Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации, ее состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, и контроль за удовлетворением потребностей общества.
Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Содержание работы

1 Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации,
ее состав……………………………………………………..…………………… 3
2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности………………………… 11
3 Формы межбюджетных трансфертов…………………………………..……… 15
Список использованных источников…………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

Финансовое право конт. раб.в..docx

— 102.56 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное 

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный 

технический университет»

 

 

Кафедра юриспруденции

Специальность «Юриспруденция» - 030500

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

Вариант № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр.

Преподаватель                                                                                     

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

1 Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации,

   ее  состав……………………………………………………..…………………… 3

2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности………………………… 11

3 Формы межбюджетных трансфертов…………………………………..……… 15

Список использованных источников…………………………………………….. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие  финансов и финансовой системы  Российской Федерации, 

ее состав

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению  и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных  подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых  для обеспечения расширенного воспроизводства  и социальных нужд, в процессе осуществления  которых происходит распределение  и перераспределение общественного  продукта, и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Финансовая  система — совокупность различных  финансовых отношений, в процессе которых  разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих  субъектов, домохозяйств и государства.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система должна решать проблемы современного общества, такие  как:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего между различными хозяйствующими субъектами.

Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

    • общегосударственные финансы;
    • финансы предприятий и организаций.

Финансовая  система в ее широком понимании  включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая  из этих сфер имеет организационную  структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья  первой сферы — общегосударственных  финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и финансовых распределительных  отношений на макроуровне.

Звенья  второго подразделения (финансы  предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений  на микроуровне.

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.

Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы (подразделения) и звенья обусловлено  особенностями функционирования каждого  звена, различиями в методах распределения  и использования фондов денежных средств и, следовательно особой ролью в финансовой системе.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием  классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости  от этого критерия определяются способы  организации финансов. Порядок образования  и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Таким образом, финансовая система  – это совокупность различных  сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными  методами формируются и используются денежные фонды государства, организаций  и домашних хозяйств.

Финансовая система РФ имеет  три уровня: центра, регионов и местных  органов самоуправления. Эта часть  финансовой системы находится в  распоряжении государства и выступает  как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

В целом состав финансовой системы представлен на рисунке.

Рисунок 1. Состав финансовой системы РФ.

Централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, действующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональный, местный бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому  бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10), бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации  включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и  Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч  местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).

Бюджеты – финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий  бюджет. Для целей планирования бюджетных  ресурсов составляется консолидированный  бюджет – статистический сводный  бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной  системы.

Схема консолидированного бюджета  РФ представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема консолидированного бюджета РФ.

За счет финансовых ресурсов бюджетной  системы обеспечивается структурная  перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа  жилищно-коммунального хозяйства. В  целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит  решающая роль в межотраслевом и  межтерриториальном перераспределении  средств для выравнивания уровней  экономического и социального развития регионов.

Специальные внебюджетные фонды начали действовать с 1 января 1992 г. Они подразделялись на экономические и социальные. Начиная с 1999 г. были объединены с федеральным бюджетом (а региональные фонды объединены с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению и развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального  налога, дотаций из федерального бюджета  и ресурсов, полученных от собственных  инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца.

К внебюджетным социальным фондам относятся  Фонд социального страхования, предназначенный  главным образом для выплаты  различных пособий, а также федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются  и утверждаются как федеральные  законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными  органами субъектов Федерации, а  местные бюджеты – местными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, так как в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домашнего хозяйства.

Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою деятельность на началах  коммерческого расчета, при котором  расходы предприятия должны покрываться  из собственных доходов. Главным  источником производственного и  социального развития трудовых коллективов  становится прибыль. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют  производственные и социальные фонды, находят средства для инвестирования, используя ресурсы финансового  рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную  систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Финансы некоммерческих организаций формируются за счет добровольных взносов, поступлений от учредителей, бюджетных средств.

Финансы домашнего хозяйства – это звено финансовой системы. Они имеют важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны, в создании ВВП. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение  в доходной части сводного финансового  баланса. Но он охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь бюджеты и внебюджетные фонды. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

Информация о работе Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации, ее состав