Пути стабилизации и развития денежной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение правового анализа денежной системы Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать предпосылки формирования институтов актуальной правовой денежной системы;
рассмотреть понятие и правовые аспекты денежной системы;
рассмотреть элементы денежной системы;
изучить финансовые органы общей и специальной компетенции;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования денежной системы в России…...7
1.1.Деньги как категория финансового права…………………………………… ..7
1.2. Понятие и структура денежной системы Российской Федерации………….26
1.3. Правовые основы функционирования денежной системы и осуществление денежно-кредитной политики……………………………………………………..39
Глава 2. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ………..50
2.1. Центральный Банк Российской Федерации как орган денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………..………..50
2.2. Финансовые органы общей и специальной компетенции в РФ...…………..62
2.3. Регулирование безналичного денежного обращения………………………..81
Глава 3. Пути стабилизации и развития денежной политики в России…………87
3.1. Направления совершенствования правовых основ денежно-кредитной политики РФ
3.2. Актуальные вопросы противодействия незаконным финансовым операциям в денежной системе России
Заключение………………………………………………………………………….95
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ отправленный 10.01.15.docx

— 175.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования денежной системы в России…...7

1.1.Деньги как категория финансового права…………………………………… ..7

1.2. Понятие и структура денежной системы Российской Федерации………….26

1.3. Правовые основы функционирования денежной системы и осуществление денежно-кредитной политики……………………………………………………..39

Глава 2. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ………..50

2.1. Центральный  Банк Российской Федерации как  орган денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………..………..50

2.2. Финансовые  органы общей и специальной компетенции в РФ...…………..62

2.3. Регулирование  безналичного денежного обращения………………………..81

Глава 3. Пути стабилизации и развития денежной политики в России…………87

3.1. Направления совершенствования  правовых основ денежно-кредитной  политики РФ

3.2. Актуальные вопросы  противодействия незаконным финансовым  операциям в денежной системе  России

Заключение………………………………………………………………………….95

Список используемой литературы………………………………………………..98

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деньги известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Денежные системы прошли длительный путь развития, видоизменяясь вместе с эволюционными процессами, происходившими в экономике стран и регионов.

Денежная система – устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась в XVI – XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения1.

Возникновение и развитие различных денежных систем почти во всех известных нам обществах является красноречивым свидетельством выгод, которые дает общепринятое средство обращения - деньги.

Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.

Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Правовой основой ныне функционирующей денежной системы России является Закон о Центральном Банке РФ (Банке России) от 10.07.2002 № 86-ФЗ. Этим законом в главе VI определяется, что официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек, а выпуск других денежных единиц запрещён. Официально соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, а исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежат Центральному банку России. В России 2 вида денежных знаков - банкноты и монета. Их подделка преследуется по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати2.

Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Наша страна в настоящее время еще не до конца восстановилась после перехода к новым экономическим отношениям – рыночной экономике. Это привело к глубокому экономическому кризису – падению производства, росту цен и развертыванию инфляции. Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции и стабилизации денежного обращения. В этих условиях роль и значение денежных рычагов резко возрастают. Денежная система – один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Денежное обращение и денежная система составляют основу РФ.

Итак, объектом исследования является денежная система Российской Федерации.

Предмет исследования – правовые основы, проблемы и перспективы функционирования денежной системы Российской Федерации.

Целью данной работы является проведение правового анализа денежной системы Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:

  • проанализировать предпосылки формирования институтов актуальной правовой денежной системы;
  • рассмотреть понятие и правовые аспекты денежной системы;
  • рассмотреть элементы денежной системы;
  • изучить финансовые органы общей и специальной компетенции;
  • изучить регулирование безналичного денежного обращения;
  • рассмотреть пути стабилизации и развития денежной политики в России.

Информационная база исследования. Информационной базой исследования являются нормативно – правовые документы; материалы статистических данных; периодические издания; материалы зарубежных и отечественных – юристов, экономистов; информация в сети Интернет; результаты собственных исследований автора дипломного  проекта.

Методология исследования. Методологической основой дипломного исследования являются общенаучный метод диалектического познания, предполагающий объективность и всесторонность познания действительности, а также основанные на нем  методы анализа, синтеза, обобщения, наблюдения, объяснения, системно-структурный и сравнительно-правовой, лингвистический методы. Важно отметить, что при написании данной работы автором был использован системный подход, который предполагает исследование вопросов финансово-правового регулирования денежного обращения в их взаимосвязи с учетом прямых и обратных связей. 
         Структура работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования

денежной системы в России

    1. Деньги как категория финансового права

 

Деньги и большинство связанных с ними понятий практически не исследованы в финансово-правовой науке. В то же время нельзя сказать, что среди ученых нет понимания роли денег как объекта финансовых правоотношений. С.В. Запольский, например, называет формирование принципов и механизмов действия денежной системы одной из основополагающих функций финансового права, которая служит исходным пунктом не только финансовой системы, но и стабилизирующим условием существования национального социума3.

В наиболее известных учебниках деньги рассматриваются как сугубо экономическая категория, а в рамках финансового права рассматриваются лишь вопросы денежной системы и регулирования денежного обращения4.

Вряд ли оспоримо, что деньги появились как полезный и эффективный атрибут хозяйственного оборота (экономической деятельности), но в процессе общественного развития и особенно с формированием государства как легитимного элемента общественного устройства и управления деньги приобрели вполне определенное правовое содержание.

Как на недостаток на односторонний характер экономической трактовки денег как экономической категории в финансовом праве указывает, например, К.С. Бельский: «...без правового регулирования денежная система как инструмент организации денежного обращения просто немыслима»5.

Основным же понятием при изложении материалов соответствующих разделов большей части учебной литературы является понятие «денежная система», в которое обычно включают следующие элементы: официальная денежная единица, эмиссия наличных денег, организация и регулирование денежного обращения. Данная позиция основана на положениях утратившего силу закона о денежной системе, что, однако, еще не означает неправильности такого определения состава денежной системы.

О.Н. Горбунова включает в денежную систему следующие элементы6: наименование денежной единицы, порядок обеспечения денежных знаков, структура денежной массы в обороте, виды денежных форм, порядок прогнозного планирования денежного оборота, порядок установления валютного курса, порядок кассовой дисциплины в хозяйстве, кассовые операции, порядок расчетов с использованием различных денежных форм.

В современной финансово-правовой научной литературе юридическую природу денег как категории финансового права исследуют К.С. Бельский, О.Н. Горбунова, М.В. Карасева.

Государственно-правовую природу денег отстаивает К.С. Бельский7, а их имущественный аспект последовательно исследуется в работах М.В. Карасевой8. В работах этих ученых можно найти и правовые дефиниции денег.

К.С. Бельский дает следующее определение: «Деньги - это установленные законом денежные знаки с определенным наименованием (рубль, копейка), отпечатанные или отчеканенные в соответствующей форме с обозначениями на них денежных единиц, прием которых в качестве платежного средства обязателен внутри Российской Федерации»9.

М.В. Карасева на основе анализа ст. 75 Конституции РФ пишет: «...деньгами в Российской Федерации являются эмитируемые ЦБ РФ агрегаты, номинированные в рубле как денежной единице, которые защищаются и устойчивость которых обеспечивается Банком России», и далее: «...под деньгами понимаются наличные и безналичные деньги...»10.

Первое определение сводит понятие денег лишь к наличным. Что касается второго определения, то необходимо обратить внимание, что законодательного закрепления защиты и устойчивости безналичных денег в настоящее время не предусмотрено11. Кроме того, в сравнении с законом о денежной системе действующий в настоящее время Закон о Банке России уже не содержит норм, однозначно указывающих на безналичные деньги как на общераспространенный элемент денежного обращения. Однако данные обстоятельства не должны отражаться на научном значении этого определения, так как правовой механизм защиты и устойчивости безналичных денег, хотя бы в определенных пределах, необходим в целях обеспечения стабильности финансовой системы12.

Для изучения денег как объекта исследования науки финансового права необходимо рассмотреть это общественное явление в контексте предмета финансового права и классификации финансовых правоотношений.

Одним из возможных подходов к классификации правоотношений, составляющих предмет финансового права, является их группирование на: 1) отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств и обеспечение; 2) отношения, направленные на обеспечение стабильности финансовой системы; и 3) иные финансовые правоотношения13. Отметим, что при такой группировке финансовых правоотношений вторая группа включает эмиссионное право, но не исчерпывается им.

При такой группировке финансовых правоотношений видно, что деньги как категория финансового права имеют и организационно-правовую (т.е. как правомочие государства), и имущественную сторону, в отличие, например, от гражданского права, в котором деньги как объекты гражданских прав рассматриваются лишь как разновидность имущества14 или имущественных прав.

Наличие организационно-правовой составляющей принципиально отличает деньги как категорию финансового права от денег как категории гражданского права.

Следует отметить, что если бы государство не участвовало в регулировании денежной системы, то, вероятно, можно было бы говорить лишь об имущественной составляющей и вопрос о правовом содержании этой категории, возможно, и не возник бы вообще, однако государство, как общественный институт, монополизировало и взяло на себя ответственность за регулирование денег (формирование денежной системы и регулирование денежного обращения), и «экономическая сила» тех или иных денег (национальных валют) и их роль в товарообороте как во внутреннем, так и в общемировом экономическом обороте сегодня обеспечиваются государством, его экономическим и политическим «весом».

На то, что деньги являются объектом государственного регулирования, указывает наличие отдельных положений в Конституции РФ и некоторых федеральных законах, например в Законе о Банке России, Законе о банках и банковской деятельности, Законе о валютном регулировании.

Положения, касающиеся денежной сферы, закреплены не только в указанных законодательных актах; ежегодно отдельные текущие положения декларируются первоначально в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на соответствующий год15 и в виде законодательных положений закрепляются в федеральных законах о федеральном бюджете на текущий финансовый год16.

Однако говорить о целостном механизме регулирования и полномочий государства в сфере денег не приходится.

Информация о работе Пути стабилизации и развития денежной политики в России