Бюджетное право и его нормы. Бюджетные и межбюджетные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Субъекты данных правоотношений - это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле - субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, Российская Федерация и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления и пр.
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, урегулированные нормами бюджетного законодательства.
Предмет исследования представляет собой законодательный институт, регулирующий бюджетные правоотношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие и особенности бюджетных правоотношений……………….5
Виды бюджетных правоотношений……………………………...……17
Субъекты бюджетных правоотношений……………………………....23
Представительные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений………………………………………………………...25
Исполнительные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений…………………………………………………...……26
Контрольные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений………………………………………………………...32
Компетенция РФ в сфере бюджетных правоотношений……………..36
Компетенция субъектов РФ в сфере бюджетных правоотношений………………………………………………….……..39
Муниципальные образования в сфере бюджетных правоотношений…………………………………………………..…….43
Заключение……………………………………………………………..46
Список использованной литературы……………………………..

Файлы: 1 файл

Крусовая ФО.docx

— 110.08 Кб (Скачать файл)

 Федеративное устройство Российской Федерации является критерием для подразделения бюджетных правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерацией в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами РФ относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно. В условиях федеративного государства вертикальные связи являются доминирующими.

Вертикальные бюджетные  правоотношения, отличающиеся узким  кругом участников, а именно, в них  вступают только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, принято называть межбюджетными. Следует  отметить, что межбюджетные отношения  в структуре бюджетных отношений  занимают особое место.

По мнению Ю.В. Друговой, межбюджетные отношения на самом деле складываются не между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления, а между самими публично-территориальными образованиями: федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями.15 Эта позиция, на наш взгляд, представляется достаточно обоснованной, поскольку механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства, в том числе в сфере бюджетной деятельности. Действительно, органы власти трех уровней вступают в правоотношения межбюджетного характера не от своего имени, а от имени тех публично-территориальных образований, которых они представляют.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них  имеет собственные задачи и действует  в пределах закрепленных за ним полномочий. Кроме того, следует отметить, что  в правовом регулировании деятельности указанных органов в последнее  время произошли существенные изменения.

Вместе с тем, анализируя правовое положение органов государственной  власти, уполномоченных осуществлять определенные функции в бюджетной  сфере, нельзя обойти вниманием участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне, которыми в соответствии со ст.164 Бюджетного кодекса РФ являются: Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Центральный Банк России, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета, главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, главные администраторы доходов федерального бюджета и др.

Важно помнить, что полномочия органа государственной власти в  сфере бюджетных отношений есть права и обязанности органа государственной  власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления  иных государственно-властных действий. Конституция РФ не использует термина "компетенция", ограничиваясь  употреблением понятия "ведение" (например, разграничивая предметы ведения по вертикали между федерацией и ее субъектами, ст.71-73)16, перечислением полномочий соответствующего государственного органа (например, установление компетенции Совета Федерации, ст.102) либо отсылая к иному законодательству (например, относительно компетенции Счетной палаты, ч.4 ст.101).

Следует отметить, что совокупность полномочий органа государственной  власти по предметам ведения, установленным  в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов  РФ, и является его компетенцией.

Вместе с тем термин "бюджетные права" для характеристики компетенции государства, его территориальных  подразделений и соответствующих  органов власти (или самоуправления) в области бюджета следует  понимать условно, поскольку в данном случае речь идет о правах особого  содержания: бюджетные права по своим  юридическим свойствам во многих случаях сливаются с обязанностями в едином полномочии (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.). Но существуют и "раздельные" их права и обязанности (например, право направлять субсидию или кредит в бюджет другого уровня, право дополнительных расходов на социальные мероприятия).17

Итак, Бюджетный кодекс РФ выделяет несколько групп бюджетных  правоотношений.

В частности, отношения по поводу доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения по поводу государственных  и муниципальных заимствований, регулирования государственного и  муниципального долга.

Отдельный блок образуют отношения  между субъектами по поводу составления  и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а  также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъекты бюджетных  правоотношений.

 

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на 4 группы:

1.государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;

2.представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

3. государственные и муниципальные  организации;

4. граждане и негосударственные организации.

К первой группе относятся: Российская Федерация, республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, республики, края, области, и т. д., являющихся носителями бюджетных прав и бюджетных обязанностей.

Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений относятся представительные и исполнительные органы власти разного уровня: Правительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система финансовых органов; Федеральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.

Бюджетные правоотношения могут возникать  между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях — и вышестоящего подчинения) — с другой.

К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные организации; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Что касается возможного участия негосударственных  организаций в бюджетных правоотношениях, то следует отметить, что получение  ассигнований ими из бюджета влечет за собой необходимость оформления доли государства в уставном капитале (ст. 80 БК РФ).

Четвертую группу составляют граждане и негосударственные организации, выступающие субъектами отношений по поводу формирования доходов бюджетов.

Установлено, что субъектов бюджетных  правоотношений характеризуют следующие признаки:

- участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;

-участие в любой стадии бюджетного  процесса в качестве одной  из сторон правоотношений;

- участие в формировании доходов  бюджетов;

- связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных  признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, но их может быть два или все признаки.18

Субъект бюджетного права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений, а субъект бюджетного правоотношения – это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения. Таким образом, субъект бюджетного права – понятие более широкое, чем субъект бюджетного правоотношения.

 

 

 

 

 

 

Представительные  органы власти как субъекты бюджетных  правоотношений.

 

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий  контроль за исполнением соответствующих  бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

 

 

 

Исполнительные  органы власти как субъекты бюджетных  правоотношений.

Полномочиями в сфере  бюджетных правоотношений обладают также органы исполнительной власти.

Президент РФ , как установлено Конституцией РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80), вносит законопроекты в Государственную Думу РФ, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84) и по вопросам бюджетного законодательства.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет в Государственную Думу РФ федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета      (ст. 114 Конституции РФ).

 

Исполнительные органы государственной  власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта  бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с  необходимыми документами и материалами  на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки  предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и  составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета  на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

 Финансовые органы  составляют проект соответствующего  бюджета (проект бюджета и среднесрочного  финансового плана), представляют  его с необходимыми документами  и материалами для внесения  в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение  бюджета, устанавливают порядок  составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовые органы или  иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет  о кассовом исполнении бюджета в  порядке, установленном Министерством  финансов Российской Федерации.

 Федеральное казначейство  осуществляет бюджетные полномочия  по кассовому обслуживанию исполнения  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации в соответствии с БК РФ.

 Органы исполнительной  власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями  (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

 Органы исполнительной  власти (исполнительно-распорядительные  органы муниципальных образований)  в условиях военного и чрезвычайного  положений осуществляют бюджетные  полномочия по решению Президента  Российской Федерации в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным  законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ  "О военном положении", Федеральным  конституционным законом от 30 мая  2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном  положении" и принятыми в  соответствии с ними федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 26.04.2007)"О Министерстве финансов Российской Федерации"19 , Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью  находящихся в его ведении  Федеральной налоговой службы, Федеральной  службы страхового надзора, Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому  мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением  Федеральной таможенной службой  нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости  товаров и транспортных средств.

Информация о работе Бюджетное право и его нормы. Бюджетные и межбюджетные правоотношения