Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Задание № 1
1. Приведите не менее 3–4 примеров правовых и неправовых форм осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Задание № 2
2. Решите задачу.
Областная Дума приняла Закон «О резервном фонде бюджета области», в котором установила, что направления расходования 2/3 средств резервного фонда определяются областной Думой во втором чтении проекта бюджета. Объем расходования определяется каждым депутатом путем деления 2/3 средств резервного фонда на число депутатов областной Думы. Не противоречит ли это решение бюджетному законодательству?
Задание № 3
3. Схематически изобразите классификацию государственных займов.
Задание № 4
4. Определите источники образования финансовых ресурсов унитарного предприятия.
Задание № 5
5. По результатам проверки предприятия налоговые органы вынесли решение, в котором предприятию было предписано уплатить штраф за незачисление экспортной выручки от сдачи судов во фрахт, причем сама выручка к тому моменту предприятием получена не была. Правомерны ли действия налоговых органов?

Файлы: 1 файл

Контрольная по Финансовому праву.docx

— 43.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2.2. Правовое регулирование  определения себестоимости продукции  (работ, услуг)

 
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме  затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). 
 
Необходимость единообразного определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях различных форм собственности появилась сравнительно недавно (в 1990 г.) в связи с возникновением принципиально новой налоговой системы, введением налога на прибыль как основного налога с предприятий. Для однозначного определения прибыли как важнейшего источника финансовых ресурсов предприятий и налога на прибыль должны действовать единые для всех предприятий понятия прибыли и себестоимости. 
 
Правовое регулирование затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) должно быть определено федеральным законом, как того требует ст. 4 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г.* Однако пока существует Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.**, а также отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности.*** 
 
______________________ 
 
*' ВВС. 1992. № 11. Ст. 525; с изм. и доп. на 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14.Ст.1660. 
 
 
Кроме того, существуют особые режимы затрат, включаемых в себестоимость банков и страховых организаций. Они определены в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками и в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.**** 
 
______________________ 
 
** САПП. 1992. № 9. Ст. 602; с изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4810. 
 
*** См., например: письмо Госналогслужбы РФ «Обособенностяхсоставазатрат, включаемых в себестоимость геологоразведочных работ» от 5 июля 1993 г.; письмо Госналогслужбы РФ «Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по издательской деятельности» от 13 мая 1993 г. и др. 
 
**** СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 367, 368; 1998. № 28. Ст. 3363.

 
 
В соответствии с Положением о составе  затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли затраты, образующие себестоимость, группируются в соответствии с их экономическим содержанием следующим образом: 
 
— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 
 
— затраты на оплату труда; 
 
— отчисления на социальные нужды; 
 
— амортизация основных фондов; 
 
— прочие затраты. 
 
Группировка затрат по элементам способствует определению личных расходов предприятия, а также составлению отчетности по формам, устанавливаемым Правительством РФ. 
 
В материальные затраты включается стоимость: 
 
— сырья и материалов, которые входят в стоимость вырабатываемой продукции; 
 
— покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; 
 
— природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за древесину, отпускаемую на корню; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов); 
 
— покупного топлива и энергии всех видов, расходуемых на производственные нужды; 
 
— других затрат. 
 
Из материальных затрат предприятия исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов и т.д., образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или совсем не используемые по прямому назначению. 
 
В состав затрат на оплату труда включаются: 
 
— выплаты заработной платы за фактически выполненную работу; 
 
— надбавки и доплаты за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания и т.д.; 
 
— оплата очередных и дополнительных отпусков и т.д.; 
 
— выплаты работникам в связи с сокращением штатов и численности работников; 
 
— оплата учебных отпусков работников, обучающихся в учебных заведениях; 
 
— оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера; 
 
— другие виды выплат. 
 
В отчисления на социальные нужды включаются взносы по установленным нормам в Пенсионный фонд РФ. в Фонд социального

 
страхования РФ, в Государственный  фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. 
 
В состав амортизации основных фондов включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная, исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством. 
 
В числе прочих затрат в состав себестоимости включаются налоги, сборы, отчисления в специальные отраслевые фонды,* платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов и т.д. 
 
_____________________ 
 
* См., например: постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г., которым определен Порядок образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта РФ для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе. 
 
 
Ряд затрат включается в себестоимость продукции (работ, услуг) только в пределах норм, утвержденных Министерством финансов РФ. К таким затратам относятся; затраты на командировки, представительские расходы, расходы на рекламу, затраты на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями и некоторые другие.* 
 
_____________________ 
 
* См., например; письмо Минфина России «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок их применения» от 6 октября 1992 г. с изм.; письмо Минфина России от 27 мая 1996 г. «О внесении изменений в письмо Министерства финансов РФ от 27 июля 1992 г. № 61 «Об изменении норм возмещения командировочных расходов с учетом изменения индекса цен».

 
 
Для страховщиков, а также банков и других кредитных организаций затраты, включаемые в себестоимость, конкретизированы. Так, в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками в состав себестоимости этих субъектов включаются: 
 
— отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества; 
 
— комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента или страхового брокера; 
 
— возмещение доли страховых выплат по договорам, принятым для перестрахования; 
 
— оплата инкассаторских услуг; 
 
— оплата услуг специалистов, привлекаемых для оценки страхового риска и т.д.; 
 
— расходы на аренду основных фондов, используемых для осуществления страховой деятельности; 
 
— расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.д.; 
 
— расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков; 
 
— другие расходы. 
 
В соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями в состав себестоимости этих субъектов включаются: 
 
— начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования и срочным вкладам; 
 
— начисленные и уплаченные проценты по долговым обязательствам банка (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и др.); 
 
— начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, по отсроченным (пролонгированным) в установленном порядке межбанковским кредитам; 
 
— уплаченные банком комиссионные сборы (плата) за покупку (продажу) иностранной валюты; 
 
— расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров; 
 
— расходы на рекламу; 
 
— другие расходы. 
 
Затраты предприятий на производство продукции (работ, услуг), не включаемые в себестоимость, относятся на финансовые результаты или прибыль этих предприятий. Это также относится к деятельности страховщиков, банков и других кредитных организаций.

2.2.3. Правовые основы  использования кредита, амортизационных  отчислений и прочих поступлений  государственными и муниципальными  предприятиями

 
В соответствии с законодательством  источником формирования финансовых ресурсов предприятия помимо прибыли являются амортизационные отчисления, бюджетные ассигнования, кредиты банка и прочие поступления, не противоречащие закону. 
 
Немаловажным источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются амортизационные отчисления, т.е. средства, которые накапливаются на предприятии в результате переноса стоимости основных фондов по определенным нормам на текущие издержки производства и обращения. 
 
Норма амортизации — это выраженная в процентах доля балансовой стоимости основных фондов, подлежащая включению в текущие издержки в течение отчетного года. Нормы амортизационных отчислений установлены постановлением Совета Министров СССР «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 октября 1990 г. и различаются по классификационным группам основных средств. Порядок начисления амортизации на предприятии определен Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 r.* 
 
_____________________ 
 
* БНА. 1991. № 7. С. 3—17. 
 
 
Амортизационные отчисления как источник финансовых ресурсов предприятия имеют целевое назначение. Они предназначены для полного восстановления изношенных основных фондов предприятия. До 1 января 1992 г., т.е. до принятия Минфином РФ нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, амортизационные отчисления накапливались на предприятии на специальном счете «амортизационные отчисления ». По новому Плану счетов бухгалтерского учета амортизационный фонд на предприятии не создается.* Поэтому сегодня амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов накапливаются предприятием на других счетах бухгалтерского учета и как источник финансовых ресурсов поступают на расчетный счет предприятия в составе выручки от реализации продукции, работ и услуг.** 
 
____________________ 
 
* См.: Новый план счетов бухгалтерского учета // Финансы. 1992. № 2. С. 3—4.

 
** См.: Основы методологии учета  основных средств // Экономика  и жизнь. 1993. № 52.

 
 
Следующим по значимости источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных  предприятий являются бюджетные ассигнования. 
 
Казенным предприятиям бюджетные ассигнования выделяются согласно суммам, предусматриваемым ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. бюджетные средства выделяются казенному предприятию при недостаточности собственных средств и лишь на следующие цели: а) реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке); б) содержание объектов социальной инфраструктуры; в) компенсацию убытков от выполнения плана-заказа. 
 
Решение о выделении казенному предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет, 
 
Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут получать бюджетные ассигнования сегодня, главным образом, в порядке бюджетного кредитования, т.е. на условиях возвратности и платности. Бюджетные ассигнования, выделяемые государственным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, фиксируются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ, а выделяемые муниципальным образованиям — в местных бюджетах. 
 
Бюджетный кодекс РФ в ст. 77 уделяет специальное внимание выделению бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям. 
 
Немаловажным источником финансовых ресурсов предприятия являются кредиты банков. Кредиты банков — это средства, полученные субъектом на конкретные цели на условиях срочности, возвратности, платности. Коммерческие банки предоставляют кредиты на самые различные цели, а именно: для осуществления планов технической реконструкции, расширения производства, поддержания необходимого уровня оборотных средств предприятия и т.д. В связи с этим суммы, полученные предприятием в порядке банковского кредитования, являются целевым источником формирования его финансовых ресурсов. 
 
Получение предприятием кредита в банке оформляется кредитным договором, заключаемым в соответствии с нормами гражданского права. В этом договоре определяются сумма кредита, гарантии предприятия-должника по возврату кредита, срок возврата кредита и плата за пользование кредитом (процентная 
 
ставка). 
 
Особенностью банковского кредита как источника формирования финансовых ресурсов предприятия является его возвратность и платность, т.е. кредит является таким источником финансов предприятия, который должен быть возвращен и за пользование им предприятие должно уплатить банковский процент. Финансово-правовой режим уплаты предприятием банковского процента определен в постановлении Верховного Совета РФ «О внесении изменений в постановления Верховного Совета РФ по вопросам налогообложения» от 10 июля 1992 г.* Согласно этому постановлению платежи предприятий по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, а также по отсроченным и просроченным ссудам осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом под учетной ставкой Центрального банка РФ понимается ставка процента, которую Центральный банк РФ взимает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. 
 
________________________ 
 
* Российская газета. 1992. 14 авг.

 
 
Источником формирования финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий могут являться и средства, выделяемые из отраслевых фондов. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г.* предприятия могут получать финансовые ресурсы из указанных фондов для использования на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, предусмотренных отраслевыми положениями о соответствующих фондах. Причем, как правило, средства из этих фондов выделяются предприятиям на возвратной основе. Поэтому средства, выделяемые предприятиям из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, являются целевым и возвратным источником финансовых ресурсов предприятия. 
 
_______________________ 
 
* САПП. 1994. № 16. Ст. 1278; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3934; 1998. № 14. Ст 1603.

 
 
Источником формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть также деньги, предоставленные на условиях займа юридическими и физическими  лицами, безвозмездная финансовая помощь, коммерческий кредит, плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д. 
 
Предоставление предприятию денежных займов оформляется договором, заключаемым в соответствии с нормами гражданского права. Предприятие-заемщик обязуется возвратить заимодавцу ту же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. При этом в соответствии с гражданским законодательством договор займа может быть возмездным, т.е. предприятие-заемщик обязано будет не только возвратить сумму займа, но и уплатить заимодавцу определенный, обусловленный договором займа процент. В связи с этим заем является возвратным и, чаще всего, возмездным источником финансовых ресурсов предприятия. При этом, в случае получения денежных займов, их возврат и уплата по ним процентов предприятием-заемщиком осуществляется за счет собственных средств предприятия и не относится на издержки производства и обращения. 
 
Весьма стабильным источником финансовых ресурсов предприятия является коммерческий кредит. Это средства, образовавшиеся у предприятия на какое-то время в результате предоставления ему отсрочки, рассрочки платежа, получения аванса, предварительной оплаты по гражданско-правовым договорам от других предприятий. Коммерческий кредит возникает у предприятия в результате реализации договоров купли-продажи, поставки, подряда и т.д. Например, в том случае, если покупатель по договору поставки получает от поставщика отсрочку или рассрочку платежа за поставленный товар, на период до полного расчета с поставщиком у него возникают дополнительные финансовые ресурсы, т.е. он получает от поставщика коммерческий кредит. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда поставщик (продавец) еще до реализации своего товара покупателю получает от него авансовый платеж в размере частичной стоимости товара или предварительную оплату. Коммерческий кредит — это возвратный источник финансовых ресурсов предприятия. Его возврат происходит тогда, когда покупатель полностью оплачивает авансированный товар или когда поставщик (продавец) осуществляет поставку (продажу) авансированного товара. 
 
В том случае, если за предприятием закреплены объекты социальной сферы и находятся на его балансе, платежи за использование этих объектов в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, за пользование спортсооружениями, оплаты санаторных путевок и пр. могут служить источником его финансовых ресурсов. 
 
Предприятие может получать безвозмездную финансовую помощь от других предприятий, которая также пополняет его финансы.

2.2.4. Порядок распределения  и использования прибыли государственных  и муниципальных предприятий

 
Важнейшим источником формирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий является прибыль. Именно в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия. 
 
Порядок распределения прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях различен. 
 
Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль, исходя из ст. 295 ГК РФ, самостоятельно. Однако собственник (государство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. 
 
Законодательством не устанавливается режим распределения прибыли государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения. Как правило, в Уставах вышеназванных предприятий, утвержденных собственником, отмечается, что предприятие самостоятельно распоряжается частью полученной в результате его деятельности прибыли после уплаты налогов и перечисления в соответствующий бюджет доли, устанавливаемой собственником.* 
 
_____________________ 
 
* См., например: постановление Правительства РФ «Вопросы федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» от 26 июня 1998 г. // Российская газета. 1998.15 июля.

 
 
На практике государственные и  муниципальные унитарные предприятия  на праве хозяйственного ведения  наиболее часто разделяют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финансовые фонды, по которым распределяется прибыль предприятия, а также нормативы их образования определяются финансовым планом предприятия или распоряжением руководителя предприятия. Фонд накопления используется предприятием на производственные нужды, а фонд потребления — на предоставление работникам предприятия трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. Жестких границ между фондами не существует, поэтому предприятие может свободно перераспределять средства фондов и использовать их на первостепенные нужды. 
 
Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены действующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., определены расходы предприятия, относящиеся на себестоимость и на финансовые результаты деятельности предприятия. Следовательно, все остальные расходы предприятия должны осуществляться за счет прибыли или иных источников финансовых ресурсов предприятия. 
 
Из содержания вышеназванного Положения следует, что из прибыли производятся: 
 
— выплата материальной помощи, надбавок к пенсиям; 
 
— единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; 
 
— оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции; 
 
— оплата путевок на лечение и отдых (п. 7); 
 
— платежи за превышение предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 «з»); 
 
— представительские расходы при превышении установленных законодательством норм; 
 
— расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 «и»); 
 
— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями сверх установленных пределов (п. 2 «б»); 
 
— затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 «д»); 
 
— затраты по капитальным вложениям, не относимые к освоению новых производств (п. 2 «в»); 
 
— отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 «р»); и др. 
 
Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. При этом после формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"