Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:19, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………...4
1 Характеристика системы государственного финансового контроля ………………..6
1.1 Содержание и значение финансового контроля…………………………………...6
1.2 Характеристика видов, форм и методов контроля………………….. ……………9
1.3 Принципы и требования к государственному финансовому
контролю…...…………………………………………………………………….14
2 Система государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………………………………...18
2.1 Классификация органов государственного финансового
контроля Российской Федерации……………………………………………….18
2.2 Права и функции органов государственного финансового
контроля…………………………………………………………………………..21
2.3 Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития…………………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………………34

Файлы: 1 файл

КУРС.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде  финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых  вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному  кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты  финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему  периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в  той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора  представляет собой систему постоянно  совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью  определения текущих изменений  в деятельности субъекта хозяйствования.

1.3 Принципы и требования к  государственному финансовому контролю

Ключевым условием достижения целей  и задач государственного финансового  контроля является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом. Необходимо также отметить и основные требования к организации системы государственного финансового контроля. Данные требования по своей сути хотя и не являются принципами, но также обуславливают эффективность отдельных элементов государственного финансового контроля, а также эффективное функционирование системы государственного финансового контроля в целом. Итак, следующие принципы являются базовыми правилами, краеугольным камнем государственного финансового контроля.

 

1. Принцип законности

 

Принцип законности предусматривает  следующее:

 

- качество нормативно-законодательной  базы государственного финансового  контроля и законодательства  РФ в целом, т.е. его соответствие  целям общественного развития, укрепления  и наращивания государственной финансовой базы;

- соблюдение норм права органами  государственного финансового контроля (их представителями) при реализации  своих контрольных полномочий (включая  осуществление контроля и вынесение  решений по его результатам), а  также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения.

2. Принцип независимости

Органы государственного финансового  контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц, тем или иным образом связанных с последними. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Фактором независимости являются, кроме того, и источники финансирования органов государственного финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой.

3. Принцип гласности (публичности или открытости)

Гласность государственного финансового  контроля - необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип  гласности предусматривает открытость деятельности органа государственного финансового контроля, доступность  каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности.

4. Принцип объективности

Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны (особенно в плане представления материалов), обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию. При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

5. Принцип ответственности

Данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах:

а) ответственность контролеров;

б) ответственность контролируемых;

в) ответственность третьих лиц (включая принимающих решения, т.е. обладающих исполнительными полномочиями, государственных органов).

6. Принцип сбалансированности

Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные  функции, не обеспеченные средствами для  их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или  иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

7. Принцип системности

Предполагает наличие именно системы  органов ГФК. Но системообразующий  элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую иерархическую конструкцию подчиненности как цементирующего ее начала.

Также необходимо отметить основные требования к организации государственного финансового контроля:

1. Требование информационной обеспеченности;

2. Требование соответствия контролирующей  и контролируемой систем;

3. Требование постоянства и комплексности;

4. Требование подконтрольности  каждого субъекта государственного  финансового контроля;

5. Требование компетентности, добросовестности и честности государственных контролеров (аудиторов, инспекторов, ревизоров и т.п.);

6. Требование приемлемости (пригодности)  методологии государственного финансового  контроля;

7. Требование непрерывности развития  и совершенствования;

8. Требование приоритетности;

9. Требование исключения ненужных  этапов, процедур в проведении  контроля;

10. Требование оптимальной централизации  (или адекватности оргструктуры  государственного финансового контроля);

11. Требование единичной ответственности  (или четкого разграничения функций органов государственного финансового контроля);

12. Требование регламентации;

13. Требование взаимодействия и  координации;

14. Требование своевременного сообщения  об отклонениях;

15. Требование конфиденциальности  планов контроля;

 

17. Требование экономической эффективности;

16. Требование обеспечения сочетания  разной компетенции субъектов  контроля в рамках бюджетного  процесса и обеспечения единства  их интересов в достижении  конечной цели контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Система государственного  финансового контроля в Российской  Федерации

 

2.1 Классификация органов  государственного финансового контроля  Российской Федерации

Состав и структура органов  финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от командно-административной системы управления экономикой и переход на децентрализованные рыночные методы регулирования потребовали разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля, а следовательно, изменение институционального и функционального состава контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности. Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти. Исполнительная власть осуществляет функции финансового контроля посредством следующих институтов.

С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению  к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает: рассмотрение и  утверждение бюджета, отчета о его  выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений  и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового управления как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам).

Президентский контроль в Российской Федерации, как  контроль за исполнением указов и  распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню государственной  власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы).

3. По характеру компетенции выделяют:

Органы ГФК общей компетенции. Они осуществляют контроль в отношении  достаточно широкого круга объектов и вопросов согласно сферам своей  деятельности.

Органы ГФК отраслевой компетенции. Они осуществляют контроль в конкретных отраслях (в некотором смысле термин «отраслевой контроль» синонимичен термину «ведомственный контроль»).

Органы ГФК межотраслевой компетенции. Они контролируют определенные сферы  финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля вне зависимости от их отраслевой принадлежности

Органы ГФК специальной компетенции. В принципе они также осуществляют контроль вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов контроля, но их контроль ограничен достаточно узкими вопросами, т.е. их контроль носит достаточно узконаправленный характер.

 

 

 

2.2 Права и функции  органов государственного финансового  контроля

 

Деятельность органов финансового  контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

1. Президент РФ. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

2. Главное контрольное управление  Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, проверка исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий предоставления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в месячный срок, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской Федерации