Пути стабилизации и развития денежной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение правового анализа денежной системы Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать предпосылки формирования институтов актуальной правовой денежной системы;
рассмотреть понятие и правовые аспекты денежной системы;
рассмотреть элементы денежной системы;
изучить финансовые органы общей и специальной компетенции;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования денежной системы в России…...7
1.1.Деньги как категория финансового права…………………………………… ..7
1.2. Понятие и структура денежной системы Российской Федерации………….26
1.3. Правовые основы функционирования денежной системы и осуществление денежно-кредитной политики……………………………………………………..39
Глава 2. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ………..50
2.1. Центральный Банк Российской Федерации как орган денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………..………..50
2.2. Финансовые органы общей и специальной компетенции в РФ...…………..62
2.3. Регулирование безналичного денежного обращения………………………..81
Глава 3. Пути стабилизации и развития денежной политики в России…………87
3.1. Направления совершенствования правовых основ денежно-кредитной политики РФ
3.2. Актуальные вопросы противодействия незаконным финансовым операциям в денежной системе России
Заключение………………………………………………………………………….95
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ отправленный 10.01.15.docx

— 175.85 Кб (Скачать файл)

В последнее время в связи с мировым финансовым кризисом к специалистам финансового права обращаются с вопросом: что финансовое право может дать финансовым рынкам?

Под финансовым рынком понимается совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами, производными финансовыми инструментами. Понятие «финансовый рынок» включает в себя рынок денег и фондовый рынок, или, иначе, рынок капиталов.

Изначально рынки, по крайней мере фондовые, возникли как источник средств для инвестирования, и, конечно, сегодня в принципе переход денег с финансовых рынков в реальный сектор экономики возможен, и можно представить, что часть денег с фондового рынка туда попадает. Но представляется, что сегодня денежные средства, обращающиеся на финансовых рынках, служат в основной массе для обеспечения функционирования самих финансовых рынков, и для своего существования финансовые рынки требуют все большего и большего количества денег, без шансов, что эти деньги будут эффективным элементом создания ВВП в процессе расширенного воспроизводства.

Характер и цели объекта сделок – «игры» - на финансовых рынках на примере рынка акций представляют собой борьбу за правомочия собственника, т.е.: 1) дивиденды; 2) право на долю имущества; 3) право голоса при принятии решений собственниками. Как видно из правомочий собственника, при приобретении акций речи нет об инвестировании и даже о получении денег предприятием, кроме случая первичной эмиссии. Сделки по инвестированию заключаются не на финансовом рынке. Многочисленные примеры сегодняшнего дня говорят о том, что сделки с намерением инвестировать заключаются чаще всего за пределами финансовых рынков и, как правило, с участием и под гарантии государства, и это характерно не только для России. Причем это характерно не только для ситуации, возникшей в результате мирового финансового кризиса, но и в докризисный период было много-много примеров, когда сделки, направленные на инвестирование, заключались не в результате обращения акций на финансовом рынке, а под давлением государства, и государства препятствовали свободному обороту акций, так как эти акции скупались бы не с целью инвестирования и восстановления производства, а с целью последующей продажи предприятия как имущественного комплекса по частям.

Финансовые рынки - это область, где деньги и другие финансовые инструменты рассматриваются только как товар, что полностью соответствует гражданско-правовому пониманию денег как виду имущества. Поэтому говорить об отношениях, складывающихся на финансовых рынках, как предмете финансового права нельзя.

Поэтому наиболее последовательной представляется позиция, согласно которой финансовый рынок должен быть предоставлен самому себе и отвечать должны прежние и новые собственники, проучастники и организаторы, а задача государства - ограничить влияние состояния финансового рынка на другие составляющие экономики. В противоположность этой позиции все ведущие государства направили значительные суммы, полученные в виде налогов, на решение проблем как на самих финансовых рынках, так и в реальный сектор экономики, пострадавший в результате финансового кризиса, что следует рассматривать лишь как вопрос о выборе меньшего из зол.

Сегодня, хотя бы в силу того, что финансовый рынок породил проблемы в экономике, а не наоборот, можно говорить о том, что финансовый рынок не отражает или далеко не непосредственно отражает состояние реальной экономики. Основное правило финансовых рынков: деньги делают деньги. Можно добавить, что в этом случае «прибавочная стоимость» образуется без прохождения классического цикла товар - деньги - товар, т.е. фактически никакой прибавочной стоимости не образуется, а операции на финансовом рынке следует рассматривать как азартную игру со специфическими предметами: деньгами (не ка29к цель, а как предмет игры), акциями и т.д. Представляется, что возможность получить прибавочную стоимость путем обмена денег на другие деньги или финансовые инструменты, без прохождения предпринимательских рисков, связанных с производством и реализацией товаров, а равно работ и услуг скорее наоборот забирает деньги из реального сектора экономики.

Таким образом, финансовые рынки - это сфера торговли деньгами, сектор финансового бизнеса, предпринимательской деятельности, а точнее, вид азартной игры, регулирование которой должно осуществляться в рамках гражданских правоотношений.

Чем же финансовое право может помочь в таком случае в регулировании финансовых рынков?

Во-первых, финансы (деньги и другие финансовые инструменты) имеют обязательно денежный измеритель, поэтому обеспечение стабильности денег в рамках финансового права будет способствовать стабильности и развитию финансовых рынков.

Во-вторых, финансовым рынкам необходима прозрачная система учета реального и гарантированного текущего «материального» содержания финансовых инструментов, продаваемых на финансовых рынках, основанная на денежной оценке.

В-третьих, возможно, на финансовые рынки необходимо внедрение определенных форм финансового контроля, в том значении, как финансовый контроль понимается в рамках финансового права. Данное обстоятельство имеет и определенное значение для самого финансового права, так как в этом случае можно говорить о том, что финансовый контроль выйдет за пределы собственно финансового права, что будет способствовать формированию финансового контроля как подотрасли финансового права и составной части особенной части финансового права, в противовес наиболее распространенной сегодня позиции, рассматривающей финансовый контроль как институт общей части финансового права.

Следует отметить, что приоритетом должен быть именно поиск эффективных методов контроля за функционированием финансовых рынков, а не «механический» ответ на кризис в форме создания «регулирующего органа», эффективность деятельности которого, без решения вопроса о методах контроля и двух других указанных обстоятельств, не может быть обеспечена на уровне, необходимом для предотвращения серьезных кризисов в будущем.

Отмечу в заключение, что предлагаемые вопросы для исследования в рамках финансового права в целях выработки более совершенного правового механизма регулирования денег и соответствующих институтов нисколько не означает предложения о правовом запрете на объективные экономические процессы, а означает лишь стремление сделать деятельность государства более эффективной в части формирования стабильной финансовой системы.

Отмечу также, что деньги необходимо изучать не только в рамках национального финансового права, деньги становятся все более и более значимым объектом изучения международного финансового права.

 

1.2 Понятие и  структура денежной системы Российской  Федерации

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе историчес-кого развития в каждом государстве складывается своя собственная «национальная» денежная система. 
Денежная система - это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следовательно, и денежного обращения как ее основы. 
В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги), т. е. по принципу «из рук в руки». Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют. Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако безналичные платежи имеют преобладающий вес (как правило, около 85% составляют именно безналичные платежи). 
Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения. 
Первый и основной элемент денежной системы РФ - официальная денежная единица (валюта)' РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законода-тельством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 
Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч.   1  ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации. Финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 
В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5; 10; 50; 100; 500; 1000 руб., а также монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ. 
Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной полити-кой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации. 
На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; 3) установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. 
Все это характеризует централизованное управление денежной системой в Российской Федерации соответственно нормам Конституции РФ об отнесении финансового и валютного регулирования, денежной эмиссии, федеральных банков к исключительному ведению самой Федерации (п. «ж» ст. 71).

Существует два основных типа денежных систем:

- биметаллизм (роль эквивалента  золото и серебро); - монометаллизм (только золото или только серебро). (См. схему 2). Система биметаллизма была очень широко распространена в эпоху первоначального накопления капитала в 16-18 вв. в Европе. Однако существование двух металлов противоречит природе денег как всеобщего эквивалента, поэтому с течением времени биметаллизм сменился монометаллизмом. Золотой монометаллизм существовал до первой мировой войны в форме золото-монетного стандарта. Для этой системы характерны: - свободная чеканка золотых монет; - свободный размен знаков; - свободное движение золота между странами.

Схема 2.

Страны, обладающие большими запасами золота (Англия, Япония, Франция) после первой мировой войны ввели у себя золотослитковый стандарт. Страны, не имеющие значительного запаса золота (Германия, Австрия, Дания, Норвегия) ввели у себя золотодевизный стандарт.

При золотослитковом стандарте уже не существовало свободной чеканки золотых монет, а размен денег на золото был ограничен стоимостью слитков (в Англии 1700L=12.4 кг золота).

При золотодевизном стандарте связь с золотом была еще более опосредованной. Необходимо было предварительно накопить валюту стран с золотослитковым стандартом, с тем, чтобы обменять ее на мировом рынке на золото.

Золотослитковый и золотодевизный стандарты – системы без золотого обращения.

В 1944 г. образован МВФ, который установил стоимость тройской унции золота (31.1г) в 35$. Доллар и Фунт стерлингов были закреплены в качестве резервных валют, поддерживавших официально объявленную стоимость золота. Для современного развития характерно нарастающее вытеснение из обращения золота кредитными деньгами, как во внутреннем обороте, так и на мировом рынке.

Тип денежной системы зависит от формы функционирования денег (как товара или как знака стоимости).

• металлическую денежную систему, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размениваются на металл;

• кредитно-бумажную (неметаллическую) денежную систему, построенную на обороте кредитных и бумажных денег, не разменных на металл. (См. табл. 1)

Переход от одной денежной системы к другой связан с тем, что в процессе развития товарно-денежного обмена происходил переход от одних видов денег к другим, а также менялись условия их функционирования, повышалась роль в экономике.

Таблица 1. «Типы денежных систем»30

Биметаллизм

Монометаллизм

Денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена государством за двумя металлами (медь и серебро, серебро и золото)

О с о б е н н о с т и

1) свободная чеканка монет  из двух металлов

2) действуют две цены

3) функционировал в ряде  стан западной Европы.

Денежная система, при которой один металл выполняет роль всеобщего эквивалента

О с о б е н н о с т и

1) свободная чеканка монет  из одного металла

2)действует одна цена

3)функционировал в России


К основным принципам организации денежной системы относятся следующие:

• устойчивость и эластичность денежного оборота;

• централизованное управление денежной системой;

• планирование денежного оборота;

• обеспеченность эмитируемых денег и характер денежной эмиссии;

• надзор и контроль за денежным оборотом.

В своем развитии деньги выступали в двух видах: - действительные; - знаки стоимости; - металлические; - бумажные; - бумажные деньги; - кредитные деньги; - вексель, чек, банкнота, электронные деньги, кредитные карты.31

Действительные – деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной. Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось:

- свободным разменом на  золотые монеты,

- свободной чеканкой золотых  монет при определенном и неизменном  золотом содержании денежной  единицы,

- свободным перемещением  золота между странами.

Знаки стоимости – заместители действительных денег. Деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. выше затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

- металлические знаки  стоимости (стершиеся золотые монеты, изготовленные из дешевых металлов)

- бумажные знаки стоимости (представлены бумажными или кредитными  деньгами).

Сущность бумажных денег – денежные знаки, выпускаемые для покрытия дефицита бюджета и обычно не размениваемые на металл, но наделенные государством выполняют две функции: - средство обращения и средство платежа.

Исходя их всего вышесказанного, я могу сказать, что основные причины неустойчивости и обесценения бумажных денег это:

1. Избыточный выпуск в  обращение

2. Упадок доверия правительству

3. Неблагоприятные соотношения  экспорта и импорта.

Первые бумажные деньги в России – 1769

Кредитные деньги – экономическое значение этих денег состоит в том, чтобы «сделать» денежный оборот эластичным, способным отображать потребности товарооборота в наличных деньгах и способствовать развитию безналичного оборота: вексель, банкнота, электронные деньги, кредитные карты.

Вексель – безусловное долговое обязательство.

Дружеские векселя – встречные потоки платежей с целью учета в банке.

Банкнота – их выпуск осуществляется посредством переучета векселей, но материальное обеспечение в виде товаров или золота отсутствует. В отличие от векселя, банкнота - бессрочное долговое обязательство, обеспеченное гарантией государства. Классические банкноты по истечении срока векселя, под который они выпущены, возвращаются в Центральный банк.

Информация о работе Пути стабилизации и развития денежной политики в России