Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации, ее состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, и контроль за удовлетворением потребностей общества.
Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Содержание работы

1 Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации,
ее состав……………………………………………………..…………………… 3
2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности………………………… 11
3 Формы межбюджетных трансфертов…………………………………..……… 15
Список использованных источников…………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

Финансовое право конт. раб.в..docx

— 102.56 Кб (Скачать файл)

По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее  время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов – около 40%. Среди внебюджетных фондов решающее значение имеет фонд национального  страхования, предназначенный для  оказания социальной поддержки населению. В большинстве стран они автономны.

 

 

 

 

 

 

 

2 Субъекты  и объекты инвестиционной деятельности

 

Круг  инвесторов, которые являются субъектами инвестиционного права, можно определить, основываясь на законах об инвестиционной деятельности, т.е. актах, содержащих нормы, специально предназначенные для  регулирования отношений, связанных  с вложением капитала, прежде всего  – отношений гражданско-правового  характера. Субъекты инвестиционного  права как собственники обладают наличием автономии воли сторон, однако в конечном счете их автономия  воли подчинена воле государства  как органа управления инвестиционными  процессами. Это обусловлено тем, что никакой частный интерес  в обществе не может быть правомерно реализован без заинтересованности в нем других частных лиц и  общества в целом.

Публично-правовое регулирование направлено на развитие общественно необходимых инвестиционных отношений в нужном направлении. Задача государства состоит в  том, чтобы правильно определить общественный и государственный  интерес, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия  и гарантии реализации.

Понятие субъекта инвестиционного права  непосредственно связано с оценкой  предмета инвестиционного права. Общетеоретическое  определение субъекта права сопряжено  с констатацией субъективного права  участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно, носители прав и обязанностей, установленных  правовыми нормами, характеризуются  как субъекты права.

Основное  свойство субъекта инвестиционного  права - юридическая способность  к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность  за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся  под властью и юрисдикцией  государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционного  права выступает как носитель установленных нормами инвестиционного  права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.

Инвестиционная  правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.

Действительно, права иностранного инвестора не совпадают с объемом прав национального  инвестора. Различен у них и объем  правоспособности. Также неодинаковы  и основания возникновения правоспособности. Для российских инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, необходимо обязательно пройти процедуру  регистрации в органах налоговой  службы, и только после этого они  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность, носящую инвестиционный характер. В то же время в соответствии с требованиями Закона об иностранных  инвестициях установлены специфические  правила для иностранных инвесторов.

К категории  иностранных инвесторов относятся  прежде всего иностранные юридические  лица. При этом гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством  государства, в котором оно учреждено. Тот же критерий установлен и в  отношении иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами. Помимо иностранных юридических лиц  в качестве иностранных инвесторов могут выступать иностранные  физические лица, при этом закон  ограничивается отсылкой к праву  страны постоянного местожительства  для определения гражданской  право- и дееспособности, в том  числе и для наличия у них  полномочий осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. В  то же время, в отличие от ранее  действовавшего Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в Законе об иностранных инвестициях прямо исключаются из круга инвесторов лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Дело в том, что по своему правовому положению эти лица приравниваются к российским гражданам, и поэтому рассматривать их как иностранных инвесторов нет оснований.

Закон об иностранных инвестициях позволяет  выступать в роли иностранных  инвесторов также иностранным государствам и международным организациям.

Таким образом, правосубъектность иностранных инвесторов определяется специальным правовым актом - Законом об иностранных инвестициях.

В то же время правовой статус национальных инвесторов определяется другими нормативно-правовыми  актами: Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, Законом об инвестиционной деятельности.

Согласно  ст. 2 Закона об инвестиционной деятельности, инвестициями являются денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. Поэтому определение инвесторов, предложенное Е.Н. Мысловским (инвесторы - это «лица и организации, имеющие свободные средства и заинтересованные в их приумножении»), представляется вполне логичным и соответствующим сложившемуся пониманию этого явления в обществе.

Если  некоторое время в качестве инвесторов в Российской Федерации выступали  крупные предприятия, то процесс  приватизации положил начало инвестициям  частных лиц. Речь идет, прежде всего, о приватизационных чеках, которые  многие граждане вкладывали в те или  иные компании в надежде в дальнейшем получить определенную прибыль от своих  вложений. В Российской Федерации  в настоящее время получило развитие и частное инвестирование как  вложение свободных денежных средств  для получения прибыли простыми физическими лицами, не зарегистрированными  в качестве предпринимателей.

Особый правовой статус у инвесторов при инвестировании в строительстве. В данной ситуации инвестор - физическое лицо, заключая договор долевого участия  в строительстве, пользуется дополнительным режимом защиты на основе законодательства о защите прав потребителей. В данных отношениях в силу прямого указания закона деятельность инвестора по направлению  средств в строительство будет  подпадать под регулирование  Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей». Таким образом, граждане-инвесторы, осуществляющие вложение в строительство в непредпринимательских целях, получают дополнительные механизмы защиты своих прав. Особый правовой статус инвестора наблюдается и при осуществлении портфельных инвестиций.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что  основным субъектом инвестиционного  права является инвестор во всех его  законных проявлениях. Однако правовой статус данного субъекта инвестиционного  права различен в зависимости  от его национально-государственной  принадлежности, организационно-правовой формы и сферы осуществления  инвестиций.

В инвестиционной деятельности принимают участие  следующие субъекты:

  • инвесторы;
  • заказчики;
  • подрядчики;
  • пользователи объектов капитальных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть:

– физические лица;

– юридические лица;

– создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие  статуса юридического лица объединения  юридических лиц;

– государственные органы;

– органы местного самоуправления;

– иностранные субъекты предпринимательской  деятельности (иностранные инвесторы).

Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность иных субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Подрядчики – физические или юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных  вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты капитальных вложений. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Объекты капитальных вложений (инвестиций). Согласно закона «Об инвестиционной деятельности», к ним относятся находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Любое имущество (в том числе  и деньги), а также имущественные  права становятся инвестициями, тогда, когда владелец или пользователь этого имущества (имущественных  прав) вкладывает их в какой-либо объект с целью получения прибыли  и достижения полезного эффекта, то есть осуществляет инвестиционную деятельность. Под последней понимают вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

При использовании инвестиционной терминологии необходимо выделять понятия:

1. Инвестиции - любой вид имущества и имущественных прав, вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности ради извлечения прибыли или получения иного положительного эффекта. Иными словами, под инвестициями понимают то, что вкладывается в инвестиционные объекты.

2. Инвестиционный объект - любые объекты, в которые вкладываются инвестиции. Принято такие объекты подразделять на четыре группы:

- объекты реального капитала (предприятия, иная недвижимость, станки, оборудование и т.п.);

- финансовые средства (прежде всего, ценные бумаги, а также валюта, страховые полисы и другие финансовые инструменты);

- нефинансовые средства (драгоценные камни, драгоценные металлы, предметы коллекционирования и др.);

-человеческий капитал (образование, переподготовка кадров, здравоохранение, и т.п.).

3. Инвестирование - непосредственный процесс вложения инвестиций в объекты инвестирования.

4. Инвестиционная деятельность - процесс, включающий как собственно инвестирование, так и последующее осуществление иных действий с целью получения от инвестиций прибыли или иного положительного (социального или экологического) эффекта.

 

 

 

 

 

 

3 Фомы межбюджетных  трансфертов

 

Межбюджетные  отношения определяются как взаимоотношения  между федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). Это  определение межбюджетных отношений  более полное по сравнению с прежним, ранее содержавшимся в ст. 129 БК РФ, где межбюджетные отношения определялись как отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления, но в то же время не лишено недостатков. Так, законодатель опять не учел неоднократно высказывавшееся мнение в научной  литературе о том, что в межбюджетные отношения вступают не органы государственной  или местной власти как самостоятельные  субъекты финансового права, а непосредственно  общественно-территориальные образования  в целом, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные  образования. Общественно-территориальные  образования вступают в финансовые правоотношения посредством специально уполномоченных органов власти.

Другим  недостатком определения межбюджетных отношений является использование  словосочетания «по вопросам регулирования бюджетных правоотношений», грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать «по вопросам регулирования бюджетных отношений». Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения; общественные отношения становятся правоотношениями в том случае, если они будут урегулированы нормами права.

Информация о работе Понятие финансов и финансовой системы Российской Федерации, ее состав