Финансовая и налоговая политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Целями исследования в данной работе являются анализ финансовой и налоговой политики в РФ, ее сущности, определение целей , задач , значение данной политики в системе государства.
Достижение поставленной цели исследования обусловило необходимость решения следующих задач:
- охарактеризовать содержание и значение финансовой политики;
- описать цели и задачи финансовой политики в РФ;
- проанализировать сущность налоговой политики в РФ;
- определить проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 2
1.Финансовая и налоговая политика в Российской Федерации
1.1 Сущность, значение, цели, задачи, типы финансовой политики государства……………………………………………………………………...3
1.2 Налоговая политика как составная часть финансовой политики………12
2. Основные результаты и направления бюджетной политики на период до 2014 года……………………………………………………………………….19
3. Проблемы финансовой политики в РФ, перспективы и пути решения
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса…………………………..23
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года…………....33
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………41

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ФИН ПРАВО.docx

— 81.09 Кб (Скачать файл)

Основная задача долгосрочного  бюджетного планирования состоит в  увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного  устойчивого роста экономики  и повышению уровня и качества жизни населения.

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана  до 2023 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

Развитие экономики в  предстоящий период будет происходить  на фоне неблагоприятных демографических  тенденций. Несмотря на то, что, благодаря  мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения  и распространение здорового  образа жизни, сокращение численности  населения, согласно прогнозу Минэкономразвития  России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в  трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2007 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность экономически активного  населения сократится на 11% (в среднем  на 0,8% в год).

На динамику основных экономических  показателей и доходов бюджета  существенное влияние продолжает оказывать  конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть. В базовом  прогнозном сценарии цена на нефть  сорта Юралс в период с 2009 по 2011 г. снижается. Начиная с 2013 г. ожидается возобновление роста цен на нефть и к 2023 г. она достигает 106 долл./барр. В целом в период с 2010 г. по 2023 г. цены на нефть, выраженные в долларах 2008 г., будут лежать в диапазоне от 64 до 70 долл. за баррель.

Результатом политики модернизации экономики и усилий по ее диверсификации должны стать устойчиво высокие  темпы роста ВВП. Физический объем ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что соответствует средним темпам роста экономики в размере 6,3% в год.[11]

Рост экономики будет  основан на сочетании различных  источников: потребительского, инвестиционного  спроса и внешнего спроса. Розничный  товарооборот будет расти в среднем  на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал – на 10,0% в год. Объем  промышленного производства вырастет за период в 2,1 раза.

Сочетание медленного роста  экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости  экспорта топливно-энергетических товаров  к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.

Высокие темпы роста внутреннего  спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение импорта к ВВП к этому времени возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.

Значительный профицит внешнеторгового  баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.

В условиях дефицитности рабочей  силы, а также ускоренного роста  производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти опережающими темпами (в среднем за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся за это время в 2,8 раза.

Результатом повышения удельного  веса в ВВП фонда заработной платы  станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после чего стабилизируется на этом уровне.

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов  нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания  такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает  препятствий для устойчивого  экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для  предоставления важнейших государственных  услуг и выполнения возложенных  на него функций.

В долгосрочной перспективе  помимо увеличения финансирования здравоохранения, необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные изменения и повышении  эффективности работы системы. [11]

Также разработаны меры, нацеленные на реструктуризацию образования, повышение его качества и эффективности  расходов на систему. Реализация этих мер позволит создать условия  для повышения качества образования, обеспечения его доступности, роста  эффективности использования бюджетных  и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности  общества и рынка труда. Будет  обеспечено более эффективное включение  образования в процессы повышения  уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения  устойчивого социально-экономического развития страны.

Один из наиболее перспективных  подходов к повышению эффективности  бюджетного сектора связан с реформированием  системы оплаты труда в государственном  секторе. При этом речь идет не о  простом увеличении заработной платы  работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке  труда, и во-вторых, оказывающих серьезное  стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.

Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального неравенства необходимо разработать программу, направленную на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть российских бедных сконцентрирована у черты бедности, и только для десятой их части  бедность означает практически отсутствие средств к существованию.

Также преобразования коснутся и пенсионной системы. При проектировании пенсионной системы правительство  ставит две цели. Во-первых, требуется  решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров. Здесь, как и  в других задачах социальной политики, важнейшим показателем служит минимальный  размер пенсионных выплат. С точки  зрения борьбы с бедностью целесообразно  оценивать его вместе с другими  видами доходов (прежде всего, другими  видами социальных выплат). Вторая цель состоит в сглаживании уровня жизни на протяжении жизненного цикла: обеспечении работнику после  выхода на пенсию уровень жизни сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности. Это требует  установления тесной связи между  уровнем зарплаты и пенсий. [11]

Анализ перспектив развития пенсионной системы позволяет поставить  следующие приоритетные задачи, на решении которых должны быть сосредоточены  основные усилия правительства: поддержание  финансовой устойчивости пенсионной системы, создание устойчивого и эффективного механизма финансирования пенсий, преодоление бедности среди пенсионеров, сокращение гендерного разрыва в величине пенсий, повышение доходности накопительной составляющей трудовой пенсии, развитие негосударственного пенсионного обеспечения, создание условий для достижения в долгосрочной перспективе рекомендуемого МОТ соотношения 40% между реальными размерами пенсий и трудовых доходов.

 

 

Заключение

 

Финансовая политика –  понятие многоплановое. В целом  ее сфера определяется параметрами  участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических  концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы  и меры самостоятельности отдельных  ее звеньев.

Российская экономика  остается стабильной на фоне кризиса  международных фондовых рынков, инвесторы  рассматривают Россию как достаточно стабильную страну для вложения средств.

Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики  характеризуется наличием множества  специфических для этого этапа  проблем, среди которых можно  выделить недостаточный уровень  развития базовых институтов (включая  институты правоприменения, обеспечения  исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности.

Наша страна стала больше зависеть от мировой экономики, но мы имеем хорошую систему защиты, и влияние мирового финансового  кризиса будет несущественным.

 

Проведя анализ данной работы можно сделать следующие выводы:

 

1. Сформированные подходы  к определению финансовой политики  позволяют расширить понятийный  аппарат, углубить понимание теоретических  аспектов этой сферы деятельности.

2. Проведенный даже беглый  анализ существующей практики  показывает наличие резервов  повышения эффективности, как  в подготовке, так и в реализации  финансовой политики. В этой связи  необходимо усилить роль Минфина  РФ в координации деятельности  всех ведомств, причастных к проведению  единой финансовой политики государства. 

3.  Для формирования  предложений по усилению единой  финансовой политики России целесообразно  было бы создать соответствующий  временный рабочий орган или  комиссию при Президенте РФ  или Правительстве РФ с целью  подготовки пакета проектов конкретных  решений, требующих проработки  различных ведомств и с участием  субъектов РФ.

4. Существование рациональной  финансовой политики субъектов  Российской Федерации является  положительным фактором развития  экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие  экономики, как конкретного региона,  так и страны в целом. В  условиях фактического разрушения  жесткой вертикали управления  финансовыми органами субъектов  Федерации финансовая политика  регионов пока осуществляется  каждым из них самостоятельно  в меру понимания важности  данных усилий и в меру кадровых  возможностей каждого из них.  Необходимо восстановить вертикальную  зависимость деятельности территориальных  фин.органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

5. Одновременно в рамках  субъектов РФ целесообразно создать  единый механизм тесного взаимодействия  всех управлений и представительств  Министерства финансов Российской  Федерации, работающих в республиках,  краях и областях. Для этого  территориальным финансовым органам  должно быть дано право и  вменена в обязанность координация  их деятельности с целью повышения  эффективности проведения единой  финансовой политики государства  на территории конкретного субъекта  РФ.

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует  дальнейшего совершенствования, которое  может осуществляться, в том числе  и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений  и предложений.

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Парламентская газета, № 4, 23-29.01.2009.
  2. ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007)"О правительстве Российской Федерации"(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 31 июля 1998 г.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), принятый 31 июля 1998 г.

Научно-учебная  литература:

  1. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы        общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2002. - №4. – с. 59-63.
  2. Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2000. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.
  3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юрист, 2001. – 384 с.
  4. Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.Г. Грязновой, профессора Е.В. Маркиной/Москва, «Финансы и статистика», 2004
  5. Под редакцией Дробозиной Л.А. Финансы. Учебник для вузов.,  «Финансы», М.: 2002
  6. Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 256 с.
  7. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10
  8. Под ред. проф. Г. Б. Поляка Финансы. Денежное обращение. Кредит./ /Москва ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2001.
  9. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.
  10. Мировой финансовый кризис: причины и последствия / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №1
  11. Финансовая политика в сфере международных финансовых отношений / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №10

Информация о работе Финансовая и налоговая политика в РФ