Контрольная работа по "Финансовое право "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Содержание работы

Вопрос 1. Финансовые правоотношения. Их виды. Краткая характеристика. Особенности финансовых правоотношений……………3
1.1. Понятие и особенности финансовых правоотношений……………...3
1.2. Виды финансовых правоотношений, их краткая характеристика………………………………………………………………….8
Вопрос 2. Понятие и принципы бюджетного процесса. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов…………………….18
2.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………18
2.2. Стадия составления проекта бюджета…………………………………22
2.3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета………………………26
Задача……………………………………………………………………………32

Вопрос 1………………………………………………………………….33
Вопрос 2…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………………46

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

2) законность установления  и введения налога;

3) обязательность уплаты  налога при наличии определённых  в законе условий, обеспечиваемая  силой государства;

4) индивидуальная безвозмездность;

5) внесение в бюджет  публичного образования либо  во внебюджетный фонд.

Законодательное же определение налога дано в ст. 8 НК. Пот налогом т.о. понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговые правоотношения - урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и граждан.

Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации - банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Налоговая база количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база необходима именно для исчисления налога.

 

Общая характеристика страховых правоотношений

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы РФ и выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное и негосударственное социальное страхование.

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

Характерными чертами страховых правоотношений являются:

1) Не постоянный, а вероятностный  характер отношений. Т.е. понятно, что  при страховании нельзя заранее  предусмотреть ни время наступления  страхового случая, ни размер убытков.

2) Возвратность средств. Страховые платежи после объединения  в страховой фонд подлежат (за  вычетом расходов на услуги  страховой компании) выплате самим  же страхователем.

3) Строго очерченный характер  перераспределительных отношений. Такие отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений.

Субъекты страхования - юридические лица - аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счёт которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц.

4) Целевое использование  создаваемого фонда. Расходование  страховых ресурсов осуществляется  исключительно в строго определённых случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия закреплены и регулируются нормами ГП.

Предупредительная функция страхования в правоотношениях заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

Восстановительная (защитная) функция проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определённой, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесённых юридическими или физическими лицами.

Контрольная функция проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определённые цели, используются в строго определённых случаях и строго определённым кругом субъектов.

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от их участников принято классифицировать на следующие виды:

1) отношения между государством  в лице правительства РФ и  федеральными органами исполнительной  власти по надзору за страховой  деятельностью (Департамент Минфина  РФ) по поводу утверждения основных  положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ.

2) Отношения между федеральными  исполнительными органами власти  по надзору за страховой деятельностью  и организациями-страховщиками по  поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещений страховых резервов, показателей и форм отчётности страховых организаций и пр.

3) Отношения между государством  в лице федерального антимонопольного  органа и организациями-страховщиками  по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

4) Отношения по обязательному  государственному страхованию, где  государство как обязательный  субъект всех финансовых правоотношений  выступает в качестве страховщика  имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей.

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется бесплатно - за счёт средств бюджета

 

Валютные правоотношения

Различают три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

  • режим государственной валютной политики, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;
  • режим валютного государственного регулирования, установленный ФЗ от 10 дек. 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • режим свободно конвертируемой валюты.

ФЗ о валютном регулировании делит субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относят:

  • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.
  • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ
  • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов.
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ
  • РФ, её субъекты, муниципальные образования.

К нерезидентам относят:

  • физические лица, не являющиеся резидентами
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ
  • организации, не являющиеся юр. лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

Под объектами валютных правоотношений понимаются:

  • валюта РФ
  • внутренние ценные бумаги
  • иностранная валюта
  • валютные ценности.

Понятием «Валюта РФ» охватывается:

  • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные средства.
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах (п.1 ст.1 Закона)

Понятие «внутренние ценные бумаги» охватывает:

  • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ
  • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты, выпущенные на территории РФ ( п. 3 ст. 1 Закона)

Под иностранной валютой понимают денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении соответствующего иностранного государства.

Осуществление валютного регулирования возлагается на Правительство РФ, которое и является органом валютного регулирования.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов.

3) Единство внешней и  внутренней валютной политики  государства

4) Единство системы валютного регулирования и контроля.

Валютный контроль - один из видов финансового контроля, осуществляемый при проведении валютных операций. Орган, осуществляющий валютный контроль - Центральный Банк РФ.

 

Правоотношения в области банковской деятельности

В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 фев. 1996 г.) банковская система включает в себя два уровня: Центральный банк (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России является главным банком страны, соответственно большинство правоотношений связано с его деятельностью. Банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады  денежных средств физических  и юридических лиц;

2) размещение указанных  средств от своего имени и  за свой счет на условиях  возвратности, платности, срочности;

3)открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц.

Особое положение среди органов, осуществляющих финансовую деятельность занимает Центральный Банк РФ. Правовой статус Банка России определён ФЗ от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ». Как один из участников правоотношений он создаёт в субъектах Федерации территориальные учреждения в соответствии с указанным законом, Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждённым Советом директоров Банка России и подписанным председателем Центрального банка РФ 29 июля 1998 г. № 46-П. Территориальными учреждениями Банка России являются его главные управления в краях, областях и автономных округах, а также в городах федерального значения.

Основными целями деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка участвует в заседаниях Правительства. Государство регулирует правоотношения в части банковской деятельности разными методами и способами, различными НПА.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовое право "