Финансовые правоотношения и их субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить порядок регулирования финансовых правоотношений, а также определить основных субъектов финансовых правоотношений.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
- определить понятие и особенности финансовых правоотношенй;
- исследовать основные виды финансовых правоотношений и их субъекты в финансовом праве
-определить содержание финансовых правоотношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………5
1 Финансовые правоотношения: понятия и особенности………………………..7
Понятия и особенности финансовых правоотношений ……………………….7
Границы финансовых правоотношений………………………………………...13
Виды финансовых правоотношений и их субъекты в финансовом праве ...…18
Бюджетные правоотношения……………………………………………........….18
Налоговые правоотношения……………………………………………………...21
Отношения по страхованию………………………………...……………………26
Валютные правоотношения………………………………………………………30
Отношения в сфере банковской деятельности……………….………………….35
3 Содержание финансовых правоотношений…………………………....…………39
3.1 Объекты и субъекты финансовых правоотношений…………………………….39
3.2 Международные финансовые правоотношения…………………………………46
Заключение…………………………………………………………………………….52
Список используемых источников……………………………………………...........54

Файлы: 1 файл

курсовая по ФП.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

- осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) (риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решение о взыскании налогов и сборов, решение об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, привлечение к ответственности по итогам выездной налоговой проверки, за нарушение законодательства о налогах и сборах44).

Субъекты финансовых правоотношений — это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения. Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т. е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений. Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность — это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность — это предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса45).

В рамках нашего исследования следует дать понятие финансово-правовому статусу, как установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества)46).

Среди субъектов финансового права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты. Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и так далее.

Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью. Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, то есть совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных правовых актах: законе, уставе, положении и прочее.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Как субъектов финансовых правоотношений их можно подразделить на следующие группы:

Первая группа: государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования47). Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа: органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов.

Третья группа: государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления48).

Четвертая группа: муниципальные образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации49)» определяет муниципальное образование как муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, городское поселение, сельское поселение, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, то есть быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа: общественные организации. К ним относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Например, в банковской, страховой деятельности и так далее. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений50).

Шестая группа: коммерческие организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса. Все они являются юридическими лицами и, соответственно, являются субъектами финансовых, налоговых, валютных правоотношений.

Таковы основные понятия и значение основных элементов финансовых правоотношений. Особенности финансовых правоотношений на международном уровне будет рассмотрено нами в следующем пункте данной курсовой работы.

 

      3.2 Международные финансовые правоотношения

 

Международные финансовые правоотношения - это урегулированные правом общественные отношения, возникающие на международных финансовых рынках51). Характеристика и основные особенности международных финансовых отношений, а также права, регулирующего данные отношения, были рассмотрены выше. Попробуем далее определить, какие именно отношения на международных финансовых рынках урегулированы правом или, иными словами, какие бывают правоотношения на международном финансовом рынке.

В отечественной доктрине сложилось неоднозначное и противоречивое мнение о том, что собой представляют международные финансовые правоотношения. По мнению Г.В. Петровой, отличительной особенностью данных отношений является то обстоятельство, что они выходят за рамки правовой системы одного государства; в них участниками являются физические и юридические лица, принадлежащие к разным государствам; они представляют собой «финансовые отношения лиц, вытекающие из международного финансового оборота, общения, международной жизни». Наиболее значимым выглядит признак, касающийся «международного финансового оборота», под которым автор подразумевает оборот международных финансовых инструментов. Далее Г.В. Петрова приводит следующие виды международных финансовых правоотношений:

1) сложные международные финансовые правоотношения, возникающие в результате создания и деятельности авторитетных международных организаций в системе ООН (МВФ, ОЭСР, МБРР, МАГИ, ФАТФ и другие);

2) международные финансовые правоотношения на базе генеральных соглашений, требующих заключения конкретных договоров о реализации их принципов и задач (к таким, например, относятся договоры о финансовой помощи и гарантиях со стороны МВФ);

3) международные финансовые правоотношения, однородные по составу участвующих субъектов (например, транснациональные соглашения и операции кредитных организаций на финансовых рынках);

4) международные финансовые правоотношения на основе бессрочных и временных финансовых договоров, опосредующие длящиеся и одновременные правоотношения (например, международные соглашения о предотвращении двойного налогообложения заключаются на неопределенный срок, единовременными являются договоры о порядке выплат для погашения внешних долгов);

5) международные гарантийные финансовые правоотношения, направленные на обеспечение гарантий исполнения какого-либо другого финансового правоотношения;

6) международные финансовые правоотношения, вытекающие из «договоров-законов» и «договоров-сделок»; и те, и другие финансовые договоры являются источниками права, различие состоит в том, что договоры-сделки одновременно создают и норму права, и обязанности сторон (например, договор о расчетах аккредитивами, векселями, клиринговыми зачетами обязательств и другие), а договоры-законы рассчитаны на то, что будут регламентировать правоотношения, которые могут возникнуть в будущем;

7) международные финансовые правоотношения, возникающие на основе решений, рекомендаций и принципов международных организаций (например, Базельское соглашение о стандартах банковских активов и принципы организации банковского надзора)52).

Как видно, правоотношения, приводимые в пример Г.В. Петровой, в большей степени международные и публичные, хотя не исключаются и частноправовые отношения.

Подобная позиция, при которой публичные и частные международные финансовые отношения рассматриваются в едином комплексе - отличительная характеристика отечественной доктрины. В частности, А.Б. Альтшулер выделял международное валютное право, куда включал «все юридические нормы, регулирующие международные валютные отношения, будь то международно-правовые, государственно- и административно-правовые, гражданско-правовые, регулирующие отношения с иностранным элементом" и обосновывал это тем, что «решающее значение имеет характер отношений, предмет регулирования, а не метод регулирования53)». В своих рассуждениях Г.В. Петрова придерживается аналогичной позиции: международное финансовое право - это «совокупность норм международной и национальной принадлежности, регулирующих финансовые операции любого рода, при условии, что эти финансовые операции выходят за пределы правовой системы одного государства».

Информация о работе Финансовые правоотношения и их субъекты