Пути стабилизации и развития денежной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение правового анализа денежной системы Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать предпосылки формирования институтов актуальной правовой денежной системы;
рассмотреть понятие и правовые аспекты денежной системы;
рассмотреть элементы денежной системы;
изучить финансовые органы общей и специальной компетенции;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования денежной системы в России…...7
1.1.Деньги как категория финансового права…………………………………… ..7
1.2. Понятие и структура денежной системы Российской Федерации………….26
1.3. Правовые основы функционирования денежной системы и осуществление денежно-кредитной политики……………………………………………………..39
Глава 2. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ………..50
2.1. Центральный Банк Российской Федерации как орган денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………..………..50
2.2. Финансовые органы общей и специальной компетенции в РФ...…………..62
2.3. Регулирование безналичного денежного обращения………………………..81
Глава 3. Пути стабилизации и развития денежной политики в России…………87
3.1. Направления совершенствования правовых основ денежно-кредитной политики РФ
3.2. Актуальные вопросы противодействия незаконным финансовым операциям в денежной системе России
Заключение………………………………………………………………………….95
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ отправленный 10.01.15.docx

— 175.85 Кб (Скачать файл)

Банк России подотчетен Государственной Думе - нижней палате российского парламента.

Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:  
1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты;  
2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. 
К основным задачам Министерства финансов РФ относят:  
- совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;  
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;  
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;  
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета;  
-составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;  
-разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;  
-управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;  
-разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;  
-участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;  
-разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;  
-осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;  
-обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).  
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:  
-государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;  
-государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;  
-внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;  
-страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;  
-денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;  
-государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;  
-финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;  
-валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;  
-финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;  
-организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.  
Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:  
-вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений; 

-по применению  мер принудительного воздействия  в случаях нарушений установленного  порядка - ограничивать, а при необходимости  приостанавливать финансирование  предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке  с предприятий, учреждений и организаций  средства, выделенные из федерального  бюджета или федеральных внебюджетных  фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка Российской Федерации; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;  
-по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком Российской Федерации о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;  
-выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.  
            Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. 
Основными целями деятельности Банка России являются (ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)):  
-защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 
-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 
-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. 
Основными задачами ЦБ РФ являются: 
-регулирование денежного обращения; 
-проведение единой денежно - кредитной политики; 
-защита интересов вкладчиков, банков; 
-надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений; 
-осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. 
Банк России выполняет следующие функции (ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)):  
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; 
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 
5) устанавливает правила проведения банковских операций; 
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; 
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; 
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ; 
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ; 
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ, организует составление платежного баланса РФ; 
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты; 
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. 
           Федеральное Казначейство РФ - единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.  
           Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями министра финансов РФ.  
            Главные задачи Федерального казначейства РФ:  
-организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;  
-управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;  
-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;  
-контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.  
В обязанности Федерального казначейства РФ входят:  
-краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;  
-оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.  
На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из основных функций Федеральное казначейство РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ.  
Правовое положение органов федерального казначейства установлено следующими нормативными актами:  
1. «БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 20.04.2007)  
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007)  
Кроме того, существует целый ряд нормативной литературы: Письма Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, Письма, инструкции и т. п.  
           Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.  
            К основным задачам Счётной палаты РФ относятся:  
-контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;  
-проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;  
-финансовая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;  
-оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.  
               Кроме того, на Счётную палату РФ возложены подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса и регулярное представление Федеральному Собранию РФ информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Свою деятельность Счётная палата РФ обязана осуществлять, руководствуясь принципами законности, объективности, независимости и гласности. Работу                  Счётной палаты РФ возглавляет Коллегия Счётной палаты РФ, формируемая обеими палатами Федерального Собрания. В ее состав входят: председатель Сетной палаты РФ, заместитель председателя и 12 аудиторов Счётной палаты РФ. Председатель палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания; заместитель председателя и др. половина аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания. Председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ назначаются сроком на 6 лет. Аудиторы Счётной палаты РФ в соответствии с законом самостоятельно, в пределах своей компетенции, решают вопросы организации деятельности по возглавляемым ими направлениям и несут ответственность за ее результаты. Председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ обладают гарантиями профессиональной независимости. Основа аппарата Счётной палаты РФ - его инспекторы, непосредственно осуществляющие контрольные мероприятия. Счётная палата РФ самостоятельно подготавливает и утверждает годовые и текущие планы работы и программы, которые должны быть сформированы так, чтобы обеспечить всесторонний системный контроль за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности С.п. РФ. Планы работы утверждаются Коллегией Счётной палаты РФ. При этом законодательство предусматривает обязательность включения в планы и программы поручений Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, обращений не менее 1/5 общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат, депутатов Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению при формировании планов и программ ее работы. Контрольные полномочия Счётной палаты РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Осуществлять контрольные проверки органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний, их союзов, ассоциаций и объединений независимо от видов и форм собственности, а также обществ, объединений и негосударственные некоммерческие организаций Счётная палата РФ имеет право лишь в случаях, если те получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную (государственную) собственность либо управляют ею, имеют предоставленные федеральными органами или федеральным законодательством налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества. По результатам проведённых контрольных мероприятий Сетная палата РФ имеет право принять несколько решений.  
              Во-первых, направить руководителям проверяемых органов, учреждений, предприятий и организаций представления для принятия ими мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причин, государству ущерба, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действ, законодательства и бесхозяйственности. Представление Счётной палаты РФ должно быть рассмотрено в установленный ею срок, и о принятых мерах Счетной палате должно быть сообщено незамедлительно.  
                Во-вторых, Счётная палата РФ в случаях выявления при контрольных проверках нарушений, наносящих государству прямой, непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, имеет право давать администрации проверяемых предприятий, организаций и учреждений обязательные для исполнения предписания. Предписание Счётной палаты РФ может быть направлено и при умышленном или систематическом несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты РФ, при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий. Обжалование предписания производится в судебном порядке. Отменить предписание может только Коллегия Счётной палаты РФ.  
            В-третьих, в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Коллегия Счётной палаты РФ имеет право по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных или расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, организаций и учреждений. Во всех случаях выявления в процессе контрольного мероприятия хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счётная палата РФ обязана незамедлительно передать материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы. Счётная палата РФ при проведении контрольных мероприятий вправе привлекать к участию в них государственные контрольные органы, их представителей и негосударственных (на договорной основе) аудиторские организации, отд. специалистов. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, федеральные правоохранительные органы, контрольно-счетные органы в субъектах РФ, Центральная контрольно-ревизионная комиссия Центрального банка РФ, Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ и др. государственные налоговые и контрольные органы, органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности С.п. РФ, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ими проверок и ревизий.  
              Федеральная служба по налогам и сборам РФ входит в систему центральных органов государственного управления РФ, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. 
                Федеральная служба по налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.  
               Основными задачами Федеральной службы по налогам и сборам являются:  
-государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствии бюджеты;  
-участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;  
-осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;  
-государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области контроля и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;  
-осуществление в соответствии с возложенными на него законодательством РФ функциями и в пределах своей компетенции международного сотрудничества по вопросам налогов и сборов.  
Федеральная служба и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, лицевые счета в органах Федерального казначейства, Минфина РФ, а также счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по налогам и сборам России и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, целевого бюджетного Федерального фонда Федеральной службы по налогам и сборам, а также за счет иных источников, предусмотренных федеральными законами.  
               Из сказанного можно сделать вывод, что органы, имеющие специальную компетенцию, принимают непосредственное участие в финансовых правоотношениях, регулируют и контролируют финансовые сферы деятельности. Права и обязанности данных органов регулируются нормативными актами органов общей компетенции. В своей деятельности эти органы охватывают все элементы финансовой системы, такие как: государственный кредит, финансовый рынок, страхование, денежное обращение и т. д.  

2.3. Регулирование безналичного  денежного обращения

 

Денежная система — это форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством. Денежная система любой страны состоит, как правило, из целого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения. Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег; в форме безналичных денежных расчетов.

Платежи на территории России осуществляются, как указывалось, в форме наличных или безналичных расчетов. Считается, что вторая форма расчетов появилась значительно позднее первой. Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т.п.          Следовательно, от эффективно организованной и упорядоченной с помощью норм права системы безналичных расчетов напрямую зависит не только состояние денежно-кредитной системы, но и в целом экономики государства. Банк России, в соответствии со ст. 80 Закона, является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательством РФ. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории РФ, — платежных поручений, векселей, чеков и других — утверждаются Банком России. В сфере безналичных расчетов действует правило, что расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации. ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ в безналичной форме расчеты производятся между юридическими лицами. Расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, также производятся в безналичном порядке. Производятся безналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, как правило, через банки либо иные кредитные организации (далее: банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения — расчетно-кассовые центры (РКЦ). Некоторые банковские операции по расчетам осуществляются на основе межбанковских соглашений по корреспондентским счетам банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, под которыми понимаются оформленные в виде документов на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронных платежных документов: распоряжения плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; распоряжения получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Формы безналичных расчетов установлены ст. 862 ГК РФ. В соответствии с законом к ним помимо расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетов по инкассо, относятся также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством. Расчеты платежными поручениями регулируются ст. 863 ГК РФ. При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банком России, в соответствии с его полномочиями по регулированию денежно-кредитной системы и организации расчетов по вопросу, касающемуся безналичных расчетов, утверждено Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П, действующее в настоящее время с изменениями. Указанное Положение детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. Следует заметить, что указанное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц. Итак, порядок и организация наличного денежного обращения в РФ закрепляется в основном в подзаконных нормативных актах Центрального банка Российской Федерации. Ограничения использования наличной денежной массы для расчетов установлены исключительно для юридических лиц. Государственная денежно-кредитная политика не направлена на сокращение наличного денежного обращения за счет увеличения доли безналичных расчетов с участием физических лиц. Необходимо безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать и принять законы:

- о безналичных расчетах физических и юридических лиц;

- о финансовых компаниях (домах);

- об электронной торговле (коммерции) и сделках, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделках);

- о предоставлении финансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств. Целесообразно включить в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути стабилизации и развития денежной политики в России

 

Одной из ключевых задач Банка России на 2012–2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежнокредитной политики надостижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.

Информация о работе Пути стабилизации и развития денежной политики в России