмотрим более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

            К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

           В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

     Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

           Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов. 

 

           Таблица 1 - Что препятствует использованию инструментов рефинансирования Банка России?

 

Возможные ограничения

Инструменты рефинансирования Банка России  

Внутридневные кредиты

Прямое РЕПО

Ломбардный кредит

Валютный своп

Уровень процентной ставки

18%

68%

63%

63%

Лимиты

21%

13%

10%

21%

Обеспечение

20%

21%

24%

8%

Налогообложение

0%

6%

0%

0%

Бухучет

0%

13%

0%

1%

Нормативы Банка России

5%

8%

3%

3%

Инфраструктура

5%

10%

14%

9%

Иное

1%

1%

1%

2%

Ничего

52%

9%

15%

18%

 

           Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки.

           Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта .

           На протяжении 1991-2010 г.г. Центральный банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке. Ставка рефинансирования в 2010 году на 1 июня составила – 7,75%, что свидетельствует тому, что она снизилась на 0,25% (30 апреля 2010 – 31 мая 2010 составляла 8%).

 

           Таблица 1.1 – Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

 

Период действия

%

Нормативный документ

1 июня 2010 г. –

7,75

Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.

8

Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г.

8,25

Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г.

8,5

Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

28 декабря  2009 г. – 23 февраля 2010 г.

8,75

Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г.

9

Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5

Указание Банка России от 29.10.2009 № 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.

10

Указание Банка России от 29.09.2009 № 2299-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г. 

10,5

Указание Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75

Указание Банка России от 07.08.2009 № 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.

11

Указание Банка России от 10.07.2009 № 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5

Указание Банка России от 04.06.2009 № 2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г.

12

Указание Банка России от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г

12,5

Указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13

Указание Банка России от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

   

           Учетные (дисконтные кредиты) - это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

           Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

           Кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные - кредиты «овернайт», внутридневные кредиты - и среднесрочные - от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.

           Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 2 ноября 2010 года Центральный банк Российской Федерации провел ломбардные кредитные аукционы по американскому способу:

   1) со сроком кредита 7 календарных дней, дата предоставления ломбардного кредита Банка России по итогам аукциона – 3 ноября 2010 года, дата погашения ломбардного кредита и уплаты процентов по нему – 10 ноября 2010 года;

   2) со сроком кредита 3 месяца (91 календарный день), дата предоставления ломбардного кредита Банка России по итогам аукциона – 3 ноября 2010 года, дата погашения ломбардного кредита и уплаты процентов по нему – 2 февраля 2011 года.

        По итогам аукциона со сроком предоставления денежных средств на 7 календарных дней установлена ставка отсечения в размере 5,00% годовых.

        Средневзвешенная процентная ставка - 5,05% годовых.

         Ломбардный кредитный аукцион со сроком предоставления денежных средств на 3 месяца признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

 

           Обязательные резервы - один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.[3]

           Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования, в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

           Размер резервов - часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег. 

           Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

           Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

          Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке

 

Отчетный период

Объёмы операций с долларами США, всего за период, млн. USD

Объёмы операций с евро, всего за период, млн. EUR

Покупка

Продажа

Покупка

Продажа

Всего

Целевые

Всего

Целевые

Всего

Целевые

Всего

Целевые

март 2010

14 483,51

3 064,99

0,00

0,00

442,91

173,81

0,00

0,00

апрель 2010

11 336,70

4 172,65

0,00

0,00

411,84

169,65

0,00

0,00

май 2010

4 317,16

3 445,46

0,00

0,00

1 063,96

698,76

0,00

0,00

июнь 2010

1 660,64

1 660,64

0,00

0,00

416,99

416,99

0,00

0,00

июль 2010

464,27

464,27

0,00

0,00

29,30

29,30

0,00

0,00

август 2010

1 078,35

1 078,35

0,00

0,00

135,64

135,64

0,00

0,00

сентябрь 2010

0,00

0,00

1 172,47

1 172,47

0,00

0,00

207,67

207,67

октябрь 2010

0,00

0,00

3 230,28

2 119,40

0,00

0,00

437,55

280,67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Направления реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ

 

           Перспективы российской экономики улучшаются. Растут цены на сырьевые товары, растет доверие инвесторов. Банк России представил свои варианты развития экономики на ближайшие три года.

           По оценкам Банка России, представленным в проекте основных направлений  реализации денежно-кредитной политики (ДКП) на 2010-2012 годы, в этом году отток может составить $42 млрд.

            Отток капитала из РФ в 2009 году оценивался на уровне $28 млрд. И хуже предыдущих оценок ЦБ, в начале июня Банк России не исключал, что отток капитала по итогам года может остаться на текущем уровне - несколько больше $30 млрд. Правда ранее, когда в экономике все было плохо, ЦБ вообще озвучивал ориентир в $70 млрд. по оттоку капитала на этот год.

            В 2010 году, по мнению Банка России, в зависимости от 4 сценариев развития российской экономики отток частного капитала составил $10-25 млрд. ЦБ ожидает, что в 2011 году в случае реализации худшего сценария может сложиться чистый отток на уровне $5 млрд. в случае реализации лучшего сценария - чистый приток на уровне $10 млрд. в 2012 году - чистый приток от $10 млрд. до $25 млрд.

            Прогноз разработаны на основе разных прогнозов цен на российскую нефть. В 2010 году цена колеблется от $45 до $80 за баррель, в 2011 году - от $45 до $87, в 2012 году - от 45 до $95.

            В рамках первого варианта ($45) реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться в 2010 году на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%, объем ВВП увеличится на 0,2%.

           В качестве 2-го варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на нефть может составить $58 за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития.    Доходы населения и инвестиции в основной капитал могут вырасти на 0,4% и 1,0% соответственно, ВВП - на 1,6%.

           В рамках 3-го варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на нефть до $68 за баррель. В этих условиях доходы населения могут увеличиться на 1,4%, инвестиции в основной капитал - на 4,5%, объем ВВП - на 3,0%.

           Банк России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке в 2010 году, говорится в проекте ДКП, - до $80. В этом случае доходы населения могут вырасти на 2,4%, инвестиции в основной капитал - на 8,0%, ВВП - на 4,4%.

            В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4-5,5% [15].

           Правительство РФ и Центральный Банк определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году - до 7-8%, в 2012 году - до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю).

           Цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.

           «В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции ЦБ будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики», - говорится в проекте ДКП.

В 2010-2012 гг. ЦБ предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке с целью курсообразования. Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Центральный Банк будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

           Сокращение интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику международных резервов РФ и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения.

           Для обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги ЦБ продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики ЦБ РФ в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

            На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств, отмечается в проекте ДКП.

            Кроме того, ЦБ намерен снижать ставки по своим операциям по мере замедления инфляционных процессов. На формирование процентных ставок денежного рынка все большее влияние будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

            Политика валютного курса ЦБ РФ в 2010-2012 годах будет направлена на сглаживание волатильности курса рубля к корзине основных мировых валют, говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) на 2010-2012 годы, который имеется в распоряжении агентства "Интерфакс-АФИ".

           При этом сохранится действующий механизм ограничения волатильности, включающий правило автоматического изменения границ интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России.

            В документе напоминается, что в январе текущего года ЦБ расширил коридор стоимости бивалютной корзины, установив его нижнюю границу на уровне 26 рублей, верхнюю - на уровне 41 рубль. Это расширение стало шагом к решению задачи постепенного повышения гибкости курсообразования. В то же время ЦБ совершал операции внутри этого коридора для поддержания устойчивости валютного курса и недопущении его чрезмерной волатильности.

            В июле-августе ситуация на внутреннем валютном рынке оставалась стабильной. Наблюдавшаяся волатильность валютного курса находилась в пределах допустимых значений, и активность Банка России на внутреннем валютном рынке была минимальной. С 10 июля ЦБ РФ увеличил ширину плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины с 2 до 3 рублей, отмечается в проекте документе.

           В проекте ДКП на 2010-2012 годы также сообщается, что в качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. ЦБ будет осуществлять интервенции на внутреннем рынке как на границах, так и внутри плавающего интервала значения стоимости бивалютной корзины.

           Долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной перспективе существенную роль в формировании этих составляющих продолжит играть конъюнктура мировых рынков энергоносителей - основных товаров российского экспорта, изменение которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования процентной политики Банка России и ее вклада в достижение установленных целей денежно-кредитной политики .

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы политики Центрального Банка РФ

 

            Центральный банк издал  проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2010-2012 гг.». В нем по традиции четыре сценария экономического развития на каждый из трех лет — и во всех ситуация в экономике улучшается.

           В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики в 2011 года» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

           Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного кален данного года. Кроме того, объявление сред несрочной стратегии денежно-кредитной данного года. Кроме того, объявление сред несрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера. Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основ ной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

           Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к ре жиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение ре жима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

            Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на миро проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы.

           Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов. Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления

более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

           Банк России продолжит движение к ре жиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую вариативность ее стоимости.

           При разработке денежно-кредитной политики на период 20102011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на  основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже  образование его дефицита.

            Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций

           Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики. Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

           Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

           Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.

           Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков

           Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так

и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов. В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутри банковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

           В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

           В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии

внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.[4]

           Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

           Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования. Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

           Ожидается, что в 2011 году внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом .

           Прогнозируемые макроэкономические условия в2011 году будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысится ее эффективность и вклад в развитие экономики в целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы

страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере, которые найдут свое отражение в разрабатываемой стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2012 года.

           Российский рынок банковских услуг будет развиваться в условиях обостряющейся конкуренции, в том числе вследствие роста участия иностранного капитала и расширения региональной сети крупных российских банков, что стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий.

            Сохранение инвестиционной привлекательности банковского сектора позволит повысить уровень его капитализации, прежде всего за счет реализации вновь выпускаемых акций, приобретаемых российскими и за рубежными инвесторами. Указанным целям будет также способствовать осуществление мер по улучшению законодательных условий привлечения капитала в банковский сектор путем публичного размещения акций, в том числе в части отмены обязательности регистрации отчета об итогах выпуска акций, отмены ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом.

            В 2011 году деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сек-

тора .

            Банк России продолжит работу по следующим направлениям обеспечение: открытости деятельности кредитных организаций, в том числе

прозрачности структуры собственности акционеров (участников); упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах ; оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса; обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций; рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

                                                     Заключение

 

        В данной работе проведен анализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики, изложены задачи и функции Центробанка России, рассмотрены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, проведен анализ реализации политики за 2010 год, раскрыты количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.

           Роль ЦБ РФ в развитии и регулировании денежно-кредитной сферы и экономики России исключительно высока. Центральный банк имеет ряд функций и целей, которые направлены на поддержание и развитие экономики государства. ЦБ РФ обладает широким набором инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу. Основными из них являются проведение учетной политики и политики рефинансирования, определение минимальных резервных требования, операции на открытом рынке и валютная политика.

            Уменьшение ставки рефинансирования делает для коммерческих банков займы более дешевыми, увеличивается количества денег в обращении. И наоборот, увеличение ставки рефинансирования делает займы невыгодными и приводит к сокращению денежного предложения.

            Основные проблемы требующее решения со стороны ЦБ РФ на сегодняшний день следующее:

            1) Обеспечение долгосрочной ликвидности банковского сектора с целью обеспечения текущих среднесрочных и перспективных темпов развития экономики.

            2) Снижение уязвимости денежно-кредитной сферы России от влияния мировых финансовых кризисов в условиях интеграции и России в мировую экономическую систему.

            В настоящее время стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие поступления больших объемов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков (операциям прямого РЕПО). Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок.

Для поддержания макроэкономической стабильности Банк России продолжит применять и развивать элементы режима инфляционного таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.

           В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики значительно высока. Грамотное проведение денежно-кредитной политики обеспечит низкую инфляцию, увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечит развитие экономики на высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список использованных источников

 

          1.Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. В.В Соколова.- 2008.-110 с.

          2.Барковский Н.Д. Государственный банк СССР накануне Великой отечественной войны.//Деньги и кредит. - 2006. - №8. - с.72-76.

          3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 624 с.

          4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

          5. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом № 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г., и последующими изменениями, включая 6 августа 2001 г.

        6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

         7. Инструкция ЦБ России «О порядке регулирования деятельности банков от 01.10.97 № 1 в ред.Указаний Банка России.

         8. Методичка  под редакцией Зверькова А.Н: 

                          «Эффективность денежно-кредитной политики»

         9. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Федеральный закон от 21 октября 1994г.№ 51-AP/ По состоянию на 18 декабря 2006 г. №232-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

        10. Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. засл.деят.науки РФ, д-ра экон.наук, проф. О.И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2005. - 560 с.

        11 . Захаров В.С. О стратегии развития банковской системы.//Деньги и кредит. - 2005. - № 11. - с. 26-35.

        12. Медведев П.А. Совершенствование банковского законодательства.// Деньги и кредит. - 2005. - № 1. - с. 11-17.

        13. http://www.cbr.ru/

        14. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 396 с.

        15. Сафронов В.А. Формирование Банком России системы мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора.//Деньги и кредит. - 2006. - № 8. - с.16-20.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

 

[2] Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 624 с.

 

[3] Методичка  под редакцией Зверькова А.Н:  «Эффективность денежно-кредитной политики»

 

[4] Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Федеральный закон от 21 октября 1994г.№ 51-AP/ По состоянию на 18 декабря 2006 г. №232-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

 

Информация о работе Роль Центрального банка РФ