Коммерческая концессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в характеристике правового определения и содержания договора коммерческой концессии, как нового института гражданского права.
В настоящей курсовой работе рассмотрены этапы развития и становления коммерческой концессии как в мировой экономике, так и в нашей стране, понятие и правовые истоки коммерческой концессии, рассмотрены признаки договора коммерческой концессии, освещается проблема его правовой природы, которые в свою очередь определяют круг задач для достижения целей данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………...
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ............................................................................................
1.1История развития коммерческой концессии……………………..
1.2Концессии в дореволюционной России и СССР…………………
2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……..
2.1Понятие франчaйзинга и ее развитие в России…………………..
2.2Правовая природа договора коммерческой концессии…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

комерческая концессия.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.11.2012 по делу N А65-6777/2010 Требование: О признании недействительным постановления антимонопольного органа о признании общества нарушившим ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ и о наложении административного штрафа за использование комплекса исключительных прав. Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество (правообладатель) передало по договору заинтересованному лицу права на использование комплекса исключительных прав, а не сами исключительные права, запрет обществу на осуществление аналогичной деятельности договор не содержит, общество имеет право на осуществление торговой деятельности с использованием товарного знака.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.11.2012 по делу N А70-1572/2012 Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа в части и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ за создание обществом дискриминационных условий для поставщиков торговой сети. Обстоятельства: Оспариваемым решением антимонопольного органа действия общества по установлению цены договора об оказании услуг в процентах от суммы закупки товара, в отношении которого данные услуги оказываются, признаны нарушением ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Решение: Требование удовлетворено, поскольку создание действиями общества неравных условий доступа поставщикам не доказано.

В данной главе курсовой работы рассмотрено становление  и развитие коммерческой концессии  в России. Длительное время правительство  России работает на проектом закона о концессии, стараясь утвердить прочную позицию концессионного договора в России. Данный концессионный договор необходим для экономики России, хотя и не достаточно развит, тем не менее в России существуют определенные нормативно правовые акты которые позволяют регулировать отношения коммерческой концессии.

 

2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

 

 

2.1 Понятия франчaйзинга и ее развитие в России

 

Одним из современных  видов партнерского бизнеса является франчайзинг, именуемый также «льготным предпринимательством».

Франча́йзинг (англ. frаnchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. frаnchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. Таким образом, франчайзинг - это форма ведения бизнеса.

Франшиза (франчайзинговый  пакет) - система, приобретаемая у  франчайзера, которая обеспечивает франчайзи преимущественное право на следующие действия:

  1. использование фирменного наименования/ коммерческого обозначения;
  2. применение рекламных методов франчайзинговой сети;
  3. доступ к коммерческой информации;
  4. использование технологий ведения бизнеса.

Данное определение  созвучно с формулировкой американской доктрины. Согласно французской терминологии, франшиза представляет собой сотрудничество, осуществляемое на условиях предприятия-франчайзера. Британская ассоциация определяет ее как контрольное лицензирование, дающее разрешение на ведение определенного бизнеса и накладывающее ряд обязательств в течение оговоренного периода.

Итак, франшиза, в первую очередь, является контрактом, который  содержит условия возмездного использования  торгового имени и фирменных  технологий франчайзера.

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара, работ и услуг.

Отдельным пунктом договоров  могут служить условия использования  товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу N А56-25277/2012 В связи с  документальной доказанностью факта  исполнения перед заказчиком условий  договора об оказании услуг по заключению договора коммерческой концессии оснований для взыскания с исполнителя оплаченной стоимости услуги на основании довода о том, что она является неосновательным обогащением исполнителя, не имеется.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по делу N А56-58606/2011 Требование о взыскании задолженности и неустойки на основании договора коммерческой концессии подлежит удовлетворению, если отсутствуют доказательства погашения ответчиком данной задолженности.

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 N 05АП-5953/2012 по делу N А51-4947/2012 По делу о признании договора коммерческой концессии и дополнительного соглашения к нему недействительными.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 N 09АП-7729/2012-ГК по делу N А40-78084/11-26-581 В удовлетворении исковых требований о признании договора коммерческой концессии ничтожным и взыскании  денежных средств отказано правомерно, поскольку истцом пропущен срок исковой давности.

Постановление ФАС Московского  округа от 28.11.2012 по делу N А40-4446/12-99-22 Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган  доначислил налог на прибыль, НДС, пени и штраф, полагая, что общество неправомерно включило в состав расходов затраты по договорам поставки и применило соответствующие налоговые вычеты. Решение: Требование удовлетворено, поскольку реальность хозяйственных операций подтверждена, согласованность действий общества и его контрагентов, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды, не доказана, при выборе контрагентов обществом проявлена должная осмотрительность.

Постановление ФАС Московского  округа от 27.11.2012 по делу N А40-31560/12-27-283 Требование: О признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации дополнительного соглашения к лицензионному договору о предоставлении права использования изобретения. Обстоятельства: Отказ Роспатента мотивирован истечением срока лицензионного договора на момент обращения о регистрации дополнительного соглашения к нему. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отказ соответствует закону, доказательств продления срока лицензионного договора не представлено.

Таким образом, работа фирмы, использующей систему франчaйзинга, позволит преодолевать возникающие трудности, особенно на начальном этапе, что особенно актуально для начинающих предпринимателей. Метод франчaйзинга позволяет решить задачу получения знаний, опыта и специализации в сфере деловых отношений.

Франчайзинг обеспечивает развитие малого бизнеса и отдельных  отраслей хозяйства за счет внедрения  инноваций и усиления эффективности  действий органов власти.

Франчайзинг имеет ряд положительных  особенностей и для экономики страны в целом, который повышает общую культуру отношений между предпринимателями посредством создания комплексной системы практического обучения без внедрения специальных учебных структур и программ, а также решает проблемы занятости населения за счет создания новых рабочих мест, развивают внешнюю торговлю и привлекают иностранные инвестиции.

Мировая практика доказала, что франчайзинг  – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже  добившихся успеха и желающих развивать  свой успех и дальше.

С другой стороны франчайзинг - это  наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего  бизнесмена, даже для человека, никогда  не занимавшегося бизнесом.

Фактически суть франчaйзинга заключается в обмене: франчайзор отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзором своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью.

Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе "учеников" преподавателей, как в учебных центрах франчайзоров.

До 1990г. в нашей стране политическая и социальная ситуация не способствовали развитию такого типа организации бизнеса как льготное предпринимательство.

В России отсчет истории франчaйзинга идет с 1993г., когда известная всем Bаskin Rоbbins продала первую в России франшизу. Позже к иностранным добавились и российские примеры. Обувные магазины "Эконика", предприятия быстрого питания "РостикХс", "Теремок - Русские блины", "Ням-ням", бензозаправки "ЛУКОЙЛ", ТНК. Главной особенностью развития франчaйзинга в России в том, что его у нас очень мало. В России франчайзинг не стал инкубатором предпринимательства, и тому есть причины: правовая, административная и финансовая.

Осенью 2011г. исполнилось 20 лет с начала разработки российского закона о концессионных договорах. Но закона, призванного сыграть исключительную роль в развитии российской экономики, не существует и поныне. Трудная история его создания сама по себе способна рассказать многое об эволюции политических и экономических взглядов российского законодателя. Отметить можно лишь то, что прорыв совершился: в июле 1993г. почти после двух лет подготовки Верховный Совет РСФСР принял Закон о концессионных договорах с иностранными инвесторами. Но он так и не вступил в силу, потому что был отклонён Президентом.

Принятие в том же году новой  Конституции РФ, а также ряд  других событий послужили основанием для разработки заново закона о концессиях. Новый законопроект, подготовленный уже Правительством РФ и представленный в Государственную Думу первого  созыва (1993-1995гг.), не получил у неё поддержки. После бурных обсуждений Государственная Дума второго созыва (1995-1999гг.) приняла, наконец, законопроект в первом чтении. Это событие произошло в апреле 1996г.

Франчайзинг на сегодняшний  день - развивающийся и перспективный  вид предпринимательства. По статистике, из 100 вновь открывшихся предприятий  в течение года закрываются около 80, в то время как из 100 компаний, работающих на условиях франчaйзинга (готового бизнеса), продолжают успешно вести свою деятельность порядка 90.

По темпам развития франчaйзинга Россия входит в число мировых лидеров. В связи с ростом интереса к франчайзингу в России в 1997 году была образована Российская Ассоциация Франчaйзинга – некоммерческая организация, взявшая на себя функции информационного форума, юридического консультанта, центра проведения семинаров и конференций.

Лидером франчaйзинга является сфера розничной торговли – 57 %, особенно непродовольственный ритейл – магазины одежды, обуви, и другие. Сфера общественного питания составила около 16 % от общего количества действующих франчайзеров. В России франчайзинг в сфере услуг занимает всего 25 %, в Европе – около 40 %, в США – около 70 %.

Производственный франчайзинг  в России развит крайне слабо. Но даже и здесь есть яркие представители – российский франчайзер «Мастерфайбр». Эта компания сначала купила в Австралии лицензию по переработке старых покрышек в материал для покрытий детских, спортивных и иных площадок. Затем россияне значительно усовершенствовали технологию, получив собственные патенты. К настоящему времени «Мастерфайбр» продала франшизы различным фирмам в России, Латвии, Беларуси, Казахстане, Украине, вышла на рынок Мексики.

Более 72 % российских франчайзоров сосредоточено в Москве (в прошлом году – 80 %), 13 % – в Санкт-Петербурге, в других городах России – 15 %.

Однако региональных франшиз появляется все больше. Если раньше франчайзоры были в основном из городов-миллионников (Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Ростов), то теперь это и небольшие города (Пенза, Курск, Орел).

Постановление ФАС Московского  округа от 19.01.2012 по делу N А40-12726/11-102-100 Требование: О признании недействительным соглашения о внесении взноса и открытии фирменного торгового предприятия. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик не проводил консультаций и не осуществлял действия по открытию магазина в согласованные сторонами сроки, а также на то, что взнос возвращен ему не был. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заключенное между сторонами соглашение не является договором коммерческой концессии и не подлежит государственной регистрации.

За прошедший год  франчайзинговые программы приостановили  около 120 компаний. В основном пострадал  сегмент розничной торговли и услуг. С другой стороны, в отсутствии возможности получить кредиты и иное финансирование, многие компании обратили внимание на франчайзинг, как стратегию развития собственного бизнеса.

Информация о работе Коммерческая концессия