Финансовый контроль государства и муниципальных образований, его основные направления, проблемы правового совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль государства и муниципальных образований в экономике современной России приобретает важное значение, прежде всего, в интересах граждан, которые получают государственную поддержку.
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….......3
Основная часть
1. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Содержание, принципы и основные направления организации финансового контроля….. 4
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля. Субъекты финансового контроля ……….. 6
2. Финансовый контроль как функция финансового управления
2.1 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации ………………………… 8
2.2. Негосударственный финансовый контроль …………………………………………………... 11
3. Эффективность государственного финансового контроля
3.1. Основные направления деятельности Счетной палаты Тюменской области в 2014 году. .13
3.2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2014 году ………………………………... 14
3.3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты Тюменской области …………… 18
3.4. Осуществление контроля за исполнением мероприятий областной целевой программы «Сотрудничество» …………………………………………………………………………………... 18
4. Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации ………………… 20
Заключение ………………………………………………………………………………………...... 23
Список использованной литературы ……………………………………………………...…....... 24

Файлы: 1 файл

контр. работа админ и фин право.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

Сфера действия аудиторского финансового контроля в России расширяется по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Данный вид негосударственного контроля имеет такие особенности: работники подчиняются руководителю; осуществляется постоянно [10].

К видам финансового контроля также относят и общественный контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями, т. е. без участия специальных органов государственной власти.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Таким образом, государственный финансовый контроль одновременно может квалифицироваться как функция управления.

 

 

3.        Эффективность государственного финансового контроля

 

 

Понятие эффективности финансового контроля тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным критерием.

От критерия результативности неотделим критерий действенности финансового контроля, который отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным субъектом своих рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.

Рассмотрим эффективность государственного финансового контроля на примере результатов деятельности Счетной палаты Тюменской  области  за 2014 год [19].

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 20 Закона Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области».

3.1. Основные направления деятельности Счетной палаты

Тюменской  области  в 2014 году

В соответствии с Законом Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» Счетная палата в процессе реализации возложенных на нее полномочий осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности. В 2014 году контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты Тюменской области (далее – Счетная палата) осуществлялась в соответствии с планом работы Счетной палаты, утвержденным решением коллегии Счетной палаты (постановление от 13.12.2013 № 18).

Все мероприятия плана были сформированы исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением областного бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

При этом приоритетным направлением деятельности Счетной палаты в 2014 году являлось осуществление комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации и Тюменской области, поручений Тюменской областной Думы, ежегодного послания Губернатора Тюменской области областной Думе.

Одной из первоочередных задач в 2014 году стало обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного и последующего контроля формирования и исполнения областного бюджета и государственного внебюджетного фонда медицинского страхования.

В рамках предварительного контроля в отчетном году проводилась экспертиза проектов законов об областном бюджете и проектов законов о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области, в том числе проектов законов о внесении изменений в вышеуказанные законы.

Счетной палатой в 2014 году проведена финансово-экономическая экспертиза всех проектов государственных программ Тюменской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, направленных в составе проекта закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», кроме того, проведена финансово-экономическая экспертиза действующих в 2014 году государственных программ.

Последующий контроль включал в себя проведение комплексных и тематических контрольных мероприятий, а также проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области за отчетный финансовый год.

Важным направлением деятельности Счетной палаты в отчетном периоде являлся контроль за использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию областных целевых программ, в том числе контрольные мероприятия проведены в отношении следующих областных целевых программ:

– «Основные направления развития культуры Тюменской области»;

– «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» в Тюменской области»;

– «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области»;

– «Основные направления развития образования и науки Тюменской области»;

– «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области»;

– «Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Тюменской области»;

– и другие.

В соответствии с требованиями статей 136 и 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ) было организовано проведение внешних проверок годовых отчетов муниципальных образований области и комплексных проверок местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Сотрудниками Счетной палаты в отчетном периоде принято участие:

– в заседании Совета представительных органов муниципальных образований Тюменской области;

– в заседаниях рабочей группы по выработке и обсуждению инициатив по повышению доходной части бюджета Тюменской области;

– в работе согласительной комиссии по доработке проекта закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»;

– заседаниях Тюменской областной Думы, заседаниях комитетов и постоянной комиссии областной Думы, иных мероприятиях, проводимых областной Думой.

В рамках проведения мероприятий по противодействию коррупции принято участие:

– в заседаниях Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции;

– в заседаниях Совета по противодействию коррупции в Тюменской области.

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами специалисты Счетной палаты принимали участие в заседаниях межведомственных рабочих групп при прокуратуре Тюменской области.

Для обмена опытом в области совершенствования государственного финансового контроля Счетная палата осуществляла взаимодействие с Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, Союзом муниципальных контрольно-счетных органов России (Союз МКСО), а также с Европейской организацией региональных органов внешнего финансового контроля (EURORAI).

 3.2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2014 году

В 2014 году Счетной палатой проведено 106 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 35 комплексных контрольных мероприятий и 71 экспертно-аналитическое.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, предусматривающими обязательное проведение ряда проверок, проведено 8 контрольных мероприятий:

– внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2013 год, в том числе проверка бюджетной отчетности 49 главных администраторов бюджетных средств;

– внешняя проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области за 2013 год;

– внешняя проверка годовых отчетов об исполнении местного бюджета в 
6 муниципальных образованиях Тюменской области.

Также проведено 27 комплексных контрольных мероприятий по следующим направлениям расходов бюджета:

– образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт – 13 контрольных мероприятий;

– национальная экономика – 6 контрольных мероприятий;

– межбюджетные трансферты – 5 контрольных мероприятий;

– общегосударственные вопросы – 2 контрольных мероприятия;

– национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 1 контрольное мероприятие.

 

Рисунок 1. Проведение комплексных мероприятий по следующим направлениям расходов бюджета.

В отчетном году в ходе контрольных мероприятий Счетной палатой охвачено 105 объектов контроля, из них 49 главных распорядителей бюджетных средств, 17 органов местного самоуправления. Кроме того, осуществлены выездные проверки для проведения осмотров 182 объектов строительно-монтажных работ, 462 объектов наличия и состояния техники и оборудования.

В 2014 году (без учета внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета) проверено использование бюджетных средств в размере 55 068,3 млн руб., что превышает аналогичный показатель 2013 года на 4,3 %.

Наибольший уровень охвата средств областного бюджета в ходе проведенных контрольных мероприятий составили расходы:

– на межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджетам муниципальных образований – 13 404,7 млн руб. (24 %);

– на межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области – 9 240,0 млн руб. (17 %);

– на национальную экономику – 2 837,3 млн руб. (5 %);

– на социальную политику – 2 205,4 млн руб. (4 %).

 

Кроме того, в ходе проведения внешних проверок годовых отчетов об исполнении местного бюджета в муниципальных образованиях Тюменской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области объем средств составил соответственно 17 020,1 млн руб. (31 %) и 6 788,8 млн руб. (12 %).

В 2014 году одним из важных направлений деятельности Счетной палаты являлся аудит эффективности использования бюджетных средств. Проведено 12 контрольных мероприятий с применением аудита эффективности.

При проведении контрольных мероприятий в 2014 году были выявлены:

– нарушения требований Бюджетного кодекса РФ;

– нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ);

– нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ);

– нарушения требований федеральных законов от 21.11.1996 № 129-ФЗ от и 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– нарушения нормативных правовых актов по ценообразованию в строительной деятельности;

– нарушения других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области.

Наибольшее количество нарушений было выявлено в сферах предоставления межбюджетных трансфертов (52 % от общего количества нарушений), здравоохранения (14 %), агропромышленного комплекса (8 %), национальной экономики (6 %), культуры (6 %). Следует отметить увеличение удельного веса нарушений по сравнению с предыдущим периодом (2013 г.) в сфере здравоохранения (с 11 до 14 %); в то же время в сфере национальной экономики произошло снижение удельного веса нарушений (с 16 до 6 %); достаточно высокий удельный вес имеют нарушения в сфере агропромышленного комплекса (7 % в 2013 г.).

Информация о работе Финансовый контроль государства и муниципальных образований, его основные направления, проблемы правового совершенствования