Бюджетное право и его нормы. Бюджетные и межбюджетные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Субъекты данных правоотношений - это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле - субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, Российская Федерация и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления и пр.
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, урегулированные нормами бюджетного законодательства.
Предмет исследования представляет собой законодательный институт, регулирующий бюджетные правоотношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие и особенности бюджетных правоотношений……………….5
Виды бюджетных правоотношений……………………………...……17
Субъекты бюджетных правоотношений……………………………....23
Представительные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений………………………………………………………...25
Исполнительные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений…………………………………………………...……26
Контрольные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений………………………………………………………...32
Компетенция РФ в сфере бюджетных правоотношений……………..36
Компетенция субъектов РФ в сфере бюджетных правоотношений………………………………………………….……..39
Муниципальные образования в сфере бюджетных правоотношений…………………………………………………..…….43
Заключение……………………………………………………………..46
Список использованной литературы……………………………..

Файлы: 1 файл

Крусовая ФО.docx

— 110.08 Кб (Скачать файл)

В соответствии с БК РФ Минфин России обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в  Правительство РФ, принимает участие  в разработке проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов; представляет по поручению Правительства РФ сторону  государства в договорах о  предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета; осуществляет методологическое руководство  в области составления проекта  федерального бюджета и исполнения федерального бюджета; устанавливает  порядок ведения сводной бюджетной  росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную  роспись федерального бюджета и  представляет ее в Федеральное казначейство; представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным  распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз  консолидированного бюджета Российской Федерации; разрабатывает по поручению  Правительства РФ программу государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и  размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в  качестве эмитента государственных  ценных бумаг, проводит государственную  регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг; осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий; осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета; устанавливает единую методологию отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, установленном Правительством РФ; предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований; ведет Государственную долговую книгу РФ; учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов РФ, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов РФ и муниципальных долговых книгах муниципальных образований; осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом Российской Федерации; организует исполнение федерального бюджета; устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; представляет отчет об исполнении федерального бюджета и отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации в Правительство РФ; принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности.

Кроме того, Минфин России выступает  в бюджетном процессе на федеральном  уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета.

Следует отметить, что Министр  финансов РФ имеет право запретить  получателю средств федерального бюджета  производить отдельные расходы, за исключением расходов, осуществляемых им за счет средств, полученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

Вместе с тем основаниями  для применения указанного запрета  является представление Счетной  палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее  о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации Особый интерес  представляет, на наш взгляд, правовой статус Федерального казначейства (Казначейства России).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном казначействе" 20, последнее является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

 

 

 

Контрольные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений.

 

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением  соответствующих бюджетов и готовят  заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и  правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

 Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, местной  администрацией, осуществляют предварительный,  текущий и последующий контроль  за исполнением соответствующих  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации.

Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Контрольный орган, созданный  законодательным (представительным) органом  субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации  и (или) иной орган, уполномоченный органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным  правовым актом представительного  органа муниципального образования).

Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами (должностными лицами) местных администраций, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной  администрацией.

Проверка расходов Счетной  палаты Российской Федерации за отчетный финансовый год осуществляется в  соответствии с Федеральным законом  от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной  палате Российской Федерации".

 

Финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми  органами субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

 

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих  бюджетов, средствами администраторов  источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Задачами Счетной  палаты являются:

организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам, структуре  и целевому назначению;

определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые  за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также  на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью  и своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов в  Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных  учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.21

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой  финансово-бюджетного надзора.

 

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых  из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных  кредитов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением  органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями  муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном  контроле и надзоре.22

 

 

 

 

 

 

Компетенция РФ в  сфере бюджетных правоотношений.

К компетенции органов государственной власти РФ в соответствии со ст. 7 БК РФ относятся:

    • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
    • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
    • установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
    • составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
    • установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;
    • установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ, установление и исполнение расходных обязательств РФ;
    • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
    • определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
    • установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
    • определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
    • определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
    • предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
    • определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
    • осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;
    • установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
    • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации;
    • установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
    • установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);
    • временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
    • установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти.

 

 

 

 

Компетенция субъектов  РФ в сфере бюджетных правоотношений.

К компетенции органов государственной власти субъектов РФ по ст. 8 БК РФ относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
  • установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
  • установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
  • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
  • установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
  • предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
  • установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;
  • установление, детализация и определение пор<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New

Информация о работе Бюджетное право и его нормы. Бюджетные и межбюджетные правоотношения