Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:19, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………...4
1 Характеристика системы государственного финансового контроля ………………..6
1.1 Содержание и значение финансового контроля…………………………………...6
1.2 Характеристика видов, форм и методов контроля………………….. ……………9
1.3 Принципы и требования к государственному финансовому
контролю…...…………………………………………………………………….14
2 Система государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………………………………...18
2.1 Классификация органов государственного финансового
контроля Российской Федерации……………………………………………….18
2.2 Права и функции органов государственного финансового
контроля…………………………………………………………………………..21
2.3 Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития…………………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………………34

Файлы: 1 файл

КУРС.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

3. Правительство РФ контролирует  и регулирует финансовую деятельность  министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

4. Министерство финансов РФ (Минфин  России) занимает особое место  в системе общегосударственного финансового контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах своих компетенций и сфер деятельности. Однако Минфин России имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения контроля — это Департамент государственного финансового контроля и аудита (образован в 1998 г. на базе Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и некоторых других упраздненных структурных подразделений Минфина России) и Департамент страхового надзора. Организованы также контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ (территориальные КРУ).

Департамент государственного финансового  контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставление налоговых льгот; организует контроль за качеством проведения проверок аудиторами и аудиторскими организациями.

Функции государственного страхового надзора возложены на Департамент  страхового надзора Минфина России. Его контрольные (надзорные) полномочия ограничены сферой страховой деятельности. Департамент осуществляет лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения по применению страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими страхового законодательства и страховой дисциплины. В случае выявления нарушений по результатам проверок он имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения этих предписаний могут приниматься более жесткие решения, вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой организации.

Другим управлением Минфина  России, наделенным широкими контрольными функциями за полнотой поступления, целевым и экономным использованием государственных средств, являются Главное управление федерального казначейства РФ и его территориальные органы на местах. Основная задача Федерального казначейства — организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют (совместно с другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют в высшие представительные и исполнительные органы государственной власти и управления отчетные данные о финансовых операциях Правительства РФ (по федеральному бюджету РФ), государственных федеральных внебюджетных фондов, а также о состоянии бюджетной системы РФ в целом; управляют и обслуживают совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; прогнозируют объемы государственных финансовых ресурсов; разрабатывают методологические и инструктивные материалы по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; ведут операции по учету государственной казны РФ. Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисциплины Федеральному казначейству предоставлены следующие права:

·        производить  в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных  учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского (федерального) бюджета РФ;

·        получать от финансово-кредитных и налоговых  органов справки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, необходимые для контроля и регулирования бюджетных процессов;

·        приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов, в случаях непредставления органам казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

·        налагать на банки или иные кредитные учреждения штрафные санкции в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов, или перечисления средств из этих фондов на счета получателей;

·        взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования их не по целевому назначению с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;

·        изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;

·        требовать  от руководителей и других должностных  лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Для усиления контроля за исполнением  доходной части бюджета в Российской Федерации созданы и функционируют  государственные органы налогового контроля.

5. Министерство РФ по налогам  и сборам (МНС РФ) представляет  собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Структура МНС РФ организована по функциональному и территориальному признакам. Основными подразделениями налоговых органов являются отделы и сектора. Функциональные управления (отделы, сектора) образованы в зависимости от вида налога (например, Управление косвенных налогов), категории плательщика (Управление налогообложения физических лиц), сферы деятельности (Управление налогов и сборов от внешнеэкономической деятельности), формы собственности (Управление налогообложения негосударственных организаций), объема платежей и других факторов. Основные задачи МНС РФ: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

6. Федеральная служба налоговой  полиции РФ (ФСНПРФ). ФСНП РФ — это специализированный правоохранительный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий законность и правопорядок в сфере налогов и связанных с ними правоотношений и являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российский Федерации. Основные задачи федеральных органов налоговой полиции — это выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

 

 

 

 

2.3 Недостатки системы  государственного финансового контроля  и пути ее развития

 

В результате реформ, разрушив вертикали тоталитарного контроля, Россия оказалась в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной контрольной системы, ориентированной на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая в стране система государственного финансового контроля в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Примеров нецелевого использования и невозврата государственных средств, нерационального управления ими, иных финансово-хозяйственных нарушений множество. Факты таких нарушений приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов.

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации провело проверку деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по оздоровлению государственных финансов за счет укрепления финансовой и бюджетной дисциплины. В ходе проверки установлено, что федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полном объеме реализовывали задачи, поставленные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох». При этом основные недостатки финансово-контрольной работы этих органов можно обобщить в следующих пунктах:

- МНС России, Минфин России, ГТК России и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не принимают должных мер по исполнению доходной части бюджета (не принимают исчерпывающих мер по сбору налогов и сборов (в результате чего растет дотационность региональных и местных бюджетов), неправомерно устанавливают различные льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей, не принимают должные меры по ликвидации растущей задолженности перед бюджетом);

- Минфину России не удалось сформировать единую систему органов федерального казначейства с ведением счетов по учету доходов и средств федерального бюджета в Банке России;

- не выполняются требования  соответствующих нормативных актов  об обслуживании органов федерального  казначейства в учреждениях Банка России;

- органы исполнительной власти  субъектов РФ, Госкомсевер России  и Минфин России не осуществляли  должный контроль за эффективным  расходованием средств государственной  финансовой поддержки;

- в ряде регионов в нарушение  указов Президента РФ имеет место практика исполнения бюджетов на основе использования денежных суррогатов, бартерных операций и применения зачетных схем (при этом допускаются нарушения самими налоговыми органами);

- работа по мобилизации налоговых  платежей и сборов «живыми» деньгами проводится неудовлетворительно;

- федеральные органы исполнительной  власти и органы власти субъектов  РФ не добились увеличения  доходов от производства алкогольной  продукции;

- не выполнены в полном объеме  бюджетные задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

- ГТК России, ВЭК России и  Банк России не полностью реализуют  возможности увеличения доходной  части федерального бюджета за  счет возврата валютной выручки;

- нерационально и необоснованно расходуются иностранные займы, полученные под гарантии Правительства РФ;

- в ряде субъектов РФ, несмотря  на сложное социально-экономическое  положение, допускается нецелевое  расходование финансовых ресурсов;

 

- в нарушение указов Президента  РФ органы исполнительной власти регионов оказывают финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, имеющим бюджетную задолженность;

- органы исполнительной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления зачастую принимают  нормативные акты, не соответствующие  общим федеральным принципам налогообложения в РФ.

Примеров неэффективности организации  и функционирования органов государственного финансового контроля можно привести множество.

Все вышеописанные негативные моменты  существующей системы государственного финансового контроля, а также усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, тенденция к преобразованиям последних, увеличение информационных потоков — все это требует организации адекватной системы государственного финансового контроля и, в первую очередь, на основе создания надежного правового «фундамента» реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия.

Если и дальше не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы государственный финансовый контроль в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.

Итак, основные пути организации и развития системы государственного финансового контроля в России представляются в следующем:

·        формирование системной и завершенной нормативно-правовой базы (в том числе стандартизация государственного финансового контроля);

·        реформирование организационных структур;

·        приведение методологической основы в соответствие с современными условиями;

·        формирование системы процедур контроля (методической базы);

·        создание целостных  научно-исследовательской и учебной  баз, формирование системы кадрового обеспечения;

·        организация  адекватной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

·        материально-техническое (включая социально-бытовое) и финансовое обеспечение функционирования контролирующих органов.

В принципе законодательство о государственном финансовом контроле основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах государственного финансового контроля, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы государственного финансового контроля (объединяющую и справедливую для органов государственного финансового контроля всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие. Логичнее было бы сначала разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже акты об отдельных контрольных структурах. При этом, естественно, необходимо будет изменить структуры и назначения отдельных органов государственного финансового контроля, а также создать дополнительные (изменив существующие и разработав новые соответствующие положения об органах).

При этом система нормативно-правовых актов государственного финансового  контроля должна строиться при учете  следующих основных требований:

- нормативно-правовые акты государственного финансового контроля не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие в названиях, в терминологии и т.д.), не должны дублировать друг друга (то же самое относится и по отношению к правовым актам, регулирующим иные сферы государственного управления и финансов). Выполнение этого принципа, в общем и целом должно быть обеспечено четкой концепцией и правилами построения системы правового регулирования государственного финансового контроля;

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской Федерации