Финансовая и налоговая политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Целями исследования в данной работе являются анализ финансовой и налоговой политики в РФ, ее сущности, определение целей , задач , значение данной политики в системе государства.
Достижение поставленной цели исследования обусловило необходимость решения следующих задач:
- охарактеризовать содержание и значение финансовой политики;
- описать цели и задачи финансовой политики в РФ;
- проанализировать сущность налоговой политики в РФ;
- определить проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 2
1.Финансовая и налоговая политика в Российской Федерации
1.1 Сущность, значение, цели, задачи, типы финансовой политики государства……………………………………………………………………...3
1.2 Налоговая политика как составная часть финансовой политики………12
2. Основные результаты и направления бюджетной политики на период до 2014 года……………………………………………………………………….19
3. Проблемы финансовой политики в РФ, перспективы и пути решения
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса…………………………..23
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года…………....33
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………41

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ФИН ПРАВО.docx

— 81.09 Кб (Скачать файл)

2. Регулирующая. В основу  этого типа финансовой политики  положена экономическая теория  Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с её традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.    

3. Неоклассическая. Концепция  этого типа финансовой политики  не отказывалась от регулирующей  роли государства, но ограничивала  степень его вмешательства в  экономику и социальную сферу.  В действительности степень вмешательства  государства не уменьшалась, а  скорее усиливалась, т.к. это  вмешательство осуществлялось теперь  не только непосредственно через  доходы или расходы государственного  бюджета, и через регулирование  денежного обращения, валютного  курса, рынка ссудных капиталов  и ценных бумаг. Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения  объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему,  снижения бюджетного дефицита, стимулирования  роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов  и уменьшения степени их прогрессивности  обложения.    

4. Планово-директивная. Планово-директивная  финансовая политика применяется  в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной  собственности на средства производства, плановая система управления  позволяет осуществлять прямое  директивное руководство всеми  сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом.   Управление  Финансами  осуществлялось  из  единого  центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.    

Вывод по первой главе.    

Первая   глава   рассматривает   теоретические   аспекты   финансовой политики России.    

Финансовая  политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распространение и использование для выполнения государством своих функций. Цель финансовой политики заключается в выполнении стратегических задач и решении тактических вопросов. Задачи финансовой политики:    

- Создание условий для  формирования ресурсов.    

-Установление рационального  распределения и использование  ресурсов.    

-Регулирование и стимулирование  процессов финансовыми методами.     

-Выработка финансового  механизма.    

Финансовый механизм - система  управления государством. В состав  финансовой политики входит:    

1. Бюджетная политика. В  свою очередь, в состав бюджетной  политике входит налоговая, таможенная, инвестиционная политика и политика  управления государственным долгом.     

2. Кредитно-денежная политика. В свою очередь, в состав  кредитно-денежной политики входит  денежная, кредитная, ценовая политика  и финансовая политика на рынке  ценных бумаг.    

Типы  финансовой политики: классическая, регулирующая, неоклассическая, планово-директивная.     

Финансовая политика как  часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов   государственной   финансовой   власти   по   формированию   и использованию финансовых ресурсов государства.

 

 

1.2 Налоговая политика как составная часть финансовой политики

 

Финансовая политика - это  государственные мероприятия, которые  направлены на мобилизацию, распределения  и использования финансовых ресурсов, для выполнения государством его  функций в любой области общественной деятельности: социальная сфера, международные  отношения или экономика.

Цель финансовой политики - упрочнение системы социальных отношений, существующих в данном государстве.

Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. Финансовая политика включает следующие направления:

    • бюджетную политику;
    • налоговую политику;
    • социальную политику;
    • инвестиционную политику;
    • таможенную политику;
    • денежно-кредитную политику;
    • ценовую политику;
    • политику в области международных финансов.

Инвестиционная политика и налоговая политика в составе  финансовой политики приобретают oтносительную сaмостоятельность. Налоговая политикa определяет состав налогов, их ставки, льготы и санкции по различным видам налогом. Она должна соответствовать интересам как государства так и налогоплательщика. Государство должно основываться на принципе достаточности, но оно не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

Налоговая система России прошла этап своего становления и  дальнейшая ее эволюция, а также  повышение эффективности механизма  налогообложения настоятельно требуют развития теории налогов. В общей теории налогов необходимо, прежде всего, уточнить экономическое содержание целого ряда базовых понятий применительно к современным условиям, а также придти к единству по основным дефинициям. К числу базовых категорий общей теории налогов, которые требуют уточнения их экономической природы, относится налоговое регулирование.

Налоговое регулирование, как  и налоговая политика, представляет собой субъективную деятельность государства. В данном случае деятельность государства  имеет конкретную направленность: воздействие  на развитие производства посредством  налогообложения. По своему экономическому содержанию и назначению налоговое  регулирование гораздо шире активного  использования государством налоговых  льгот. Оно шире и по инструментам воздействия на производство, и по направлениям воздействия на экономику.

Причиной возникновения  налогов, их основным предназначением, как известно, является формирование централизованных финансовых ресурсов государства, что обеспечивает материальную основу существования самого государства, выполнение им своих функций. Налоги мобилизуют доходы государства посредством  перераспределения ВНП: самостоятельно хозяйствующие субъекты создают  доход, который посредством налоговых  изъятий поступает в бюджет государства. Данное проявление экономической сущности и предназначения налогов принято  называть фискальной функцией.

 

Основополагающей целью  налоговой политики любого государства, в том числе и Российской Федерации, является обеспечение доходной части  бюджета, иначе существование самих  налогов теряется. Однако на определенных этапах развития общества возникают  более важные задачи, например: стимулирование инвестиционной деятельности, контролирование  развития производства и решение  социальных задач в отдельных  отраслях производства, когда фискальная цель уступает им свое первенство. Налоговая политика должна проводить обязательные прогнозы влияния норм налогообложения на субъекты, их поведение и принятия ими различного рода решений, например инвестиционных. Налоговая политика должна сопровождаться анализом результатов влияния ее на социальную и экономическую сферы общества, без этого она теряет свой практический смысл. Чтобы правильно разрабатывать цели и задачи, государство должно основываться на накопленных обществом знаниях. Постановка целей, выработка задач, обобщение результатов это уже не правовая, а научная деятельность. Неотъемлемой частью налоговой политики государства является также определение структуры налоговой системы принципов ее построения, выработки направлений развития налоговой системы в краткосрочном и долгосрочном периодах .

Разрабатывая направления  налоговой политики государство  должно решить определенные задачи:

  1. Социальные (уровень жизни населения, стимулирование доходов, перераспределение национального дохода, обеспечение занятости населения);
  2. Экономические (преодоления инфляционных процессов, балансирование бюджетов различного уровня, снижение дефицита бюджета и т.д.);
  3. Оптимизация налогов для достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения;
  4. Формирование адекватной налоговой системы в условиях конкретной страны;
  5. Покрытие финансовых потребностей государства;

 

Налогообложение – это  сложный процесс. Развитие экономики  требует инвестиций, а это всегда риск. Исходя из этого любые действия бизнеса должны основываться на точном прогнозе. До недавнего времени сделать это было невозможно. Количество действующих сегодня нормативно-правовых актов составляет около 150 тыс., из них по налогообложению около 9600. Причем только в 1999–2000 гг. было принято 3340 новых актов, 643 изменяющих и дополняющих, 41 отменяющий. Избыточное налоговое администрирование тормозит экономическое развитие и требует реформирования налоговой системы.

Налоговая реформа начала свое развитие с принятия первой части  Налогового кодекса в 1998 г., и продолжается по настоящее время. Налоговый кодекс, на котором основывается налоговое  законодательство Российской Федерации, принимался поэтапно. Изучение налоговых  правоотношений следует начинать с  истории вопроса, в частности c нормативно-правовых документов, которыми регулировалась налоговая система до введения Налогового кодекса.

Основной документ, регулирующий законодательство о налогах и  сборах - Налоговый кодекс Российской Федерации.

Классификация налогов. Наиболее распространенным является деление  налогов на прямые и косвенные.

Прямой налог — налог, который взимающийся государством непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика.

К числу прямых налогов  относятся: подоходный налог, налог  на прибыль предприятий (организаций  и т.п.); налог с наследств и  дарений, имущественный налог и  т.п.

Косвенный налог — налог  на товары и услуги, устанавливаемый  в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов которые  определяются доходом налогоплательщика.

Собственник предприятия, который  производит товары или оказывает  услуги, продает их по цене с учетом надбавки и вносит государству налоговую  сумму из выручки реализации товаров  или услуг, то есть по существу он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

Косвенные налоги действуют  в форме акцизов (в том числе  универсального акциза или налога с  оборота), фискальных пошлин (государственных) и таможенных пошлин.

Так же к основным видам  налогов можно отнести:

Закрепленный налог. Закрепленными это налоги, которые на длительный период в частях или полностью закреплены как доходы конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины будут являться доходами федерального бюджета РФ.

Регулирующий налог. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между  бюджетами различных уровней  с целью покрытия дефицита. К таким  налогам относятся, например, НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц. Распределение  сумм регулирующих налогов между  различными бюджетами происходит при  утверждении федерального бюджета  на конкретный год.

Общие и целевые налоги. В зависимости от направления  использования собранных платежей налоги делятся на общие и целевые. Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо нужды, кроме указанных в законе.

По времени уплаты налоги бывают:

1. Регулярные (систематические,  текущие) налоги взимаются с  определенной периодичностью в  течение всего времени владения  имуществом либо занятия плательщиком  каким-либо видом деятельности, приносящей  доход. Например, налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль,  подоходный налог взимаются с  определенной периодичностью.

2. Разовые налоги. Уплата  разовых (единовременных) налогов  связана с совершением каких-либо  нерегулярных событий. Это относится,  например, к налогу на имущество,  переходящего в собственность  в порядке наследования или дарения. Приведенная классификация налогов означает, что в экономической литературе можно встретить распределение налогов и по другим признакам. Кроме того, налоги подразделяются по источникам их возмещения и делятся на следующие группы:

  • - налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • - налоги, учитываемые в составе внереализационных расходов;
  • Информация о работе Финансовая и налоговая политика в РФ