Финансовый контроль государства и муниципальных образований, его основные направления, проблемы правового совершенствования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:22, контрольная работа
Описание работы
Финансовый контроль государства и муниципальных образований в экономике современной России приобретает важное значение, прежде всего, в интересах граждан, которые получают государственную поддержку. Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………………………….......3 Основная часть 1. Финансовый контроль как экономическая категория 1.1.Содержание, принципы и основные направления организации финансового контроля….. 4 1.2. Виды, формы и методы финансового контроля. Субъекты финансового контроля ……….. 6 2. Финансовый контроль как функция финансового управления 2.1 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации ………………………… 8 2.2. Негосударственный финансовый контроль …………………………………………………... 11 3. Эффективность государственного финансового контроля 3.1. Основные направления деятельности Счетной палаты Тюменской области в 2014 году. .13 3.2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2014 году ………………………………... 14 3.3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты Тюменской области …………… 18 3.4. Осуществление контроля за исполнением мероприятий областной целевой программы «Сотрудничество» …………………………………………………………………………………... 18 4. Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации ………………… 20 Заключение ………………………………………………………………………………………...... 23 Список использованной литературы ……………………………………………………...…....... 24
В отчетном периоде по материалам
проведенных контрольных мероприятий
Счетной палатой направлено 70 представлений
и 39 информационных
писем с предложениями о принятии мер
по устранению нарушений на сумму 346,0 млн руб.
По отдельным нарушениям, выявленным
в 4 квартале 2014 года, представления о принятии
мер по их устранению будут направлены
в
1 квартале 2015 года.
По результатам принятых Счетной
палатой мер устранено финансовых
нарушений на сумму 323,1 млн руб.
По состоянию на 01.01.2015 на контроле
Счетной палаты находятся финансовые
нарушения, выявленные в ходе контрольных
мероприятий 2014 года, на сумму 22,9 млн руб.
Все выявленные нарушения находятся
на постоянном контроле Счетной палаты
до полного их устранения. В 2014 году в ходе
контроля за устранением нарушений специалистами
Счетной палаты направлено 395 заключений
на поступившие письма и документы об
устранении нарушений.
Важно отметить, что в 2014 году
в соответствии с требованиями законодательства
Счетная палата начала применять практику
направления в финансовый орган уведомлений
о применении бюджетных мер принуждения.
Так, в отчетном году Счетной палатой по
результатам контрольных мероприятий
направлено в департамент финансов Тюменской
области 7 уведомлений
о применении бюджетных мер принуждения.
По результатам применения
мер бюджетного принуждения произведен
возврат в областной бюджет средств,
использованных по нецелевому назначению
(70,0 тыс. руб.), по двум муниципальным образованиям
произведена процедура приостановления
(сокращения) предоставления бюджетных
трансфертов на сумму 17,1 млн руб.
В целях предупреждения фактов
нарушений в финансово-бюджетной сфере
Счетной палатой в 2014 году в Правительство
Тюменской области направлялись предложения
по внесению изменений в нормативные правовые
акты.
В последние годы органами исполнительной
власти Тюменской области последовательно
совершенствуется механизм учета предложений
Счетной палаты по результатам контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий
и принятие управленческих решений по
повышению эффективности и результативности
бюджетных расходов. В отчетном периоде
указанные меры позволили реализовать
рекомендации Счетной палаты в части устранения
и предупреждения неправомерного и неэффективного
использования бюджетных средств путем
внесения изменений в следующие нормативные
правовые акты:
– постановление Правительства
Тюменской области от 02.10.2008 № 307-п «О порядке
предоставления государственной поддержки
в форме субсидий национально-культурным
автономиям, иным общественным объединениям
на реализацию общественно полезных (значимых)
программ (мероприятий), религиозным организациям
на реализацию общественно значимых культурно-просветительских
программ и мероприятий» – в части изменений
в типовой договор, а также уточнения состава
документов для получения субсидии;
– постановление Правительства
Тюменской области от 28.12.2007 № 348-п «О порядке
предоставления субсидий и иных трансфертов
местным бюджетам» – в части предоставления
субсидий в сфере культуры;
– распоряжение Правительства
Тюменской области от 07.12.2012 № 2600-рп «Об
утверждении порядка взаимодействия исполнительной
власти Тюменской области при согласовании
и утверждений заданий на проектирование
по объектам капитального строительства…»
– в части дополнительного обоснования
стоимости оборудования;
– постановление Правительства
Тюменской области от 05.09.2011 № 284-п «О порядке
проведения проверки достоверности определения
сметной стоимости объектов капитального
строительства…» – в части подтверждения
достоверности стоимости оборудования
и материалов в составе сметных расчетов.
В соответствии со статьей 19
Закона Тюменской области «О Счетной палате
Тюменской области» в отчетном периоде
осуществлялось взаимодействие Счетной
палаты с прокуратурой Тюменской области
и другими правоохранительными органами
на основе взаимных соглашений.
В правоохранительные органы
в 2014 году направлено 10 материалов.
По результатам рассмотрения материалов
контрольных мероприятий, направленных
Счетной палатой в правоохранительные
органы (в том числе по проверкам прошлых
лет), возбуждено 3 уголовных дела.
В отчетном периоде к 83 должностным
лицам 27 проверенных
организаций были применены дисциплинарные
взыскания (27 выговоров и 56 замечаний);
по материалам Счетной палаты возбуждено 10 дел об административных
правонарушениях.
Кроме того, специалисты Счетной
палаты принимали участие в 25 судебных заседаниях
по вопросам взыскания бюджетных средств,
использованных с нарушением нормативных
правовых актов.
По результатам контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий,
проведенных в отчетном году, ежеквартально
информации направлялись в Тюменскую
областную Думу, Правительство Тюменской
области. Информации о результатах контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий
рассматривались на заседаниях комитета
по бюджету, налогам и финансам Тюменской
областной Думы.
3.3. Экспертно-аналитическая
деятельность Счетной палаты Тюменской
области
За отчетный период Счетной
палатой проведено 71 экспертно-аналитическое
мероприятие, в том числе подготовлено 52 заключения
по проектам нормативных правовых актов
Тюменской области, 3 заключения на
отчеты по исполнению областного бюджета, 16 иных аналитических
материалов.
В рамках проведения экспертно-аналитических
мероприятий подготовлено 17 заключений
на проекты областных законов, 35 заключений
на проекты государственных программ
Тюменской области, представленные одновременно
с проектом закона Тюменской области «Об
областном бюджете на 2015 год и на плановый
период 2016 и 2017 годов».
Результаты проведения экспертиз
проектов государственных программ показали,
что итоговый объем финансового обеспечения
проектов программ на 2015–2017 годы соответствует
проекту закона Тюменской области «Об
областном бюджете на 2015 год и на плановый
период 2016 и 2017 годов».
Вместе с тем в ходе проведения
экспертиз были выявлены замечания, которые
не повлияли на достоверность и обоснованность
соответствующих статей законопроекта,
которые учтены в 30 нормативных
правовых актах Правительства Тюменской
области
Кроме того, в отчетном периоде
Счетной палатой продолжалось осуществление
мониторингов реализации областных целевых
программ, Федерального закона от 07.02.2011
№ 6-ФЗ «Об общих принципах организации
и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований» на муниципальном уровне.
Счетной палатой также осуществлялась
экспертно-аналитическая работа в рамках
деятельности Совета контрольно-счетных
органов при Счетной палате Российской
Федерации, в том числе по направленным
в Счетную палату документам, обращениям
контрольно-счетных органов других регионов.
3.4. Осуществление
контроля за исполнением мероприятий
областной целевой программы «Сотрудничество»
На особом контроле Счетной
палаты находится реализация мероприятий
областной целевой программы «Сотрудничество»
(далее – ОЦП «Сотрудничество»), в том
числе реализация контрольных функций
в рамках договора, заключенного 06.10.2009
между органами государственной власти
и органами внешнего финансового контроля
Тюменской области, Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа (далее – Договор).
Контроль за исполнением мероприятий
ОЦП «Сотрудничество», реализуемых на
территории Тюменской области, осуществлялся
Счетной палатой в рамках таких плановых
контрольных мероприятий как:
– проверка использования средств
областного бюджета, направленных в 2012–2013
годах ОАО «Терминал-Рощино», в том числе
в качестве взноса в уставный капитал;
– проверка целевого и эффективного
использования средств областного бюджета,
выделенных ГБУЗ ТО «Областной онкологический
диспансер»;
– проверка целевого и эффективного
использования средств областного бюджета,
выделенных на реализацию областной целевой
программы «Основные направления развития
отрасли «Социальная политика» в Тюменской
области».
Контроль за ОЦП «Сотрудничество»
осуществлялся Счетной палатой также
в ходе проведения внешних проверок отчета
об исполнении бюджета территориального
фонда обязательного медицинского страхования
Тюменской области за 2013 год, отчета об
исполнении областного бюджета за 2013 год,
в том числе проверки бюджетной отчетности
главных администраторов бюджетных средств.
Контроль за исполнением мероприятий
программы ОЦП «Сотрудничество», реализуемых
на территории автономных округов, в соответствии
с Договором осуществляется счетными
палатами автономных округов. Соответствующие
предложения по включению в планы работы
контрольно-счетных органов на 2014 год,
поступившие от депутатов Тюменской областной
Думы, в установленные Договором сроки
были направлены Счетной палатой в контрольно-счетные
органы автономных округов, в том числе:
– в Счетную палату Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры (письмо от
30.09.2013 № 1383);
– в Счетную палату Ямало-Ненецкого
автономного округа (письмо от 30.09.2013 № 1384).
В соответствии с полученной
информацией в план работы Счетной палаты
Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры на 2014 год включено проведение 2 контрольных
мероприятий в части расходования средств,
направленных на строительство:
– общеобразовательной школы
на 300 учебных мест в пгт. Зеленоборск Советского
района;
– противотуберкулезного диспансера
на 300 коек с поликлиникой на 300 посещений
в смену в городе Сургуте.
В плане работы Счетной палаты
Ямало-Ненецкого автономного округа на
2014 год контрольные мероприятия по программе
«Сотрудничество» не запланированы.
Информация о проведенных контрольных
мероприятиях в соответствии с пунктом
2 статьи 2 Договора направляется Думой
Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры и Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого
автономного округа в Тюменскую областную
Думу.
При подготовке планов работы
контрольно-счетных органов на 2015 год
предложения по контролю за реализацией
ОЦП «Сотрудничество» на территориях
автономных округов, поступившие от депутатов
Тюменской областной Думы, Счетной палатой
были направлены в контрольно-счетные
органы Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного
округа, в том числе:
– в Счетную палату Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры (письмо от
29.09.2014 № 1185);
– в Счетную палату Ямало-Ненецкого
автономного округа (письмо от 29.09.2014 № 1186).
Таким образом, в отчетном периоде
Счётной палатой в полной мере обеспечена
реализация целей и задач, возложенных
на неё Бюджетным кодексом РФ, Уставом
Тюменской области, областным законом
«О Счетной палате Тюменской области»
и иными нормативными правовыми актами.
4. Пути совершенствования
финансового контроля в Российской
Федерации
Сегодня органы государственной
власти уделяют серьезное внимание вопросам
совершенствования системы финансового
контроля. Поскольку очевидно, что обязательным
условием эффективного функционирования
экономики и финансовой системы страны
является наличие развитой системы контроля.
Предпринят уже ряд шагов, направленных
на ее реформирование.
В настоящее время экономика
нашей страны несет значительные потери
из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой
дисциплины, недостаточной работы системы
государственного финансового контроля.
Реальной угрозой экономической безопасности
страны является масштабное нецелевое
использование государственных и материальных
ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую
прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов
за рубеж и легализация (отмывание) доходов,
полученных преступным путем.
Основными причинами такого
положения являются существование условий,
способствующих криминализации экономики,
слабость законодательной базы, внутриведомственного
контроля, в определенной степени бессистемность
осуществления финансового контроля в
сфере государственного и муниципального
секторов экономики и его правовая неопределенность.