Правовое положение государственной казны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является формирование целостного представления о правовом регулировании института актов гражданского состояния.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
исследовать понятие государственной казны;
определить роль государственной казны в социально-экономических процессах;
выявить источники возмещения вреда;
рассмотреть регрессные требования государства к должностным лицам государственных органов как средство восстановления расходов казны;
подведение общего итога проделанной работы, в котором необходимо резюмировать основные положения изученного материала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие положения о государственной казне 5
1.1. Понятие государственной казны 5
1.2. Роль государственной казны в социально-экономических процессах 9
2. Порядок возмещения вреда, причиненный государственными органами и их должностными лицами 13
2.1. Источник возмещения вреда 13
2.2. Регрессные требования государства к должностным лицам государственных органов как средство восстановления расходов казны16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

.Курс. Правовое положение государственной казны РФ-71%.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в  условиях мирового экономического кризиса  возрастает актуальность не только экономного использования государственных  ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.

Порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях закреплен в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При этом правовой статус указанных субъектов характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых можно отметить следующие: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях от собственного имени, но представляют при этом не частный, а публичный интерес; конечной целью их участия в гражданских правоотношениях является удовлетворение интересов определенной группы людей (граждан Российской Федерации, населения отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального образования); 2) публичные собственники в законодательном порядке в ряде случаев имеют возможность самостоятельно устанавливать для себя правила поведения как собственника (Российская Федерация и, в определенных рамках, субъекты Российской Федерации, - путем установления норм гражданского законодательства); 3) публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо в лице иных органов государственного управления, местного самоуправления, юридических и физических лиц - на основании специальных поручений; 4) публично-правовые образования вправе наделять вещными правами на имущество, находящееся в их собственности, создаваемые ими юридические лица (унитарные и казенные предприятия, учреждения); 5) публично-правовые образования могут выступать носителями права собственности на отдельные категории объектов гражданских правоотношений, изъятых либо ограниченных в гражданском обороте (объекты, которые могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Сформулировать и четко  определить роль и значение казны  в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, т.к. казна является довольно многогранным институтом, плюс ко всему данный институт играет огромную роль в общем деле пополнения бюджета Российской Федерации из чего вытекает огромная практическая и теоретическая значимость выбранной темы курсовой работы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является формирование целостного представления о правовом регулировании института актов гражданского состояния.

Достижение  указанной цели осуществляется посредством  решения следующих основных задач:

  • исследовать понятие государственной казны;
  • определить роль государственной казны в социально-экономических процессах;
  • выявить источники возмещения вреда;
  • рассмотреть регрессные требования государства к должностным лицам государственных органов как средство восстановления расходов казны;
  • подведение общего итога проделанной работы, в котором необходимо резюмировать основные положения изученного материала.

 

 

1. Общие положения о государственной казне

 

1.1. Понятие государственной  казны

 

В условиях современной  экономики финансовые и имущественные  отношения играют активную роль в  социально-экономических и общественно-политических процессах. В связи с этим спектр использования дефиниции «государственная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием, что обусловлено трансформацией социально-экономических отношений, становлением системы российского бюджетного федерализма, разграничением государственной собственности, а также особенностями участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях.

Анализ действующего законодательства, а также различных взглядов в научной литературе позволяет отметить, что в настоящее время отсутствует единообразие в подходах к сущности и понятию «государственная казна». При этом в словарях даются следующие определения слова «казна»:

1) деньги, имущество, принадлежащее  государству или общине;

2) государство как владелец этих  средств; 

3) денежные средства, ценности1.

Дореволюционный законодатель использовал  термин «казна» для обозначения государства как субъекта гражданских правоотношений. Государство-казна признавалось субъектом гражданского права и являлось разновидностью юридического лица - юридическим лицом публичного права.

Для обозначения государства при  его выступлении в гражданском  обороте в дореволюционной российской цивилистике использовались также  еще два термина: «государство» и «казна», в теории права употребляли и термин «фиск»2. В силу этого возникало множество вопросов: о содержании этих понятий, об их соотношении и о том, можно ли их полностью отождествить, да и вообще о целесообразности подобной конструкции. Единого мнения по поводу употребления этих терминов, а также о содержании, которое в них вкладывалось, не существовало.

Применительно к правовому аспекту  этого понятия в советское  время А.В. Венедиктов отмечал, что  термин «казна» охватывает три различных понятия:

1) понятие государства как непосредственного  самостоятельного участника гражданского  оборота, т.е. как юридического  лица (субъекта гражданского права);

2) понятие государства как собственника  всех средств, проходящих через  бюджет;

3) понятие самой совокупности всех средств, проходящих через бюджет в их денежной и даже вещественной форме3.

Упоминание о казне содержится в ст. 214, 215, 1069, 1070, 1071 ГК РФ. Согласно мнению комментаторов Гражданского кодекса РФ ст. 1071 «является новой, она конкретизирует ст. 16 ГК РФ и вводит ранее неизвестное нашему гражданскому законодательству понятие казны»4.

Стоит согласиться с мнением, что  «законодатель ввел понятие «государственная казна РФ», но до сих пор не конкретизировал его содержание и не урегулировал отношения, связанные с управлением и распоряжением ее имуществом. В результате в судебной практике под государственной казной де-факто понимается только государственный бюджет»5.

До принятия действующего Гражданского кодекса РФ перечень имущества, составляющего государственную казну, был определен в приложении № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»6. Так, в соответствии с п. 1 прил. 2 к указанному Постановлению к государственной казне Российской Федерации отнесены средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Банка России, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Приведенное определение не вполне точно отражает действительное положение дел в части, касающейся круга имущества, которое может служить обеспечением обязательств государства. В связи с этим необходимо провести анализ положений законодательства, позволяющий определить, какое имущество может, а какое не может составлять обеспечение государственного долга. Например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»7 государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральным законом.

Что касается действующего регулирования, то законодатель, указывая в п. 2 ч. 4 ст. 214 ГК РФ на то, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, и закрепляя фактически аналогичное определение казны муниципального образования в ст. 215 ГК РФ, имеет в виду не государство-казну, участвующее в гражданско-правовых отношениях как юридическое лицо, а казну как объект прав, имущество, которое принадлежит Российской Федерации, ее субъектам, муниципалитетам и не закреплено за государственными предприятиями, учреждениями, организациями.

Следовательно, казна по сегодняшнему законодательству не субъект, а объект права.

Тот факт, что казна - объект гражданских  прав, подтверждается и ст. 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено, что за счет казны соответствующего уровня возмещается вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного управления.

Однако не совсем понятной остается позиция законодателя, нашедшая свое отражение, в частности, в ст. 1071 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Из приведенного законоположения вытекает то, что казна является субъектом гражданского права.

Таким образом, представляется неоправданной практика использования  понятия «казна» в нескольких значениях в законодательных актах, регулирующих имущественные отношения в гражданском законодательстве и цивилистической литературе8. Безусловно, понятию «казна» следует придать строго определенное значение.

 

1.2. Роль государственной  казны в социально-экономических  процессах

 

Отметим, что поскольку  государство и иные публично-правовые образования являются особыми субъектами гражданских правоотношений, то соответствующие особенности проявляются, прежде всего, в установлении правового режима имущества, составляющего казну, и касаются в первую очередь средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако следует согласиться с некоторыми авторами: признавая государство субъектом гражданско-правовых отношений, его нельзя ставить в один ряд с другими субъектами гражданского права9.

Таким образом, в очередной  раз следует обратить внимание на взгляды некоторых ученых10, которые сходятся на том, что государственная казна - это совокупность финансовых, экономических отношений, складывающаяся в результате владения, пользования, распоряжения и управления имуществом соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, их экономическими и финансовыми объектами, а также по поводу присвоения обществом людей общественных благ и услуг в целях воспроизводства. Посредством денежной части, которая включает средства бюджета соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, перераспределяется валовой внутренний продукт.

Экономическое содержание имущества, составляющего другую часть  казны, выражается в опосредованном влиянии на бюджетные отношения  в результате реализации формальных имущественных отношений между  субъектами в рамках воспроизводственного процесса11.

Представляется, что это  и есть финансово-экономический  аспект государственной казны12.

Необходимо отметить, что государственную казну следует  характеризовать еще в нескольких аспектах:

- в территориальном  аспекте: государственная казна  - это казна Российской Федерации, казна республики в составе Российской Федерации, казна края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

- в учетном аспекте:  государственная казна - это совокупность  объектов учета, находящихся в государственной собственности соответствующего субъекта, не закрепленных за государственными предприятиями и учреждениями13.

В трудах ряда авторов, исследовавших  сущность казны, выделены следующие  ее функции: перераспределительная, капитализации, воспроизводственная, инвестиционная, социальная, организационно-управленческая14.

Как таковая стадия перераспределения (распределения) является составной  частью общественного воспроизводства, включающего также стадии производства, потребления и обмена, поэтому она содержится в воспроизводственной функции.

При реализации воспроизводственной  функции обеспечивается участие  государственных органов управления в воспроизводственном процессе, публично-правового образования.

Социальная функция  осуществляется в связи с финансированием социально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государственной казны производит опосредованный социальный эффект, заключающийся в сохранении и создании новых рабочих мест.

Информация о работе Правовое положение государственной казны