Правовое обеспечение валютного регулирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:33, научная работа

Описание работы

Цель диссертационного исследования заключается в применении комплексного, системного исследования правового обеспечения валютного регулирования на этапе отмены большинства валютных ограничений, формирования условий для установления для рубля режима свободной конвертируемой валюты
Задачи исследования:
- сформулировать основные понятия проблематики исследования, включая «валютное регулирование», «валютный контроль», «валютное право», показать соотношение их содержания,
- рассмотреть принципы валютного регулирования как систему взаимосвязанных элементов, дать классификацию принципов валютного регулирования,
- раскрыть исторические и сравнительно-правовые аспекты организационно-правового обеспечения валютного регулирования,
- исследовать систему органов государства, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль, раскрыть проблемы координации их деятельности и пути их решения,
- выявить специфику правового регулирования валютных операций в отношении резидентов и нерезидентов на внутреннем валютном рынке России,
- проанализировать порядок перемещения через таможенную границу России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг,
- раскрыть содержание валютного контроля как разновидности финансового контроля, выявить его состояние и перспективы совершенствования,
- определить юридическую природу мер юридической ответственности за нарушение валютного законодательства и раскрыть порядок их применения органами валютного контроля

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

чением прав и свобод резидентов и нерезидентов в отношении осуществления валютных операций, перемещения через таможенную границу валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, а также владения, пользования и распоряжения ими В механизм валютных ограничений также включаются лицензирование на право осуществление валютных операций, запреты, лимитирование ввоза или вывоза валютных ценностей и национальной валюты и др Отмечается, что принципом применения ограничений является то, что они не должны носить дискриминационный характер и должны отменяться органами валютного регулирования по мере устранения тех обстоятельств, которые вызвали их установление

В работе раскрываются особенности каждого вида валютных операций как элементов внутреннего валютного рынка Что касается валютных операций за рубежом, то базовыми точками для осуществления там валютных операций являются принадлежащие Банку России кредитные организации на территории иностранных государств, через счета в которых участники торгов могут проводить расчеты по сделкам с иностранной валютой за российские рубли

На основе анализа  положений Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»  отмечается, что существует несколько  способов перемещения валютных денежных средств, независимо от набора валюты, через таможенную границу К ним относятся обычное перемещение денежных средств в наличном виде через границу, пересылка их методом снятия средств с банковского счета в банке одной страны и зачисление той же самой суммы на счета в банки другой страны, пересылка денег по почте в другую страну. Очевидно, возможны иные технические способы перемещения денежных средств через таможенную границу, но применение их в тексте закона не предполагается Способ, связанный с использованием наличных денег или документарных ценных бумаг, предполагает участие таможенных органов, как уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление валютного контроля

Репатриация рассматривается  как возращение капитала, ввоз капитала в страну, из которой он ранее был вывезен Это - обязанность резиден-

тов в процессе осуществления внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов эквивалент по сделкам Конкретно, резидент должен принять необходимые меры по возвращению в предусмотренные договором об экспортной сделке иностранной валюты или российской валюты за проданный товар Эти деньги должны быть зачислены на счета в уполномоченные банки Отмечается, что страны - экспортеры капитала в период ухудшения своего экономического положения стимулируют репатриацию капитала для улучшения платежного баланса.

Доказано, что  валютный контроль является составной  частью валютного регулирования, а  также частью финансового контроля Под валютным контролем чаще понимается комплекс правовых мер по контролю за соблюдением валютного законодательства, которые выступают составным элементом управленческой деятельности государства в валютной сфере Выделено три вида уполномоченных субъектов, наделенных правами осуществления валютного контроля Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля, агенты валютного контроля В число органов валютного контроля включены Центральный банк Российской Федерации и органы исполнительной власти, которые уполномочены Правительством Российской Федерации К ним относится Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору Есть группа полномочий, которые органы и агенты валютного контроля выполняют совместно К ним относятся проведение проверок соблюдения положений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям Сформулировано предложение по уточнению группы субъектов, подпадающих под режим валютного контроля, учитывая иммунитет дипломатических органов и отдельных лиц Поэтому, указывая на нерезидентов и резидентов, следует уточнить, что в процессе валютного контроля речь идет всего лишь о физических и юридических лицах

В работе отмечается, что поскольку закон наделил  полномочиями применения санкций за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования не все органы валютного регулирования и валютного контроля, имеющих право действовать в сфере валютной дея-

тельности, то их следует классифицировать Выделяется группа органов, которая вправе применять санкции, а также группа, которая обязана фиксировать правонарушения и передавать соответствующую информацию тем органам, которые вправе применять санкции

В заключении изложены основные выводы, обобщающие итоги диссертационного исследования, сформулированы конкретные предложения по совершенствованию механизма финансово-правового регулирования валютной деятельности в Российской Федерации

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие  работы:

1 Царгуш Э.В Понятие  валютного рынка //Черные дыры в российском законодательстве, 2007 - № 5 С 497-499 - 0,4 п л

2. Царгуш Э В Принципы  валютного регулирования / Сб  «VI Международная научно-практическая  конференция - Право, экономика  и власть» - М МЭСИ, 2007 - С 528-530 - 0,4 п л

3 Царгуш Э В Правовой статус органов государства, осуществляющих валютное регулирование - Сб «Актуальные проблемы правового регулирования социально-экономических отношений» / Под ред Се-люкова А Д Вып 1- М Социум, 2007 - С 208-212 - 0, 5 п л

4 Царгуш Э В , Селюков А Д Понятие валютного регулирования / Сб Проблемы управления безопасностью сложных систем Труды XIV Международной конференции - М Издательство РГГУ, 2006 -С 121-125 - 0,4 п л

Автореферат

диссертации на соискание  ученой степени кандидата юридических  наук Царгуш Элины Вячеславовны

Тема диссертационного исследования ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАЛЮТНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор Селюков  Анатолий Дмитриевич

Изготовление  оригинал-макета Царгуш Элины Вячеславовны

Подписано в  печать*^/22007 Тираж %Р Уел пл-^£.

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС Заказ № 119606, Москва, пр Вернадского, 84

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по праву и юриспруденции, автор  работы: Царгуш, Элина Вячеславовна, кандидат юридических наук

Введение

Глава 1. Методологические аспекты правового обеспечения  валютного регулирования в Российской Федерации

1.1. Понятие валютного  регулирования как объекта правового обеспечения

1.2. Роль валютного  права в осуществлении валютного  регулирования.

1.3. Принципы  валютного регулирования

Глава 2. Состояние  и перспективы правового механизма  валютного регулирования в Российской Федерации

2.1. Правовой  статус органов государства, осуществляющих валютное регулирование в РФ

2.2. Порядок валютного  регулирования на внутреннем  валютном рынке

2.3. Порядок осуществления  финансового контроля за реализацией  норм валютного законодательства  и актов органов валютного  регулирования

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по теме "Правовое обеспечение  валютного регулирования в Российской Федерации"

Актуальность  темы исследования обусловлена потребностями  развития валютной реформы, которая  несколькими этапами идет в Российской Федерации, начиная с 1991 г. Второй крупный шаг в изменении валютной политики государство сделало в 2003 г. В настоящее время необходимо осмыслить последствия сделанных шагов и определить задачи на будущее.

Федеральный закон  № 173-ФЭ "О валютном регулировании  и валютном контроле" (далее - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») был принят 10 декабря 2003 г. Закон решил задачу модернизации валютного регулирования в сторону дальнейшей либерализации валютного законодательства. Новое законодательство более детально регламентирует основные направления валютной деятельности. В целом направление изменения валютного законодательства и практика его применения свидетельствуют о повышении эффективности механизма валютного регулирования и валютного контроля.

От полного  запрета на участие в валютной деятельности, за исключением отдельных случаев, в условиях социализма валютное регулирование перешло к установлению свободного владения, пользования и распоряжения валютными ценностями при наличии достаточно большого количества валютных ограничений. Рубль стал частично конвертируемым. Однако до состояния свободной конвертируемости рубля требуется решить много проблем.

Начавшийся в 2003 г. и продолженный в 2006 - 2007 г.г. этап валютной реформы обеспечил отмену ряда валютных ограничений. В частности государство в условиях крупных запасов валютных резервов отказалось от практики резервирования, что предполагало обязанность участника внешнеэкономической деятельности вносить в банк сумму средств по объему равную сумме сделки и, тем самым, замораживать эти средства на счетах в банке. Одновременно отменены требования, которые вправе было устанавливать Правительство РФ по валютным операциям, связанным с движением капитала, которые, в свою очередь, требовали от резидентов резервирования капитала.

Наиболее значимой мерой либерализации является отмена порядка обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке, установленного для резидентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они обязаны были продавать 30 процентов валютной выручки, полученной от осуществления внешнеэкономической деятельности.

Упрощен порядок  использования счетов в уполномоченных банках для проведения валютных операций. В частности, отменен режим специального счета, посредством которого следовало  проводить валютные операции, связанные с движением капитала. Изменен в сторону либерализации порядок открытия резидентами счетов в зарубежных банках. Так, отменен порядок предварительной регистрации открытия таких счетов.

Отменены также  предписанные государством в качестве обязательных меры по обеспечению исполнения обязательств нерезидента перед резидентом. Кстати, подобное положение, установленное в качестве временной меры в тексте Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в 2003 г., было новым для валютного законодательства, до этого государство не вмешивалось в указанную сферу.

Дальнейшее вхождение  России в мировое экономическое  пространство ставит перед государством задачу по принятию дополнительных мер  либерализации валютного регулирования, снятия имеющихся валютных ограничений. В этой связи требует изучения вопрос о сроках снятия таких ограничений, о выявлении степени готовности нашей страны к такому шагу, чтобы не нанести вред отечественной экономике. Важно решить вопрос о том, насколько вообще государство способно стать просто наблюдателем в деле влияния его на сферу валютных отношений и отказа от мер валютного контроля. Все это надо делать в соотношении со степенью зрелости рыночных отношений, наличия соответствующей правовой культуры среди предпринимателей и остальных граждан.

От состояния  урегулирования валютной деятельности во многом зависит решение проблемы по минимизации бегства капитала из России. Несмотря на наметившееся изменение  прироста поступления капитала из-за рубежа по сравнению с его оттоком, уровень оттока капитала остается очень высоким. Не отработана единая система валютного регулирования и валютного контроля.

Важнейшей задачей  государства является упорядочение валютного законодательства, что  предполагает приведение в соответствие с содержанием действующей редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» подзаконных нормативных правовых актов. При всем том, что многое сделано в совершенствовании ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», нельзя считать, что закон принял свой завершенный вид. Только практика покажет - насколько действующая схема валютного регулирования отвечает интересам государства на современном этапе. Вопрос стоит в наличии определенных пределов в деле снятия ограничений на осуществление валютных операций.

С другой стороны, при наличии такого уровня либерализации  режима валютного регулирования  встает вопрос об оправданности сохраняющихся  требований по репатриации валютной выручки. Требуются отдельные исследования экономического и правового аспектов относительно готовности страны к возможным кризисам внутреннего и внешнего характера. Не возникнет ли экстренная потребность ввести вновь ранее применявшийся комплект валютных запретов? Как показывает практика реальной рыночной экономики, в ней сохраняется теневой сектор, а ряд хозяйствующих субъектов, как и во все времена, продолжает противозаконную деятельность, в том числе в валютной сфере.

Сохраняется противоречивость отдельных норм Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» по отношению друг к другу, а также иных актов законодательства. Так, законодатель отказался делить валютные операции на два вида: текущие и операции, связанные с движением капитала. Однако термин «валютные операции движения капитала» законодатель использует неоднократно при определении порядка осуществления валютного регулирования и валютного контроля. Не получили четкого определения полномочия Банка России в отношении установления условий и порядка введения и отмены ряда валютных ограничений и др. В целом снятие противоречий между ними и систематизация законодательства относится к числу важнейших задач по правовому обеспечению валютного регулирования.

Степень научной  разработанности проблемы. В науке  финансового права проблематика валютного регулирования постоянно находится во внимании исследователей. В учебниках по финансовому праву, монографиях и научных статьях анализируются вопросы целей правового регулирования, порядка осуществления валютных операций.

Информация о работе Правовое обеспечение валютного регулирования в Российской Федерации