Бюджетное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:51, лекция

Описание работы

Основные понятия бюджетного права. Принципы бюджетной системы. Нормативные правовые акты, влияющие на поступления и расходы бюджета.

Файлы: 1 файл

Бюджетное право.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетное право 1. Законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Бюджетного кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Бюджетного кодекса, то применяются правила международного договора.

Бюджетное законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на всех физических и юридических лиц.

Положения Бюджетного кодекса, касающиеся государственных учреждений, не распространяются на Национальный Банк Республики Казахстан и государственные учреждения, финансируемые из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о распределении денег соответственно из республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год утрачивают силу после окончания текущего финансового года, за исключением положений данных актов о выделении денег на возвратной основе.

Законы о внесении изменений  и дополнений в закон о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, решения Маслихатов о внесении изменений и дополнений в решения Маслихатов о местном бюджете на соответствующий финансовый год, а также акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов об их реализации вводятся в действие с 1 января соответствующего финансового года.

В случае, если законодательными и  иными нормативными правовыми актами предусматриваются положения, противоречащие бюджетному законодательству Республики Казахстан, то действуют положения бюджетного законодательства Республики Казахстан.

Основные понятия бюджетного права 

1) активы государства - имущественные  и неимущественные блага и  права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную  собственность в результате прошлых операций или событий;

2) бюджет - централизованный денежный  фонд государства, предназначенный  для финансового обеспечения реализации его задач и функций;

3) бюджет области - сводный бюджет, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению;

4) бюджетная обеспеченность - стоимость  государственных услуг с учетом  натуральных норм в расчете на единицу получателей данных услуг, предоставляемых органами государственного управления за счет средств соответствующих бюджетов;

5) бюджетная система - совокупность  бюджетов и Национального фонда  Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений;

6) бюджетная инвестиционная программа  - совокупность мероприятий, преследующих  единую инвестиционную цель, характер которой не позволяет установить сроки ее достижения на стадии технико-экономического обоснования;

7) бюджетные инвестиции - финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства, развитие человеческих и возобновление природных ресурсов с целью получения экономических выгод или достижения социально-экономического эффекта;

8) бюджетные операции - операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета;

9) бюджетные отношения - отношения,  возникающие в бюджетном процессе;

10) бюджетные средства - деньги и  иные активы государства, поступление  в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме;

11) бюджетный инвестиционный проект - совокупность мероприятий по  осуществлению бюджетных инвестиций, реализуемых в течение ограниченного  периода времени и имеющих  завершенный характер;

12) бюджетный процесс - регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю, а также по планированию и использованию связанных грантов;

12-1) гарантированный трансферт  — невозвратные поступления в  республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан;

13) государственная инвестиционная  политика - составная часть социально-экономической  политики, отражающая экономически и финансово обоснованные меры государственного регулирования инвестиционных процессов в интересах национальной экономики;

14) государственная программа - программа, разрабатываемая Правительством  Республики Казахстан и утверждаемая  Президентом Республики Казахстан по вопросам, имеющим межотраслевой характер, направленным на решение стратегических и наиболее важных задач социально-экономического развития и обеспечение обороноспособности, правопорядка, законности и безопасности государства;

15) государственный бюджет - сводный  бюджет, объединяющий республиканский  и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению;

16) индикаторы — количественные  показатели, отражающие результаты реализации программы для достижения поставленной цели;

17) консолидированный бюджет —  бюджет, который состоит из республиканского  бюджета, бюджета области, бюджетов  города республиканского значения, столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан и переводимых на счета Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению;

18) местный бюджет - областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения);

19) местный уполномоченный орган  по бюджетному планированию - исполнительный  орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции по планированию прогнозных показателей местного бюджета на среднесрочный период и проекта местного бюджета на соответствующий финансовый год;

20) местный уполномоченный  орган по исполнению бюджета  - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности по исполнению местного бюджета;

21) местный уполномоченный  орган по экономическому планированию - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции разработки основных направлений социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы;

22) норматив распределения  доходов - процентное соотношение  распределения доходов между  бюджетами разных уровней;

23) отраслевая (секторальная) программа - программа, утверждаемая  Правительством Республики Казахстан, направленная на решение стратегических и наиболее важных задач отдельных отраслей (секторов) экономики;

24) перечень приоритетных (республиканских или местных) бюджетных инвестиционных проектов (программ) - приложение к среднесрочному плану социально-экономического развития республики или регионов, представляющее собой список инвестиционных проектов (программ), планируемых к финансированию за счет средств республиканского или местных бюджетов;

25) получатели бюджетных  средств — физические и юридические  лица, крестьянские (фермерские) хозяйства,  неправительственные организации  в части государственного социального  заказа, использующие бюджетные средства, а также лица, оказывающие финансовые услуги, в том числе на основе гражданско-правовых сделок, в рамках реализации бюджетных программ (подпрограмм);

26) региональная  программа - программа, утверждаемая  Маслихатами, направленная на  решение стратегических задач социально-экономического развития региона (территории);

27) скорректированный  бюджет - утвержденный или уточненный  республиканский или местный  бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами, а также с учетом распределения в течение финансового года распределяемых бюджетных программ, без уточнения соответственно в Парламенте Республики Казахстан или Маслихате;

28) среднесрочный план социально-экономического  развития - документ, утверждаемый Правительством Республики Казахстан или Маслихатом, определяющий основные показатели и направления социально-экономического развития республики или региона на трехлетний период и меры по их реализации;

30) утвержденный бюджет - бюджет  на соответствующий финансовый  год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующим Маслихатом;

31) уточненный бюджет - утвержденный  бюджет на соответствующий финансовый  год с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом Республики Казахстан или соответствующим Маслихатом в ходе его исполнения;

32) финансирование - выделение бюджетных  средств их получателям; 

33) финансовый год - период времени,  начинающийся 1 января и заканчивающийся  31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета;

34) центральный уполномоченный  орган по бюджетному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий функции по планированию прогнозных показателей государственного бюджета на среднесрочный период и проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год;

35) центральный уполномоченный  орган по внутреннему контролю - центральный исполнительный орган,  осуществляющий функции внутреннего  государственного финансового контроля;

36) центральный уполномоченный  орган по исполнению бюджета  - центральный исполнительный орган, осуществляющий функции в сфере исполнения, ведения бюджетного учета и отчетности по исполнению республиканского бюджета и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан;

37) центральный уполномоченный  орган по экономическому планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий функции разработки основных направлений социально-экономического развития Республики Казахстан.

 

  2. Бюджетная система основывается на следующих принципах:

1) принцип единства - обеспечение  применения единого бюджетного  законодательства Республики Казахстан,  в том числе использование  единой бюджетной классификации,  единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан;

2) принцип полноты - отражение  в бюджетах и Национальном  фонде Республики Казахстан всех  поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;

3) принцип реалистичности - соответствие  утвержденных (уточненных, скорректированных)  показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов;

4) принцип транспарентности - обязательное  опубликование нормативных правовых  актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля;

5) принцип последовательности - соблюдение  органами государственного управления  принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;

6) принцип эффективности и результативности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ с использованием оптимального объема бюджетных средств, необходимого для достижения этих результатов, или обеспечение наилучшего результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств;

7) принцип приоритетности - осуществление бюджетного процесса  в соответствии с приоритетными  направлениями социально-экономического  развития республики или региона;

8) принцип ответственности  - привлечение участников бюджетного  процесса к ответственности за  нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан;

9) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, свободных остатков средств местных бюджетов в вышестоящий бюджет, за исключением случаев, установленных пунктом 6 статьи 40 настоящего Кодекса, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей компенсации.

Информация о работе Бюджетное право