Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации, ее состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, и контроль за удовлетворением потребностей общества.
Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Содержание работы

1 Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации,
ее состав……………………………………………………..…………………… 3
2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности………………………… 11
3 Формы межбюджетных трансфертов…………………………………..……… 15
Список использованных источников…………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

Финансовое право конт. раб.в..docx

— 102.56 Кб (Скачать файл)

Поэтому точнее было бы дать определение межбюджетных отношений как взаимоотношений  между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные  трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы  РФ, перечисляемые другому бюджету  бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Исходя из анализа определений межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты осуществляются в рамках межбюджетных отношений. Поэтому, несмотря на новое наименование гл. 16 БК РФ «Межбюджетные трансферты», нормы, содержащиеся в ней, регулируют не что иное, как межбюджетные отношения.

Предоставление  межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых  из бюджетов субъектов РФ, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ.

Так, формами  межбюджетных трансфертов, предоставляемых  из федерального бюджета, являются:

1) дотации  бюджетам субъектов РФ из Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов  РФ;

2) субсидии  бюджетам субъектов РФ из Федерального  фонда регионального развития;

3) субсидии  бюджетам субъектов РФ из Федерального  фонда софинансирования социальных расходов;

4) субвенции  бюджетам субъектов РФ из Федерального  фонда компенсаций;

5) финансовая  помощь бюджетам отдельных муниципальных  образований;

6) иные  безвозмездные и безвозвратные  перечисления;

7) бюджетные  кредиты бюджетам субъектов Российской  Федерации.

Для анализа  правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия  и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные  и безвозвратные перечисления, бюджетные  кредиты.

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций  и бюджетных кредитов дается в  ст. 6 БК РФ. Дотации - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ на безвозмездной и безвозвратной  основе. Обращаем внимание, что в  новой редакции БК РФ из определения  дотации исключено их направление  на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это  бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  лицам или другому бюджету  на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут  интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные  кредиты, которые предоставляются  бюджетам другого уровня бюджетной  системы РФ.

Общим для  дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный  характер. Отличительной чертой субвенций  и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции  и субсидии разграничиваются по объемам  финансирования: за счет субвенции  полностью финансируются те или  иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью  соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. На наш взгляд, такая позиция законодателя вполне обоснована, поскольку повышает ответственность органов власти, исполняющих бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, за возврат бюджетного кредита.

Следующее понятие, которое названо при  перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Данное понятие  используется в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение  финансовой помощи и ее форм отсутствует. Это тоже, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей БК РФ, в которых  употребляется термин "финансовая помощь", можно сделать вывод  о том, что под финансовой помощью  законодатель понимает, во-первых, что  финансовая помощь относится к безвозмездным  и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий. Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению  с ранее действовавшей редакцией  БК РФ. До введения в действие ФЗ от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо дотаций и субсидий являлись субвенции, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Как выше было сказано, в настоящее время вообще не используется такая форма, как бюджетные ссуды, а что касается субвенций и бюджетных кредитов, то они выведены за рамки понятия финансовой помощи. Это связано с тем, что бюджетные кредиты и субвенции из федерального и региональных фондов компенсаций не относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ).

Еще одной  формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет «иные безвозмездные и безвозвратные перечисления». Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

Понятие безвозмездных и безвозвратных  перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа  положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных  и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций  бюджетам других уровней бюджетной  системы, но безвозмездные и безвозвратные  перечисления из бюджетов государственных  и (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов, а также безвозмездные  и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств, в том числе добровольных пожертвований. Но в целях раскрытия  заявленной проблематики нас будут  интересовать только те безвозвратные  и безвозмездные перечисления, которые  поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ.

Список использованных источников

 

 

1 Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2 Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ, 08.03.1999, № 10, ст. 1163.

3 Федеральный закон от 12.01.1996 №7 – ФЗ «О некоммерческих организациях».

4 Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) Консультант плюс

5 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.1-15, 29-29, 161

6 Альвинская Н.В. Финансы современной России. Учебное пособие – М.: «ЮНП», 2006 – 226с.

7 Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009. С. 624.

8 Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2005

 


Информация о работе Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации, ее состав