Финансовый контроль государства и муниципальных образований, его основные направления, проблемы правового совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль государства и муниципальных образований в экономике современной России приобретает важное значение, прежде всего, в интересах граждан, которые получают государственную поддержку.
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….......3
Основная часть
1. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Содержание, принципы и основные направления организации финансового контроля….. 4
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля. Субъекты финансового контроля ……….. 6
2. Финансовый контроль как функция финансового управления
2.1 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации ………………………… 8
2.2. Негосударственный финансовый контроль …………………………………………………... 11
3. Эффективность государственного финансового контроля
3.1. Основные направления деятельности Счетной палаты Тюменской области в 2014 году. .13
3.2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2014 году ………………………………... 14
3.3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты Тюменской области …………… 18
3.4. Осуществление контроля за исполнением мероприятий областной целевой программы «Сотрудничество» …………………………………………………………………………………... 18
4. Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации ………………… 20
Заключение ………………………………………………………………………………………...... 23
Список использованной литературы ……………………………………………………...…....... 24

Файлы: 1 файл

контр. работа админ и фин право.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникает административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная ответственность. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; наложение штрафа, начисление пени; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений [14].

 

 

1.2.         Виды, формы и методы финансового контроля. Субъекты финансового контроля

 

 

 

 Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов, форм и методов его проведения.

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации. В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль. Различают следующие его виды: государственный финансовый контроль, негосударственный (общественный, аудиторский и внутрихозяйственный). А в зависимости от объекта контроля, выделяют: бюджетный, налоговый, контроль в страховой сфере (страховой), денежно - кредитный, таможенный контроль, валютный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др. [13].

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Данный контроль обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в отношении показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; контроль за правильностью осуществления бюджетного учета, выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета.

Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, наблюдения (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий [16].

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование также  может проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.

Ревизия - это весьма ответственная и сложная форма финансового контроля. Она представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово - хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает более полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил и параметров [14].

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль над соблюдением установленных нормативов и правил, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. Исходя из этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить такие формы финансового контроля.

 

Таблица 1 - Основные формы финансового контроля

 

Признак   классификации

Формы финансового контроля

Время проведения контроля

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Направление воздействия субъекта на объект контроля

- внешний;

- внутренний.

Место проведения

- камеральный;

- выездной.

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

- сплошной;

-выборочный.

Периодичность проведения  контроля

- систематический;

- периодический;

- единовременный.

Полнота охвата проверяемых вопросов

- комплексный;

- тематический;

- встречный.

Повторяемость изучения источников контроля

- первичный;

-повторный;

- дополнительный.


 

 

 

Предварительный контроль имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства. Он совершается до совершения финансово - хозяйственных операций, например, в ходе рассмотрения и утверждения проектов законов  (решений)  о  бюджете  и иных проектов законов  (решений)  по  бюджетно-финансовым  вопросам [14].

Что касается текущего контроля, то он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.  То  есть  рассматриваются  отдельные  вопросы  исполнения  бюджетов  на  заседаниях  комитетов,  комиссий,  рабочих  групп  законодательных  (представительных)  органов  в  ходе  парламентских  слушаний  и  в  связи  депутатскими  запросами. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы, положения которых обязательны для их исполнения.

  В  последующем  контроле   рассматриваются  и  утверждаются  отчеты  об  исполнении  бюджетов [22].

 

 

2. Финансовый контроль как функция финансового управления

 

2.1  Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 

 

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности,  распределения, эффективности образования и использования финансовых ресурсов государства [14]. Он охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также выполнения государственных и муниципальных заказов, эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления.

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 [9] и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации - его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина - Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

-  получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

-  используют федеральную собственность либо управляют ею;

- имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные и  иные льготы и преимущества.

Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет:

-  контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования  федеральной собственности;

-  оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-  финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов [20].

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации. Счетная палата информирует Федеральное Собрание о результатах проведенных ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.

Информация о работе Финансовый контроль государства и муниципальных образований, его основные направления, проблемы правового совершенствования