Коммерческая концессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в характеристике правового определения и содержания договора коммерческой концессии, как нового института гражданского права.
В настоящей курсовой работе рассмотрены этапы развития и становления коммерческой концессии как в мировой экономике, так и в нашей стране, понятие и правовые истоки коммерческой концессии, рассмотрены признаки договора коммерческой концессии, освещается проблема его правовой природы, которые в свою очередь определяют круг задач для достижения целей данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………...
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ............................................................................................
1.1История развития коммерческой концессии……………………..
1.2Концессии в дореволюционной России и СССР…………………
2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……..
2.1Понятие франчaйзинга и ее развитие в России…………………..
2.2Правовая природа договора коммерческой концессии…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

комерческая концессия.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Порадовала сфера услуг, по сравнению с предыдущим годом наметился рост франшиз именно в этой сфере. Например, появилось сразу четыре франшизы медицинских услуг «Лечу», «Ниармедик», «Гемотест», «Центр молекулярной диагностики».

На сегодняшний день к наиболее популярным франшизам  России относятся «Лукойл», «Планета Фитнес», «Ароматный мир», «Пятерочка», «Инвитро», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «2ГИС», Sаvаge, "Экспедиция", Сабвэй Раша (бренд "Сабвэй"), "Баскин Роббинс", "АМД Лаборатории", "Мастерфайбр", 1С, Эконика и ряд других.

Примечательно, что франшизы России занимают 62% отечественного рынка франчaйзинга, среди них порядка 45% - это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее 5 лет, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Российские компании предлагают франшизы в различных отраслях – от общественного питания и ритейла до банкинга и риэлтерской деятельности.

Пример: Постановление  ФАС Поволжского округа от 13.02.2012 по делу N А57-4293/2010 Требование: О взыскании  задолженности по договорам. Обстоятельства: Изготовитель, получивший от разработчика конструкторскую документацию на изготовление агрегатов, перечислил разработчику вознаграждение не в полном объеме. Встречное требование: О признании договоров недействительными. Решение: 1) Основное требование удовлетворено, поскольку задолженность подтверждена; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, поскольку довод об отсутствии государственной регистрации договоров коммерческой концессии несостоятелен. Суд квалифицировал спорные договоры как договоры об отчуждении исключительного права и установил отсутствие оснований для признания их недействительными по мотиву несоблюдения формы сделки.

 

 

2.2 Правовая природа  договора коммерческой концессии  в России

 

Изучение правовой природы договора коммерческой концессии и его отличия от других видов договоров уже длительное время вызывает ряд дискуссий.

Ранее до принятия ГК РФ под концессии понималась передача государством имущества, которое являлось собственностью государства в пользование частным лицам, на условиях раздела полученной продукции в результате пользования данного имущества. Однако в настоящее время термин «концессия» употребляется в его прежнем значении (ст. 37-41 Лесного кодекса РФ). Такой договор «государственной» концессии не имеет ничего общего с концессией коммерческой.

Договор коммерческой концессии признан ГК РФ как самостоятельный вид договора.

Особенность правового  регулирования договора коммерческой концессии состоит в том, что к отношениям, связанным с предоставлением прав на объекты интеллектуальной собственности, субсидиарно применяются нормы специального законодательства, например, нормы патентного законодательства, Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и др.

Цель коммерческой концессии  — содействие продвижению на рынке  товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Такая цель договора вытекает из п. 2 ст. 1027, ст. 1030, п. 2 ст. 1031, ст. 1032 ГК РФ. Пользователь обычно выступает и в качестве производителя (продавца) этих товаров (работ, услуг). Таким образом, договор коммерческой концессии интересен не сам по себе, а в связи с тем, что он призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг. Он как бы дополняет профилирующие договоры купли-продажи, подряда, комиссии и др. Пользователь вместе с исключительными правами, служащими средством индивидуализации основного производителя, получает и его товары (производственные навыки и опыт). Правообладатель, в свою очередь, расширяет свой сбыт, обеспечивает себе возможность в дальнейшем продавать через пользователя новые партии товаров.

Рассмотрим определенные дела арбитражных судов по договорам  коммерческой концессии. Постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу N А56-30673/2012 Задолженность пользователя по рекламным платежам, предусмотренным договором коммерческой концессии, на основании которого ему передано право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав правообладателя, подлежит взысканию в пользу правообладателя в связи с документальным подтверждением наличия и размера задолженности с учетом факта признания пользователем иска. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 N 09АП-29351/2012-ГК по делу N А40-46167/12-51-371 В удовлетворении исковых требований в части возмещения расходов на рекламу отказано правомерно, так как договор коммерческой концессии является недействительным и не доказано, что ответчику во исполнение ничтожной сделки передавались какие-либо денежные средства по расходам на рекламу.

В п. I и 2 ст. 1027 ГК РФ речь идет о комплексе исключительных прав правообладателя. Понятие комплекс (от лат.cоmplexus - связь, сочетание) и означает совокупность явлений или предметов, составляющих одно целое. Таким образом, понятие «комплекс» предполагает наличие чего-либо в количестве не менее двух, а также то, что исключительные права передаются как единый объект, необходимый для достижения цели договора. Именно наличие такой своеобразной комплексности и помогает различать договор коммерческой концессии и некоторые другие близкие ему виды договоров.

Пользователь договора коммерческой концессии получает комплекс исключительных прав, которые принадлежат  правообладателю. Однако необходимо учитывать, что правообладателю должны принадлежать права на средства индивидуализации, то есть права на фирменное наименование ( если правообладатель юридическое лицо), различного рода коммерческие обозначения, которыми могут обладать как индивидуальные предприниматели,  таки юридические лица.

Так же одним из признаков  франчайзинга является имидж организации, право на использование имиджа для  осуществления коммерческой деятельности должно быть представлено франчайзи. Составляющие имидж организации являются фирменный стиль, то есть знак обслуживания, товарный знак, фирменный комплект цветов, способы нанесения знаков, рекламная деятельность, форма одежды и многое другое, все то что может  указывать на данную организацию.

По договору коммерческой концессии передача права на фирменное наименование является необходимым условием.

Согласно п.4 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо всегда имеет фирменное  наименование, может иметь (а может  и не иметь) коммерческое обозначение. Правообладатель -индивидуальный предприниматель не имеет фирменного наименования, но может иметь коммерческое обозначение.

Юридическое лицо, зарегистрировавшее свое фирменное наименование, имеет  исключительное право его использования. Порядок регистрации и использования  фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ. В настоящее время законодательство не требует регистрации передачи другому лицу права пользования своим фирменным наименованием. Достаточно предусмотреть соответствующее условие в Договоре.

Фирменное наименование должно удовлетворять определенным правилам: оно включает указание на организационно-правовую форму коммерческой организации, может иметь особенности  у организаций некоторых организационно-правовых форм (п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107 ГК РФ). Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица. Фирменное наименование указывается в учредительных документах юридического лица. Акционерное общество может иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках, языках народов Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах»).

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А33-2466/2012 По делу о признании незаключенным предварительного договора франчайзинга, о взыскании неосновательного обогащения в виде удержанных денежных средств, полученных в качестве обеспечительного платежа, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 N 09АП-30211/2012-ГК по делу N А40-69029/12-62-640 В удовлетворении исковых требований о расторжении договора коммерческой концессии (франчайзинга) и взыскании уплаченных в качестве вознаграждения денежных средств отказано правомерно, так как истцом не представлено доказательств существенного нарушения ответчиком принятых на себя обязательств по договорам.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2012 по делу N А56-69042/2011 Требование: О взыскании в качестве неосновательного обогащения денежных средств, уплаченных по недействительному договору коммерческой концессии. Обстоятельства: Пользователь ссылается на недействительность договора. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку передача прав на использование коммерческого обозначения и секрета производства фактически осуществлена, не представлено доказательств того, что стоимость использованного комплекса прав не соответствует размеру полученных правообладателем средств.

Постановление ФАС Северо-Западного  округа от 03.10.2012 по делу N А56-43646/2011 Требование: О взыскании задолженности и  неустойки, о расторжении договора коммерческой концессии. Обстоятельства: Правообладатель ссылается на задолженность пользователя по выплате роялти. Пользователь ссылается на то, что по договору ему был передан иной, отличный от указанного в договоре товарный знак. Встречное требование: О признании договора недействительным и применении последствий его недействительности, о взыскании денежных средств, полученных по недействительной сделке, и убытков, о передаче оборудования. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Пользователь ведет  предпринимательскую деятельность под именем правообладателя, что  может нанести существенный ущерб  деловой репутации последнего. Этим обстоятельством объясняется наличие  в ст.1032 ГК РФ императивных норм, обязывающих пользователя обеспечивать соответствие качества продукции пользователя и правообладателя, а также соблюдать инструкции правообладателя, обеспечивающие это соответствие.

Поскольку и правообладатель, и пользователь являются специальными субъектами - предпринимателями, в договоре коммерческой концессии не могут участвовать некоммерческие организации и государство (государственные и муниципальные образования). Этот запрет распространяется и на те случаи, когда соответствующим субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 2 п. 2 ст. 50 ГК).

Форма договора коммерческой концессии определяется ст. 1028 ГК РФ.

Правовое регулирование  формы договоров выражается в  установлении требований к ней и  последствий их нарушения.

Договор коммерческой концессии (субконцессии) (изменение или прекращение договора) регистрируется территориальным органом МНС России (регистрирующим органом), осуществившим регистрацию юридического лица, выступающего по договору в качестве правообладателя.

Если срок по договору коммерческой концессии не определен, то стороны вправе во всякое время отказаться от Договора, уведомив другую сторону за шесть месяцев, если Договором не предусмотрен более продолжительный срок (п.1 ст.1037 ГК РФ).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении курсовой работы, хотелось бы отметить, что применение франчaйзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу-хау), так и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются).

В первой главе курсовой работы рассмотрено становление и развитие коммерческой концессии в России. Длительное время правительство России работает на проектом закона о концессии, стараясь утвердить прочную позицию концессионного договора в России. Данный концессионный договор необходим для экономики России, хотя и не достаточно развит, тем не менее в России существуют определенные нормативно правовые акты которые позволяют регулировать отношения коммерческой концессии.

Так же одним из признаков  франчайзинга является имидж организации, право на использование имиджа для  осуществления коммерческой деятельности должно быть представлено франчайзи. Составляющие имидж организации являются фирменный  стиль, то есть знак обслуживания, товарный знак, фирменный комплект цветов, способы нанесения знаков, рекламная деятельность, форма одежды и многое другое, все то что может  указывать на данную организацию.

Пользователь договора коммерческой концессии получает комплекс исключительных прав, которые принадлежат правообладателю. Однако необходимо учитывать, что правообладателю должны принадлежать права на средства индивидуализации, то есть права на фирменное наименование ( если правообладатель юридическое лицо), различного рода коммерческие обозначения, которыми могут обладать как индивидуальные предприниматели,  таки юридические лица.

 

Фраечайзинг для правообладателя  является наиболее выгодным и удобным  средством расширения собственного дела, наиболее часто в международном  масштабе.  Франчайзинг избовляет правообладателя от необходимости регистрировать большое количество филиалов, на удаленных от головного офиса,  территориях. Пропадает необходимость инвестировать денежные средства на приобретение основных фондов, недвижимость, оборудование. Пропадает необходимость в найме рабочей силы, специалистов.

Информация о работе Коммерческая концессия