Финансовые правоотношения и их субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить порядок регулирования финансовых правоотношений, а также определить основных субъектов финансовых правоотношений.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
- определить понятие и особенности финансовых правоотношенй;
- исследовать основные виды финансовых правоотношений и их субъекты в финансовом праве
-определить содержание финансовых правоотношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………5
1 Финансовые правоотношения: понятия и особенности………………………..7
Понятия и особенности финансовых правоотношений ……………………….7
Границы финансовых правоотношений………………………………………...13
Виды финансовых правоотношений и их субъекты в финансовом праве ...…18
Бюджетные правоотношения……………………………………………........….18
Налоговые правоотношения……………………………………………………...21
Отношения по страхованию………………………………...……………………26
Валютные правоотношения………………………………………………………30
Отношения в сфере банковской деятельности……………….………………….35
3 Содержание финансовых правоотношений…………………………....…………39
3.1 Объекты и субъекты финансовых правоотношений…………………………….39
3.2 Международные финансовые правоотношения…………………………………46
Заключение…………………………………………………………………………….52
Список используемых источников……………………………………………...........54

Файлы: 1 файл

курсовая по ФП.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

К числу таких правоотношений относятся правоотношения по поводу уплаты в бюджеты и внебюджетные фонды налоговых платежей, по поводу рассмотрения и утверждения представительным органом проекта бюджета и т.д.

Охранительные финансовые правоотношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, но возникают вследствие неправомерного поведения одного из субъектов финансового права как реакция государства на такое поведение.

К их числу относятся правоотношения, возникающие в связи с различными финансовыми правонарушениями: налоговых обязательств, бюджетного законодательства, правил ведения кассовых операций и др. Охранительные финансовые правоотношения являются по своей роли вспомогательными, хотя их место в сфере налоговых правоотношений достаточно велико6).

- По способу разрешения конкретных  индивидуальных дел финансовые  правоотношения подразделяются:

- на материальные;

- процессуальные.

Финансовая деятельность государства в силу специфических свойств требует строгой процедурно-процессуальной регламентации.

Материальные финансовые правоотношения - это правоотношения, через которые реализуются обязанности и права субъектов финансового права. К ним относятся правоотношения, которые содержат субъективное право бюджетного учреждения на получение бюджетных средств из бюджета и обязанность распорядителя бюджетных средств дать разрешение на их получение, обязанность налогоплательщика уплатить налог и право налогового органа требовать его уплаты и так далее.

Процессуальные финансовые правоотношения возникают на основе процессуальных норм и производны (вторичны) от материальных финансовых правоотношений. Но их удельный вес в системе финансовых правоотношений достаточно велик, о чем свидетельствует часть 3 Бюджетного Кодекса РФ (далее БК РФ)7), включающая бюджетно-процессуальные нормы.

- Еще одной важной классификацией  финансовых правоотношений является  их построение по видам правовых институтов и подотраслей права, входящих в состав финансового права. Такое построение ценно тем, что позволяет увидеть панораму всех основных финансовых правоотношений. Согласно названному основанию финансовые правоотношения подразделяются:

- на эмиссионные;

- налоговые;

- бюджетные;

- касающиеся государственного  и муниципального долга;

- касающиеся государственного  страхования;

- валютные;

- финансово-контрольные8).

Финансовые правоотношения могут быть подразделены по другим критериям. Однако охарактеризованные виды дают объемное представление о комплексе финансовых правоотношений, возникающих в правовой действительности.

 

               1.2 Границы финансовых правоотношений

          Рассматривая вопрос о границах распространения  финансовых правоотношений, то считаем необходимым  согласится с научным деятелем Е.Г. Беликовым, который утверждает, что границы финансовых правоотношений определены параметрами, взятыми в совокупности: а) эти отношения возникают исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; б) они строятся на правовом регулировании, главным образом, с помощью метода властных предписаний, характеристиками которого являются: обязывание, юридическое неравенство субъектов финансового права, а также императивность и конформизм их поведения. Но по мнению Е.Г. Беликова не все отношения, возникающие в сфере государственного кредита являются финансово-правовыми. К числу последних относятся только отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долга. Среди них отношения: а) по поводу определения порядка размещения долговых обязательств РФ; по поводу определения порядка и условий выпуска (выдачи) долговых обязательств РФ по поводу установления для ЦБ РФ обязанности по обслуживанию государственного внутреннего долга; по поводу обеспечения затрат на размещение, рефинансирование, выплату доходов и погашению долговых обязательств РФ9).

По мнению Д.М. Мошковой финансовое правоотношение в своей сущности является экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы. Однако в сущности финансового правоотношения заложены противоречия между экономической природой финансового правоотношения и его политической формой. А в налоговых правоотношениях, кроме того, между публичными интересами и интересами индивидуальными.

Субъекты финансового права и соответственно финансового правоотношения подразделены на три группы: а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты РФ а также муниципальные образования.

Российская Федерация в целом является субъектом финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при рассмотрении и принятии федерального бюджета и отчета о его исполнении; в) в случае установления федеральных налогов и сборов, а также установления общих принципов налогообложения; г) в случае взимания налогов и сборов; д) по поводу определения порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ; д) в случае денежной эмиссии10).

Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнении; в) в случае установления налогов и сборов субъектов РФ; г) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФ; д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.

Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно: а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ; б) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФ; в) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, в случаях: а) установления и взимания местных налогов и сборов; б) формирования и исполнения местных бюджетов; в) выпуска муниципальных займов.

К числу коллективных субъектов финансовых правоотношений относятся: а) органы государственной власти; б) Центральный Банк РФ, а также коммерческие банки, наделенные властными полномочиями в сфере государственных финансов; в) предприятия, организации; г) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий; д) консолидированная группа налогоплательщиков; е) крестьянские(фермерские) хозяйства; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Все они обладают финансовой правосубъектностью, которую реализуют при вступлении в финансовое правоотношение11).

Объекты финансовых правоотношений подразделяются на 2 группы:

а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, б) законы (постановления муниципальных образований), плановые акты и их проекты.

Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем: а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностей, б) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулирования, в) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в подавляющем большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения.

Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения, рассмотренная под углом зрения юридического механизма складывается из стадий(конкретных финансовых правоотношений), средств (субординационных и координационных актов индивидуального регулирования, процессуальных форм реализации, права зачета, правовых стимулов и ограничений, дополнительных прав и обязанностей и так далее) и способов реализации (личное осуществление прав и обязанностей, через представителя, через налогового агента, смешанное и так далее), каждый из которых выполняет функцию гарантирования реализации12).

Подводя итог, можно сделать вывод, что теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию финансового права. Во-первых, изучена и конкретизирована сфера возникновения финансового правоотношения в современных условиях, что дает возможность глубже познать природу финансового права как отрасли права. Во-вторых, очерчены современные границы финансового правоотношения, что приводит науку к выводам о предмете финансового права на современном этапе. В-третьих, определены современные субъекты финансовых правоотношений, что позволяет правильно строить финансовые правоотношения, а также глубже исследовать вопросы финансово-правовой ответственности. В-четвертых, определяется механизм реализации финансового правоотношения, а вместе с тем и новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования. В-пятых, доказывается существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения, что дает возможность финансово-правовой науке конструировать налоговые правоотношения, заимствуя в определенной мере цивилистический технико-юридический инструментарий и так далее. Исходя из этого, результаты исследования могут быть использованы при разработке самого широкого спектра теоретических и практических вопросов финансового права и финансового законодательства.

             2 Виды финансовых правоотношений и их субъекты в финансовом праве

             Рассмотрев в предыдущей главе понятие и основные признаки финансово-правовых отношений, теперь можно смело переходить к основному смыслу данной работы – их видам. Дело в том, что общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности многообразны и весьма неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Данные отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права (что, в свою очередь, зависит от определённой сферы общественной жизни) на следующие Основные виды:

- бюджетные правоотношения

          -   налоговые правоотношения

          -   отношения по страхованию

          -   валютные правоотношения

          -   правоотношения в области банковской деятельности

Основной задачей этой главы будет рассмотрение представленных видов финансовых правоотношений, их анализ.

 

         2.1 Бюджетные правоотношения.

 

Бюджетное право является важнейшей подотраслью финансового права, с которой так или иначе связаны все составные части финансового права – его подотрасли, разделы, институты. Роль бюджетного права в системе финансового права обусловлена той ролью, которую играют в реальной жизни общественные отношения, урегулированные нормами данной подотрасли финансового права, то есть определяются сущностью предмета правового регулирования. Предметом бюджетного права и являются общественные отношения, которые возникают при создании, распределении и использовании важнейшего централизованного денежного фонда государства (РФ и её субъектов). Таким централизованным фондом является бюджет государства (федеральный или региональный)13).

В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Он определяется как экономическая категория, то есть совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет – это основной финансовый план государства или муниципального самоуправления, роспись его доходов и расходов. В БК РФ14) содержится легальное определение бюджета. Он определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет государства имеет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (именуемый Федеральным) и бюджеты субъектов Федерации.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, её обороноспособность и др. потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития РФ на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ15) федеральный бюджет находится в ведении РФ. Федеральному бюджету придаётся высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерально бюджета должны использоваться с соблюдением норм ФЗ, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, местного самоуправления в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения16).

Таким образом бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

Информация о работе Финансовые правоотношения и их субъекты