Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:19, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………...4
1 Характеристика системы государственного финансового контроля ………………..6
1.1 Содержание и значение финансового контроля…………………………………...6
1.2 Характеристика видов, форм и методов контроля………………….. ……………9
1.3 Принципы и требования к государственному финансовому
контролю…...…………………………………………………………………….14
2 Система государственного финансового контроля в Российской Федерации………………………………………………………………………………...18
2.1 Классификация органов государственного финансового
контроля Российской Федерации……………………………………………….18
2.2 Права и функции органов государственного финансового
контроля…………………………………………………………………………..21
2.3 Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития…………………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………………34

Файлы: 1 файл

КУРС.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

 

Содержание

 

 

Введение  …………………………………………………………………………………...4

 

1 Характеристика  системы государственного финансового  контроля ………………..6

 

1.1 Содержание  и значение финансового контроля…………………………………...6

 

1.2 Характеристика  видов, форм и методов контроля………………….. ……………9

 

1.3 Принципы  и требования к государственному  финансовому

 

контролю…...…………………………………………………………………….14

 

2 Система государственного финансового  контроля в Российской Федерации………………………………………………………………………………...18

 

2.1 Классификация органов государственного  финансового

 

контроля Российской Федерации……………………………………………….18

 

2.2 Права и функции органов  государственного финансового

 

контроля…………………………………………………………………………..21

 

2.3 Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития…………………………………………………………………………….27

 

Заключение………………………………………………………………………………..32

 

Список  использованной литературы……………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).

Любые государственные программы  реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную  систему -       государственный финансовый контроль. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

Переход на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм и методов  организации финансовых отношений  в стране, а также финансово-хозяйственной  деятельности предприятий диктует  необходимость становления и  совершенствования новой системы  государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных  условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие  задачи:

- рассмотреть понятия государственный  финансовый контроль, выделить его  цели и задачи, виды, основные методы;

- определить сущность и значение  государственного финансового контроля  в современных условиях;

- исследовать принципы организации  государственного финансового контроля;

- рассмотреть наиболее важные  вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;

- выявить направления совершенствования  российской системы государственного  финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

1 Характеристика системы  государственного финансового контроля

 

1.1 Содержание и значение финансового контроля

В условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования  фондового рынка и рынка капиталов  возникла потребность в налаживании  жесткой системы финансового  контроля как неотъемлемой части  управления общественными процессами. Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации. Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Функциональное назначение контроля заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства. Основная цель контроля - объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля. В рыночной экономике финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства. Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности. Объектом финансового контроля являются распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления. Основным назначением государственного финансового контроля является целевое и эффективное использование финансовых ресурсов государства, эффективное использование государственной собственности. Для анализа сущности государственного финансового контроля значимыми являются следующие положения:

1. Финансовый контроль является  одной из разновидностей деятельности  органов государственной власти  и органов местного самоуправления.

2. Осуществление финансового контроля  есть форма государственного  регулирования определенных финансово-производственных  отношений.

3. Финансовый контроль действен, когда он взаимосвязан со всеми  функциями финансов и системой  управления.

4. Финансовый контроль — способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами. Финансы успешно функционируют только в том случае, когда они хорошо организованы и управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Назначение финансового контроля - содействовать успешной реализации финансовой политики государства. Задачи государственного финансового контроля: правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов; проверка состояния целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности; правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности; контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности. Этот перечень не исчерпывает всех задач финансового контроля, тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового законодательства.

Цель и задачи финансового контроля определяют его основные функции, как  части общегосударственного контроля, которые проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих коррективов в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. Функции финансового контроля: контроль источников поступления бюджетных средств; контроль расходования бюджетных ресурсов; контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации; контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов; контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях; контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций; пресечение финансовых злоупотреблений. Степень использования функций государственного финансового контроля предусматривается законодательными и нормативно-правовыми актами о соответствующих органах контроля.

 

1.2 Характеристика видов,  форм и методов контроля

 

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов финансового  контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков  классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый.

По времени проведения финансовый контроль условно подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или  отчетного периода. В ходе его  проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей  по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды:

- ведомственный контроль, осуществляемый  контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных  им предприятий, учреждений и  организаций. Преимущества данного  вида контроля проявляются в  его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности;

- внутрихозяйственный контроль, проводимый  финансово-экономическими службами  субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность;

- общественный контроль, выполняемый  неправительственными общественными  организациями или отдельными  физическими лицами (экспертами) на  основе добровольности;

- правовой контроль, который  проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

- гражданский контроль, осуществляемый  физическими лицами при налогообложении  их доходов и имущества, получении  ими доходов в виде заработной  платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также  специально созданными ими органами, с использованием специфических  форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США - наличие института президентской власти).

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к  которым традиционно относят  обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование — это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное  контрольное действие или систему  контрольных действий в отношении  определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской Федерации