Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Цель работы исследовать налоговую политику Российской Федерации. В соответствии с указанной целью в работе было поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать налоговую политику
2. Рассмотреть модели и формы налоговой политики
3. Раскрыть сущность и функции налогов.

Файлы: 1 файл

KiDFP_var_3.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Налоговая политика служит основным инструментом государственного регулирования экономики.

В 1992 году началось возрождение  налоговой системы Российской Федерации. В связи с отсутствием собственного теоретического и практического  опыта оно происходило несколько  спонтанно, в какой - то мере методом  «проб и ошибок». Частично перенимался  зарубежный опыт, в первую очередь, американский, германский и французский. Это очень помогло в работе, но с другой стороны иностранная  практика далеко не всегда адаптируется к российской деятельности.

Лишь после экономического кризиса в 1998 году началось постепенное  введение в действие Налогового кодекса  Российской Федерации как основополагающего  документа законодательства о налогах  и сборах.

Налоговый кодекс Российской Федерации определил принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и  отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также основы установления региональных и местных налогов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что налоговая  политика является частью финансовой политики, совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая политика включает фискальную (в области налогообложения  и регулирования структуры государственных  расходов с целью воздействовать на экономику). Объект работы налоговая  политика. Предмет работы федеральное законодательство Российской Федерации, касающееся налогов Российской Федерации.

Цель работы исследовать  налоговую политику Российской Федерации. В соответствии с указанной целью  в работе было поставлены следующие  задачи:

1. Охарактеризовать налоговую  политику

2. Рассмотреть модели  и формы налоговой политики

3. Раскрыть сущность  и функции налогов.

1. Налоговая политика

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области  налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования  макроэкономических пропорций.

Как специфическая область  человеческой деятельности, налоговая  политика относится категории надстройки. Между ней и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая  политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в  выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая  политика, как составная часть  финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические  законы и логика развития. В силу этого она может оказывать  обратное влияние на экономику, состояние  финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством  проведения политических мероприятий  создаются благоприятные условия  для развития экономики, других - оно  тормозиться.

Научный подход к выработке  налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. Нарушение этого  требования приводит к большим потерям  в народном хозяйстве. Вся история  нашего государства подтверждает это.

Формирование налоговой  политики и создание налоговой системы  происходит одновременно с развитием  параллельных блоков реформы - изменениями  в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно  кредитной политики и т.п. Поэтому  в любой конкретный временной  промежуток каждый следующий шаг  на пути создания системы налогообложения  во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

При этом на выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в  стране, характеризующаяся темпами  роста (падения) производства; уровень  инфляции; кредитно-денежная политики государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным  контролем, и приватизированным  сектором.

Разрабатывая налоговую  политику полезно обратиться к опыту  стран с развитой рыночной экономикой. В теории и практике налогового регулирования  развитых стран запада налоговая  политика в послевоенные годы строилась  в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма  налогообложения подчинена потребностям регулирования совокупного общественного  спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование  трудовых ресурсов и капитала при  сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в  жертву равновесию экономическому). Начиная  же с 80-х годов, в связи со снижением  доли государственного сектора в  экономике развитых стран и уменьшением  экономической роли государства (сокращением  его прямого вмешательства в  экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая  политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения  бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономике эта цель достигается  посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой  базы и сокращения государственных  расходов на фоне широкомасштабного  и целенаправленного снижения налогов.1

Модель российской экономики  на рыночной основе предполагает формирование принципиально иной, нежели это было в условиях административно-командной  системы, налоговой политики. Это, однако, отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей, но, опять же, необходимо учитывать приднестровскую специфику. Теоретическая база и значительный практический опыт стран запада в области построения и использования налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы к нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать, и в немалой степени с помощью налоговой политики.

В основе формирования налоговой  политике лежат две взаимно увязанные  методологические посылки:

- использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

- использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в  конечном счете, направлена на решение  основной проблемы страны - обеспечению  экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Модели и формы налоговой политики

Налоговая политика характеризуется  последовательными действиями государства  по выработке научно-обоснованной концепции  развития налоговой системы, по определению  важнейших направлений использования  налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой  системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от состояния  экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство  считает приоритетным, используются различные методы осуществления  налоговой политики.

Она проводится посредство следующих методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контроля, принуждения.2

В теории можно выделить три основные формы налоговой  политики, которые на практике встречаются  не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

Первая форма - это выраженная фискальная политика или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, когда государство стремиться методом  высоких налогов наполнить доходную часть бюджета и обеспечить превышение налогов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал  А. Лаффер, чаще всего не достигает  поставленных целей. Однако она имеет  более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства  или вообще возврат к простому воспроизводству.

Чем выше предельные налоговые  ставки, как говорил А. Лаффер, тем  более сильный побудительный  мотив будет у индивидуумов для  уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход  определяет, работает ли данный человек  или сидит на пляже.

Население оказывает пассивное  сопротивление данному курсу, начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит в свою очередь, к росту теневой  экономике.

В подобной ситуации мы имеем  дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению  с остальными функциями.

Вторая форма - это налоговая  политика экономического развития. При  этом государство стремиться всемерно снижать налоги, оставляя большую  часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. Может  показаться, что именно к такой  политике следует стремиться. Однако она может иметь тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение уровня жизни работников бюджетных  организаций, включая врачей, учителей и т.п.

Третья форма - это оптимальная  налоговая политика. Для ее проведения необходимы деятельный научный анализ и осмысление экономической ситуации, прогнозирование последствий любых  налоговых изменений, комплексность  принятия решения. Успех налоговой  политики основывается на исследовании прошлого, знании опыта зарубежных развитых стран, на осмысленном применении этого опыта с учетом специфических  особенностей национальной экономики.

При проведении налоговой  политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов  и налогоплательщиков. Налоговая  политика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы широких  масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства  на основе передовых технологий, а  также в решении социальных проблем. Вопрос в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в «прозрачности» доходов  и расходов бюджета.

Инструментами налоговой  политики служат: налоговые ставки; налоговые льготы и вычеты; санкции за неуплату налогов; порядок формирования налоговой базы; и главное, сама налоговая система, определяющая приоритет прямых или косвенных налогов, налогов на производство или на потребление; налогов на юридических или на физических лиц; налогов на доход или на имущество; налогов на крупный и малый бизнес; роль таможенных налогов и пошлин; соотношение федеральных, региональных и местных налогов и т.д.

Еще раз подчеркнем что налоговая политика - часть экономической политики. Она исходит из основных экономических и социальных задач на конкретном историческом этапе.

В ХХI в. Россия осуществляет начатый в начале 1990-х гг. переход  к рынку. Этой задаче всемерно способствует развитие налоговой системы Российской Федерации.3

Следует определить, какой  именно рынок мы хотим построить. Сформулируем, что представляет собой  рыночная система хозяйства. Рыночная экономика - это система организации хозяйства страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабочей силы, их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

В рыночной экономике функционируют  и активно взаимодействуют друг с другом три основных специфических  рынка: рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок труда; рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение  спроса и предложения. На рынке труда  ценой является заработная плата  наемного работника.

Юридические лица (хозяйствующие  субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителя  и производителя на товарном рынке, эмитента и инвестора - на финансовом рынке, работодателя - на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей на товарном рынке, инвесторов - на финансовом рынке.

Рыночные модели разных стран  весьма отличаются друг от друга. Можно  выделить две основные модели рыночной экономики: либеральную модель и  модель социально-ориентированного рынка.4

1. Либеральная модель  основана на незначительном вмешательстве  государства в хозяйственную  жизнь и социальные процессы. Действует минимум предприятий  государственного сектора, обеспечивается  максимальная свобода хозяйствующим  субъектам, государство принимает  минимальное участие в решении  социальных проблем, заботясь  лишь о беднейших слоях населения,  регулирование носит монетарный  характер и ограничивается преимущественно  макроэкономикой. Либеральная модель  действует в США, Канаде, близки  к ней системы Англии и Франции.  Следует отметить, что многое  из сказанного о либеральной  модели относится, скорее, к прошлому  перечисленных стран. В настоящее  время они двигаются в сторону  социально-ориентированной модели.

2. Социально-ориентированная  модель отличается более высокой  степенью государственного регулирования  экономики. Здесь значителен государственный  сектор, предпринимательская деятельность  подвержена регламентации, государство  гарантирует определенный уровень  удовлетворения потребностей населения  в жилье, услугах здравоохранения  образовании и культуре, заботится  о занятости трудоспособной части  населения.

Вполне понятно, что либеральная  и социально - ориентированные модели рынка требуют наличия у государства  различных финансовых ресурсов.

 

 

 

 

1.2. Сущность и функции налогов

При переходе к рынку российская налоговая система эволюционирует: она прошла уже несколько этапов развития и 2010 году еще не является устоявшейся.

Укрупненная классификация  этапов современной налоговой реформы  РФ:

- первый этап (1990-1991 гг.) - начальный, или подготовительный: выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах;

- Второй этап (1991-1998 гг.) - становление налоговой системы;

- Третий этап (1999-2000 гг.) - вступление в действие части первой Налогового кодекса Российской федерации: определение общих принципов налогообложения;

- Четвертый этап (2001 г. - настоящее время) - вступление в действие части второй Налогового кодекса РФ: отработка отдельных налогов.

Так создается единая комплексная  налоговая система на свеем экономическом  пространстве Российской Федерации.

Статья 8 НК РФ содержит определения  понятий «налог» и «сбор».5

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствования или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований.

Информация о работе Налоговая политика РФ