Финансовый контроль государства и муниципальных образований, его основные направления, проблемы правового совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль государства и муниципальных образований в экономике современной России приобретает важное значение, прежде всего, в интересах граждан, которые получают государственную поддержку.
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………….......3
Основная часть
1. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Содержание, принципы и основные направления организации финансового контроля….. 4
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля. Субъекты финансового контроля ……….. 6
2. Финансовый контроль как функция финансового управления
2.1 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации ………………………… 8
2.2. Негосударственный финансовый контроль …………………………………………………... 11
3. Эффективность государственного финансового контроля
3.1. Основные направления деятельности Счетной палаты Тюменской области в 2014 году. .13
3.2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2014 году ………………………………... 14
3.3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты Тюменской области …………… 18
3.4. Осуществление контроля за исполнением мероприятий областной целевой программы «Сотрудничество» …………………………………………………………………………………... 18
4. Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации ………………… 20
Заключение ………………………………………………………………………………………...... 23
Список использованной литературы ……………………………………………………...…....... 24

Файлы: 1 файл

контр. работа админ и фин право.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

Основу аппарата  Счетной палаты составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. По состоянию на 1 октября 2010 года в аппарате Счетной палаты федеральную государственную гражданскую службу проходили 1185 человек, из них 793 (67,0 %) - в департаментах, осуществляющих контроль за исполнением федерального бюджета. Счетная палата поддерживает активное взаимодействие с Президентом Российской Федерации, а  также с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Советом Безопасности. Расширяется взаимодействие Счетной палаты с такими федеральными органами государственной власти как Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности в части проведения контрольных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес.

С момента образования Счетной палаты наблюдается постоянный устойчивый рост ее международных связей, наращиваются их содержательная и аналитическая составляющие.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно - кредитной и валютной политик в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [8] и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» [5]  осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.

Основными задачами  Минфина России являются:

- совершенствование бюджетной  системы и развитие бюджетного  федерализма;

-  разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

- концентрация финансовых  ресурсов на приоритетных направлениях  социально-экономического развития;

- разработка проекта федерального  бюджета и обеспечение исполнения  федерального бюджета; составление  отчета об исполнении федерального  бюджета и консолидированного  бюджета РФ [21];

- разработка программ  государственных заимствований  и их реализация от имени  Российской Федерации; управление  государственным внутренним и  внешним долгом РФ;

- разработка и реализация  единой политики в сфере развития  финансовых рынков;

-  участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

-  осуществление государственного финансового контроля;

-  разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.

Среди главных функций Министерства финансов РФ в соответствии с указанными задачами можно выделить следующие:

- разработку проектов  законов в области налогообложения, а также форм документов, учета  и отчетности, связанных с их  реализацией;

- разработку проектов  законов по вопросам развития  бюджетной системы, основ бюджетного  процесса, разграничения бюджетных  полномочий между Российской  Федерацией, её субъектами и органами  местного самоуправления;

- разработку проектов  закона о федеральном бюджете  и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении  федерального бюджета и консолидированного  бюджета РФ;

- управление государственным  долгом РФ и эмиссию государственных  ценных бумаг от имени РФ;

-   координацию бюджетной и денежно - кредитной политики;

- разработку нормативных  актов в области бухгалтерского  учета и составления финансовой  отчетности;

- ведение книги учета  государственных долгов и регистрации  эмиссии государственных ценных  бумаг субъектов РФ и муниципальных  образований [14].

В 2010 году Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовил Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и План мероприятий по ее реализации в 2011 году, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.

Согласно Постановлению РФ от 07.04.2004 №185 « Вопросы Министерства РФ» [6],  Министерство финансов осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства. 

Согласно статье 267 БК РФ, Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

- не превышением лимитов  бюджетных обязательств, распределенных  главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета  между нижестоящими распорядителями  и получателями средств федерального  бюджета, над утвержденными им  лимитами бюджетных обязательств;

- не превышением кассовых  расходов, осуществляемых получателями  средств федерального бюджета, над  доведенными им лимитами бюджетных  обязательств;

- соответствием содержания  проводимой операции коду бюджетной  классификации РФ, указанному в  платежном документе, представленном  в Федеральное казначейство получателем  средств федерального бюджета;

- наличием у получателя  средств федерального бюджета  документов, подтверждающих возникновение  у него денежных обязательств.

Исполнение федерального бюджета и реализация одного из принципов бюджетного законодательства - адресный и целевой характер бюджетных средств - находятся в прямой зависимости от мероприятий, осуществляемых контролирующими органами.

В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.  Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба.

На Федеральную налоговую службу  возложены функции:

-    по контролю и за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующий бюджет  налогов и сборов, иных обязательных  платежей;

-   за производством и оборотом этилового спирта;

-   налагать административные штрафы;

-  агента финансового контроля.

Налоговый контроль проводиться должностными лицами налоговых органов в рамках своей компетенции. Ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ определены права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Для усиления контроля в финансово - бюджетной сфере в ведении Министерства финансов РФ действует Федеральная служба финансово - бюджетного надзора.  На данную федеральную службу возложены функции по контролю и надзору за использованием средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности и функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово - бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением законодательства РФ о финансово - бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов  исполнительной власти, а также осуществляет контроль за валютными операциями проводимыми в РФ. Кроме того,  служба организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово - бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» [4]. Данная служба осуществляет контроль за соблюдением страхового законодательства, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в  части формирования страховых резервов.

 

 Кроме того, можно выделить таможенный контроль в РФ, осуществляемый Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Таможенные органы выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Данные органы осуществляют проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, обоснованности платежей в иностранной валюте и проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Таким образом, важно  достичь  в деятельности органов государственного  финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации взаимосогласованности, которая исключила  бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

 

 

2.2.         Негосударственный финансовый контроль

 

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который  включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудиторского контроля является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

 

 Аудиторский контроль имеет следующие особенности:

- аудит осуществляется  на договорных началах;

- выявленные в ходе  аудиторской проверки нарушения  действующего законодательства  влияют на форму выражения  мнения аудиторской организации  о достоверности отчетности, но  не влечет за собой применение  финансовых санкций;

- субъект хозяйствования  имеет определенную самостоятельность  в выборе аудиторской организации (аудитора).

У аудита и государственного и  контроля имеется общая  конечная цель - укрепление финансовой дисциплины.   Объектом государственного контроля являются, в основном, централизованные финансы, а аудита - преимущественно децентрализованные финансы.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная проверка проводится в отношении определенных субъектов хозяйствования. Целью обязательного  аудита является получение информации о финансовом положении организации. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Инициативный аудит проводится по предложению самого экономического субъекта, с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и др. [14].

Ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки  влечет за собой взыскание штрафа по решению суда [21].

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в частности, иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Финансовый контроль государства и муниципальных образований, его основные направления, проблемы правового совершенствования