Правовое положение товарной биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:29, реферат

Описание работы

Основы правового регулирования товарных бирж установлены Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", другими законодательными и подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми самой биржей. Это например, Устав биржи (ст. 17 вышеуказанного Закона), правила биржевой торговли (ст. 18), Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров (ст. 30).

Содержание работы

Правовое положение товарной биржи
Права и обязанности налоговых органов
Коммерческое кредитование хозяйствующих субъектов
Список литературы

Файлы: 1 файл

хоз.право.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Правовое положение товарной биржи
  2. Права и обязанности налоговых органов
  3. Коммерческое кредитование хозяйствующих субъектов

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое регулирование товарной биржы.

Основы правового регулирования  товарных бирж установлены Законом  РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", другими законодательными и подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми самой биржей. Это например, Устав биржи (ст. 17 вышеуказанного Закона), правила биржевой торговли (ст. 18), Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров (ст. 30).

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок  путем организации и регулирования  биржевой торговли, осуществляемой в  виде гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте  и в определенное время по установленным  ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация  и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем специальной  хозяйственной компетенции, товарная биржа не в праве осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, в том числе торговую, торгово-посредническую, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели осуществления биржевой деятельности.

Биржевая деятельность представляет собой систему осуществляемых биржевых сделок. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого  товара в ходе биржевых торгов. Сделки, не соответствующие данным требованиям, не являются биржевыми и на них  не распространяются гарантии биржи. Так, не будет биржевой сделка, заключенная  в отношении товара, не соответствующего признакам биржевого. Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного  рода и качества, в том числе  стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в  установленном порядке биржей к  биржевой торговле.

Биржевые сделки можно  классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от вида биржевого  товара выделяют:

реальные сделки, связанные  со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

форвардные сделки, связанные  со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;

фьючерсные сделки, связанные  со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

опционные сделки, связанные  с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении  биржевого товара или контракта  на поставку биржевого товара.

В Законе о биржах отсутствует  указание на возможные организационно-правовые формы, которые может воспринимать биржа. Вместе с тем анализ Закона о биржах дает возможность сделать  вывод о том, что биржа не может  быть унитарным предприятием, так  как "доля каждого учредителя или  члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов", то есть биржа может возникнуть только на долевой имущественной основе. Установленная законом персонификация членов биржи и особенности, относящиеся  к управлению ею, исключают возможность  ее функционирования в качестве открытого  акционерного общества. Так, в учреждении биржи не могут участвовать:

высшие и местные органы государственной власти и управления;

кредитные учреждения;

страховые и инвестиционные компании и фонды;

общественные, религиозные  и благотворительные объединения (организации) и фонды;

физические лица, которые  в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Биржевая деятельность отнесена Законом к лицензионным видам  деятельности. Лицензии выдаются Комиссией  по товарным биржам при Федеральном антимонопольном органе в соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории РФ.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Члены биржи –  это лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо высшие членские или иные целевые  взносы в ее имущество. Членство на бирже возникает в порядке  и на условиях, установленных учредительными документами. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле; в принятии решений на общих собраниях, а также в  работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены  учредительными документами, и другие права.

Члены биржи, являющиеся учредителями, могут иметь особые права и  обязанности вне сферы биржевой торговли, предоставляемые не более  чем на три года с момента государственной  регистрации биржи.

Закон о биржах выделяет две категории членов биржи:

а) полные члены – с  правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов  на общем собрании членов биржи и  на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;

б) неполные члены – с  правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов  на общем собрании членов биржи и  общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

Посетители биржевых торгов – это лица, не являющиеся членами  биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи  право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают  право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока  за соответствующую плату.

Члены и посетители биржи  имеют право совершать биржевые сделки:

непосредственно как участники  биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

через организовываемые ими  брокерские конторы;

на договорной основе с  брокерскими фирмами, брокерскими  конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Закон о биржах ограничивает время участия постоянных посетителей  в торгах на конкретной бирже тремя  годами, а их общее число не может  превышать тридцати процентов от общего числа членов биржи. Разовые  посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет.

Биржевые сделки совершаются  в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров, под которыми закон понимает служащих или представителей организаций  – членов биржи и биржевых посредников. Деятельность биржевых посредников  и биржевых брокеров, осуществляющих фьючерсные и опционные сделки в  биржевой торговле, является лицензируемой.

Биржевые сделки не могут  совершаться от имени и за счет биржи. Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности  за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон предусматривает  некоторые гарантии в биржевой торговле. Так, в целях обеспечения выполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок биржа обязана  организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем  заключения договора с кредитной  организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании. Кроме того, законом  гарантируется свободное ценообразование  в биржевой торговле. Бирже запрещается  устанавливать уровни и пределы  цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемыми биржевыми посредниками. Вместе с тем биржа имеет право  устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи  с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы, взимаемые за нарушение устава и  правил биржевой торговли. Поскольку  главной функцией биржи является организация биржевой торговли, в  ее обязанности входит проведение, по требованию участника биржевой торговли, экспертизы качества реальных товаров.

Споры, связанные с заключением  биржевых сделок, могут рассматриваться  в судебном порядке, а также биржевой арбитражной комиссией, которая  осуществляет функции третейского  суда и действует в соответствии с положением, утверждаемым биржей.

Законом устанавливаются  основы государственного регулирования  создания и деятельности товарных бирж. Государственное регулирование  осуществляется специально созданной  для этих целей Комиссией по товарным биржам, которая осуществляет лицензирование биржевой торговли, контролирует соблюдение законодательства биржами и выполняет  иные функции, предусмотренные ст.34 Закона и Положением о ней. Для выполнения этих функций комиссия наделена рядом полномочий, среди которых отказ в выдаче лицензии, аннулирование или приостановление действия лицензий; направление бирже обязательных для выполнения предписаний о прекращении правонарушений, внесений изменений в правила биржевой торговле; применение к бирже и биржевым посредникам санкций в случае нарушения ими законодательства в порядке и размерах установленных ст.36 Закона.

Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет Государственный комиссар, назначаемый комиссией по товарным биржам. Государственный комиссар вправе:

присутствовать на биржевых торгах;

участвовать в общих собраниях  членов биржи и членов секций с  правом совещательного голоса;

знакомится с информацией  о деятельности биржи.

Государственный комиссар не вправе принимать самостоятельные  решения, обязательные к выполнению, однако он может вносить предложения в Комиссию по товарным биржам и осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии.

Полученные в процессе выполнения своих функций Комиссией  по товарным биржам и Государственным  комиссаром сведения конфиденциального  характера не подлежат оглашению  без согласия биржи и участников биржевой торговли.

 

  1. Права и обязанности налоговых органов

Налоговые органы вправе:

Налоговые органы вправе:

  • требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; 
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 
  • производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • в порядке, предусмотренном НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогооблофжения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; 
  • требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
  • требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
  • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные  НК РФ.

Налоговые органы обязаны:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах; 
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 
  • вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 
  • бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; 
  • сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ; 
  • соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 
  • направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  • представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. 
  • осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Информация о работе Правовое положение товарной биржи