Коммерческая концессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в характеристике правового определения и содержания договора коммерческой концессии, как нового института гражданского права.
В настоящей курсовой работе рассмотрены этапы развития и становления коммерческой концессии как в мировой экономике, так и в нашей стране, понятие и правовые истоки коммерческой концессии, рассмотрены признаки договора коммерческой концессии, освещается проблема его правовой природы, которые в свою очередь определяют круг задач для достижения целей данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………...
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ............................................................................................
1.1История развития коммерческой концессии……………………..
1.2Концессии в дореволюционной России и СССР…………………
2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……..
2.1Понятие франчaйзинга и ее развитие в России…………………..
2.2Правовая природа договора коммерческой концессии…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

комерческая концессия.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Байкальский филиал  негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»  (г. Москва)

 

Юридический  факультет

 

 

 

 

Доржиев Тумэн Владимирович

КОММЕРЧЕСКАЯ  КОНЦЕССИЯ

 

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Курсовая работа студента 4-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущен к защите: _______________

                                (подпись)

 

Научный  руководитель

к.ю.н.

_________________   В.В. Ерофеев

 

Дата защиты: «__»__________2012г.

 

Оценка ____________________


 

 

 

Улан-Удэ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………...

3

1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ  КОНЦЕССИИ............................................................................................

7

1.1

История развития коммерческой концессии……………………..

7

1.2

Концессии в дореволюционной  России и СССР…………………

12

2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……..

19

2.1

Понятие франчaйзинга и ее развитие в России…………………..

19

2.2

Правовая природа договора коммерческой концессии…………..

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….

45

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….

37


 

 

 

 

 

 

//

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малый и средний бизнес стал играть значительную роль в экономике  России. Данный вид бизнеса особенно способствует развитию конкуренции, так же имеет ряд достоинств, таких как:

- способностью быстро и гибко реагировать на запросы рынка в различных областях деятельности;

- большой восприимчивостью  к изменению спроса на рынке; 

-созданием дополнительных мест и обеспечением занятости местного населения, как в крупных городах, так и в малонаселенных пунктах;

Правовой базой развития малого предпринимательства является Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995г.), Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (1995г.). Это свидетельствует о внимании со стороны государства, способствует развитию малого предпринимательства и как следствие подъема экономики страны.

Главной причиной, по которой малый и средний бизнес может быть неэффективным, это когда предприятия стараются действовать самостоятельно, без опоры на ресурсы фирм уже завоевавших устойчивое и стабильное положение на рынке. Неумение организовать партнерские отношения, а также отсутствие инвестиций в данный вид предпринимательства приводят к краху предприятий ещё в период их становления.

Хотелось бы отметить, что наличие финансовых возможностей не гарантируют успешное развитие малых и средних предприятий. Существуют многочисленные нефинансовые виды поддержки, такие как, оказание помощи со стороны в ведении определенного бизнеса, что способствует успешному росту предпринимательства.

Рассматриваемая в курсовой работе форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, в частности в США и Великобритании.

Основная сфера распространения франчaйзинга в малом и среднем бизнесе это распределение товаров и услуг системы АЗС, СТО, автошкол, пунктов проката, ремонтных и строительных предприятий, салонов моды и косметических услуг, сети аптек, центров профориентации и переподготовки рабочей силы, химчисток и прачечных, компьютерных услуг, ремонту бытовой и электронной аппаратуры и гостиничного бизнеса. В качестве примера, можно привести деятельность таких широко известных компаний, как «МакДоналдс», «Кока-кола», «Пепсико» и «Баскин Роббинс».

Франчайзинг имеет ряд  положительных особенностей и для экономики нашей страны, который повышает общую культуру отношений между предпринимателями посредством создания комплексной системы практического обучения без внедрения специальных учебных структур и программ, а также решает проблемы занятости населения за счет создания новых рабочих мест, развивают внешнюю торговлю и привлекают иностранные инвестиции.

Мировая практика показала и доказала, что франчайзинг – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше.

Популярность и перспективность франчaйзинга объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса вновь образующихся предприятий. Так, по данным фирмы «Мr. Dооrs Hоme Inc», в США после 5 лет деятельности на рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчaйзинга, через 5 лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100. Российские сети франчaйзинга пока не достигли широкого распространения. Причиной такого положения состоит, по нашему мнению, в том, что у нас отсутствуют предприниматели, чьи фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации стоило бы приобретать. Для того чтобы ситуация изменилась в нашей стране в сторону улучшения развития столь популярного в мире ведения бизнеса, должен пройти не один десяток лет, поэтому институт коммерческой концессии создан в расчете на будущее, а пока он обслуживает в основном иностранные компании, обосновавшиеся на российском рынке.

Тем не менее, и в экономике нашей страны стали появляться и развиваться методы и способы ведения предпринимательской деятельности, ранее возникшие и успешно практикующиеся в иностранных государствах. Одним из таких способов является коммерческая концессия.

Коммерческая концессия  представляет собой уникальную возможность  становления и развития предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, который является основой любой экономики в развитых государствах.

Подводя итог, мы пришли к тому, что, развитие коммерческой концессии в современной России может способствовать дополнительному укреплению экономики в целом без оглядки на мировые цены на нефть.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется высокой эффективностью коммерческой концессии как способа осуществления предпринимательской деятельности и его значением для развития экономики страны. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость развития данного способа предпринимательства в нашей стране и его поддержку со стороны государства.

Цель курсовой работы состоит в характеристике правового определения и содержания договора коммерческой концессии, как нового института гражданского права.

В настоящей курсовой работе рассмотрены этапы развития и становления коммерческой концессии как в мировой экономике, так и в нашей стране,  понятие и правовые истоки коммерческой концессии, рассмотрены признаки договора коммерческой концессии, освещается проблема его правовой природы, которые в свою очередь определяют круг задач для достижения целей данной работы.

Практическая значимость данного исследования определяется главным образом тем, что полученные результаты можно использовать для развития малого и среднего предпринимательства, которые намерены не только развивать, но и создавать предприятия с помощью такого успешного и перспективного во всем мире ведения бизнеса как франчaйзинг.

Структура курсовой работы. Работа состоит  из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы рассмотрена история развития коммерческой концессии в России, а так же концессия в дореволюционной России и СССР. 

Во второй главе курсовой работы изучены понятие франчайзинга ии ее развитие в России, а так  же правовая природа договора коммерческой концессии.

В заключении приведены  краткие выводы в целом по курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

 

 

1.1 История развития коммерческой концессии

 

Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в далекое средневековье.

В Оксфордском словаре английского  языка (1933г.) было написано, что «frаnchising» - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559г., а «frаnchises» - это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

Освобожденным гражданам городов  была дана франшиза, то есть возможность  продавать свои товары на рынках и  ярмарках расположенных на территории города. Данные привилегии или же элементы позволяющие пользоваться положением за плату на определенной территории, формировали фундамент франчайзинга в течении многих веков.  

В более привычной форме франчайзинг  начал проявляться в  британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков.

Данная система оказалась наиболее эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор. В Соединенных Штатах франчайзинг впервые начал использоваться в современном понятии компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing Mаchine Cоmpаny). После окончания гражданской войны в США в середине 1800-х годов Зингер наладил уже серийное производство, которое в свою очередь позволило его компании торговать по самым низким ценам. Однако были и трудности, в частности, организовать централизованное обслуживание швейных машин и их ремонт в одном месте оказалось экономически невыгодным. Поэтому была создана франчайзинговая система, которая предоставляла независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Данные франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями дилера (франчайзи) обслуживать машины на определенной территории.

Подобная схема была разработана в 1898г. автомобильной компанией «Дженерал Моторс», в соответствии с которой дилеры должны были продавать машины только компании «Дженерал Моторс», кроме того были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения соответствующего компании «Дженерал Моторс» уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. По подобной системе как у компании «Дженерал Моторс» последовал Рексол, который хорошо продавал франшизы на организацию своих аптек.

Очень удачно франчайзинг применялся и применяется до сих пор при производстве бутылочных безалкогольных напитков такими известными компаниями как «Cоcа-Cоlа», «Pepsi», «7-UP». Благодаря системе франчaйзинга компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его заводам по розливу на разных территориях, находящимся в собственности и управляемым франчайзи. В результате они становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. В 1920-х годах в Северной Америке идея франчaйзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

С 1930г. в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и соответственно увеличилась прибыль.

В конце 1940-х годов  братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «МакДональдс» создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд.

Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчaйзинга, или франчaйзинга первого поколения. Бум франчaйзинга 1950-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-формат франшизы» (англ. Business Fоrmаt Frаnchise. Это особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

Информация о работе Коммерческая концессия