Этапы становления государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:24, реферат

Описание работы

Целью реферата является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.
2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.

Содержание работы

Введение 3
Этапы становления государственного финансового контроля 5
1 этап (середина XIII - конец XV веков) 5
2 этап (конец XV - начало XVIII веков) 5
3 этап (начало XVIII - конец XIX веков) 8
4 этап (начало XX - конец XX веков) 10
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

этапы становления гфк в рф.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

Федеральное  государственное  образовательное  бюджетное  учреждение  высшего  профессионального  образования 

«Финансовый  университет 

при  Правительстве  Российской  Федерации»

(Финансовый  университет)

 

 

Кафедра  «Государственные  и  муниципальные  финансы»

 

 

 

 

 

Реферат  по  дисциплине 

«Государственный  и  муниципальный  финансовый  контроль»

 

 

на  тему:

 

«Этапы  становления  государственного  финансового  контроля  в  Российской  Федерации»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка  группы  ГМУ  3-1

Дегтярева  А.В.

 

 

Научный  руководитель:

Терехова  Т.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2013 

Оглавление

Введение 3

Этапы  становления  государственного  финансового  контроля 5

1  этап (середина  XIII  -  конец  XV  веков) 5

2 этап (конец  XV  -  начало  XVIII  веков) 5

3 этап (начало  XVIII  -  конец  XIX  веков) 8

4 этап (начало  XX  -  конец  XX  веков) 10

Заключение 16

Список  литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Новые  условия  развития  российского  общества  и  экономики  предъявляют  жесткие  требования  к  эффективности  решения задач  управления  различными  сферами государственной  жизни,  в  том числе  и  теми,  которые  связаны с  реализацией  задач  контроля  использования  финансовых  средств и  материальных  ресурсов.  Эффективность финансового  контроля  является  одним из  важнейших  факторов  финансово-экономической устойчивости  и  социальной  стабильности  государства,  его  экономической безопасности,  благополучия  граждан.  Для этого  важно  изучить  историю становления  и  развития  финансового контроля  в  России.

В  настоящее  время  процесс  формирования  адекватной  целям  и  задачам  развития  Российской  Федерации  системы  государственного  финансового  контроля  является  еще далеко  незавершенным.  Не  разработана адекватная  условиям  перехода  к  развитому рынку  теория  государственного  финансового контроля,  не  определены  основные  направления организации  контроля  за  обеспечением  финансовой  безопасности  России,  нет четкой  и  полной  нормативной  базы  контрольной  деятельности,  отсутствует системная  методическая  база  контроля.  Имеет  место  нерациональное  разделение  функций  между  субъектами  государственного  финансового  контроля,  недостаточно  налажена  система  взаимодействия  между органами  государственного  и  внутреннего контроля  проверяемых  организаций.

Стратегической задачей  как  с  точки  зрения  оценки  уровня  эффективности  государственного  финансового  контроля,  так  и  сточки  зрения  расширения  контрольных функций  является  разработка  критериев оценки  рационального  использования бюджетных  средств.

Все  это  диктует  необходимость  тщательного изучения  и  активного  использования в  современной  законотворческой  деятельности  и  практике  государственного  финансового  контроля  прошлого  опыта,  в  частности,  опыта  финансового  контроля  в  России  начиная  с  середины  XIII  века  по  настоящее  время.

При  изучении  государственного  финансового контроля  в  нашей  стране  отчетливо пролеживаются  четыре  основных  этапа: 

-  середина  XIII  -  конец  XV  веков;

-  конец XV  -  начало  XVIII  веков;

-  начало  XVIII  -  конец  XIX  веков;

-  начало  XX  -  конец  XX  веков.

Целью  реферата  является  сформировать  целостное  представление  о  путях  становления  и  развития  финансового  контроля  в  России.

Исходя из  поставленной  цели,  в  работе  предусмотрено решение  следующих  задач:

1.  Изучить исторические  и  социально-экономические  предпосылки  возникновения  финансового контроля  в  России.

2.  Выявить и  проанализировать  основные этапы  становления  и  развития финансового  контроля  в  России.

 

Этапы  становления  государственного  финансового  контроля


1  этап (середина  XIII  -  конец  XV  веков)

Середина XIII  -  конец  XV  веков  –  это  период  возникновения  предпосылок  становления финансового  контроля  в  экономической безопасности  страны.

Развитие и  совершенствование  государственного  финансового  контроля  находится в  неразрывной  связи  с  теми  изменениями  в  экономическом устройстве  государства,  которые  происходили в  стране. 

С  конца  IX  века  начинается  объединение Древнерусского  государства.  Взамен  дани  или  полюдья  появляется  дань  в пользу  татар  или  ордынское  серебро.  При  этом  раскладочный  способ  взимания  податей  и  сборов  (выход  ордынский)  просуществовал  на  протяжении  всей  эпохи Золотой  Орды  (1243  -1480  гг.).  Именно  в этот  период  находим  первые  упоминания  масштабного  целевого  мониторинга налогооблагаемой  базы  того  времени:  в  1257  г.  татарскими  численниками  производилась первая  перепись  для  сбора дани.  В  1259 г.  в  Новгороде  «начали  «окаянные»  ездить  по  улицам,  описывая  дома  христианские».

В  конце  XIV  в.  возникают  должности  казначеев,  дьяков  и  подьячих,  которые  ведали  сборами  оброков  и  вели  книги и  записи  по  этим  сборам. Удельный  характер  княжения  исключал  возможность  появления на  Руси  на  данном  этапе  единообразной системы  финансового  контроля.  Прообраз  системы  финансового  контроля  оформился при  Иоанне  III с  появлением  финансового управления  казенного  приказа.

2 этап (конец  XV  -  начало  XVIII  веков)

 В  конце  XV-первой  половине  XVI  вв.  в  России  утверждаются  центральные  органы  управления  -  Приказы.  В  этот  период  существовали  следующие  основные  финансовые  Приказы:

-  большого  дворца  (ведал  доходами  с  царских  земель);

-  большого  прихода  (собирал  большинство   прямых  налогов,  а  также  определял  работу  территориальных  приказов,  которые  выполняли  функцию  приходных   касс); 

-  большой  казны  (сборы  с  городских  промыслов);

-  земский  (занимался  продажей  дворовых  участков,  мощением  дорог,  судебной   и  полицейской  властью  в  Москве)  и  др.

В  царствование  Алексея  Михайловича  число  приказов,  осуществляющих  финансовую  деятельность,  значительно  увеличилось.  Так,  в  1655  г.  был  создан  Счетный  Приказ,  основная  деятельность  которого  сводилась к  анализу  приходных  и  расходных книг  других  приказов.

В 1718 г. приказы были упразднены Петром I в связи с учреждением камер-коллегии. Изменение административно-территориального деления России влечет  изменение и в сфере налогообложения. Цель губернской  реформы была исключительно фискальная - она «получила отталкивающий характер пресса для выжимания денег».

Указом   от  22  февраля  1711  г.  утверждается  ПравительственныйСенат  -  постоянно  действующий  высший  орган  государственного  управления,  в  числе  других  функций  выполнявший обязанности  контролера  в  сфере  государственных  доходов  и  расходов.  В  это  время  учреждаются  должности  фискалов,  которые  должны  «тайно  проведывать,  доносить  и  обличать»  все  злоупотребления   государственных  чиновников.

В  эпоху  Петра  I  создавались  новые   по  своему  предназначению  контрольные   органы.  В  1717  г.  учреждаются  финансовые  коллегии.  При  коллегиях  состояли  фискалы.  В  обязанности  камер-коллегии  вменялось  «надзирание  и  правление  над  окладными  и  неокладными  доходами».  Камер-коллегия  имела  сеть  своих  учреждений  на  местах.  Органом  камер-коллегии  в  провинции  был  земский  комиссар,  который  собирал  подати,  надзирал  за  эксплуатацией  государственных  имуществ,  выполнял  целый  ряд  других,  не  связанных  с  взиманием  податей,  функций.  Для  заведывания  расходами  была  учреждена  штатс-контор-коллегия,  а  ревизион-контора  —  для  проверки  счетов  и  отчетов.

В  1727  г.  в  целях  борьбы  с  недоимками  образована  специальная Доимочная канцелярия,  а в  1733 г.  - Доимочный приказ.

Результатом  финансовых  преобразований,  проведенных Петром  I,  явилось  увеличение  за  пятнадцать  лет  доходов  более  чем  в три  раза:  в  1710  г.  -  3,1  млрд.  рублей,  в  1725  г.  -  10,2  млрд.  рублей.

 

3 этап (начало  XVIII  -  конец  XIX  веков)

В  1775  г.  утверждаются  губернские  финансовые  органы  -  казенные  палаты.  Им  поручается  управление  откупами  на  местах.  Данным  органам  также  вменялось  собирать  сведения  о  численности  населения.  При  казенных  палатах  находились  податные  инспектора  и  податные  присутствия.  Такая  система  устройства  фискального аппарата  просуществовала  до  конца  XIX  в.

Во времена  Екатерины  II,  указом  от  24  октября  1780  г.  была  учреждена  экспедиция  о государственных  доходах.  В  1781  г.  ее  разделили  на  четыре  самостоятельных экспедиции:  первая  занималась  доходами,  вторая  -  расходами,  третья  -  ревизией  счетов,  четвертая  -  взысканием  недоимок,  недоборов и  нечетов.  Все  четыре  экспедиции  подчинялись  генерал-прокурору.

Петровские  коллегии  к  тому  времени  были  упразднены,  а  их  функции  по  финансовому  управлению  переданы  казенным  палатам.

8  сентября  1802  г.  было  создано  Министерство  финансов,  основной  задачей  которого  стало  управление  казенными  и  государственными  деньгами.  Первым  министром  был  назначен  граф  Алексей  Иванович  Васильев.  Министерство  было  окончательно  сформировано  в  1811  г.  В  качестве  структурного  подразделения  Министерства  финансов  того  времени  был  организован  департамент  податей  и  сборов,  который  в  1863  г.  разделили  на  два  самостоятельных  департамента:  окладных  и  неокладных  сборов.  Наряду  с  названными  подразделениями  работой  по  взиманию  налогов  занимался  департамент  торговли  и  мануфактур.

Только с  учреждением  Министерства  финансов,  в  ведении  одного  министерства  были  сосредоточены  полномочия  по  управлению  всеми  государственными  доходами  и расходами.

Контрольно-надзорная функция  осуществлялась  Министерством финансов  совместно  с  органами  управления  государственными  доходами  на  местах  (казначействами,  казенными  палатами  и  др.).  На  Министерство  полиции  возлагалась  обязанность  точного  соблюдения  полученных  от  министра  финансов  предписаний,  существо  же  этих  мер  находилось  вне  сферы  его  ответственности.

Конец  XIX  -  начало  XX  веков  -  период  активного  развития  централизованного  финансового   контроля.

В  1885  г.  в ведении казенных палат были  учреждены  должности  податных  инспекторов  «для  наблюдения  за  поступлением  окладных  сборов  живого  органа,  близкого  к  населению,  заботящегося  об  охранении его  платежных  сил  и  могущего  быть  представителем  финансового  ведомства  на  местах»,  которые  осуществляли  контроль  за  правильным  взиманием  налогов  на  своих  участках. 

 

4 этап (начало  XX  -  конец  XX  веков)

Из   инструмента  финансовой  политики  финансовый  контроль  в  это  время  был  превращен  в  орудие  классовой  борьбы, средство  экономического  подавления.

Гражданская  война  и  хозяйственная  разруха  привели  к  политике  военного  коммунизма,  когда  частная  торговля  полностью запрещалась,  вводились  плановое  снабжение  населения  товарами  первой  необходимости  и  трудовая  повинность.  В  таких условиях,  цивилизованные способы  пополнения  государственной  казны  функционировать  не  могли.  Учитывая  это  в  ноябре  1917  г.  ВЦИК  издал  декрет  и  принял  Положение  «О  рабочем  контроле».  В  положении было  указано,  что  в  интересах планомерного регулирования  народного хозяйства во  всех  промышленных, торговых,  банковских,  сельскохозяйственных,  транспортных, кооперативных  и  прочих  предприятиях,  имеющих  рабочих  или  дающих  работу  на  дом,  вводится  рабочий  контроль  над производством,  куплей-продажей  продуктов и  сырья,  материалов,  их  хранением,  а также  над  финансовым  хозяйством  предприятий.

В  целях  перестройки  работы  старого государственного  контрольного ведомства  по  новому  и  для  руководства  им,  Совет  Народных  Комиссаров  в  ноябре  1917г.  направил  в  это  ведомство народного  комиссара  по  государственному  контролю.  Декретом  СНК  в  декабре  1917  г.  в  комиссариате  государственного  контроля  была  образована  коллегия  в  составе  трех  человек.  Ей  поручалось  обеспечить  перестройку  и  реорганизацию  старого  ведомственного  государственного  контроля  на  социалистических  началах.  Данные  попытки  не  имели  успеха,  что  и  послужило  причиной  создания  Центральной  контрольной  коллегии.

В  период  становления  системы  органов внутренних  дел  в  составе  Народного  комиссариата  внутренних  дел  РСФСР  функционировала  финансовая  служба.  В  докладе  наркома  внутренних  дел  РСФСР  5-му  Съезду  Советов  6  июля  1918  г.  впервые  было  указано  о  структуре  и  функциях  финансового  отдела  НКВД  РСФСР.

Информация о работе Этапы становления государственного финансового контроля в Российской Федерации