Источники бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

К числу подзаконных актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся прежде всего указы Президента РФ. В общей форме можно сказать, что Президент РФ вправе регулировать своими указами любые бюджетные отношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Кодекса, если их регулирование в силу Конституции РФ и других законов Российской Федерации не входит в исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ и не относится к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………….………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика источников права …. ………………. 5
Понятие и общая характеристика ценных бумаг ……………………… 5
Признаки ценных бумаг……………………………………………….… 9
Глава 2. Классификация и виды ценных бумаг…..…………………… 13
Акция …………………………………………………………………….. 13
Облигация ……………………………………………………………….. 15
Вексель ………………………………………………………………...… 19
Чек ………………………………………………………………………... 21
Коносамент ……………………………………………………………… 22
Государственные ценные бумаги ……………………………………… 23
Депозитные и сберегательные сертификаты ………………………….. 26
Заключение ……………………………………………………………… 29
Библиография …………………………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Источники бюджетного права.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

4 курса 2 группы

заочной формы обучения

специальность Юриспруденция 

Герцева Л.Ю.

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2012

Оглавление 

            Введение………………….………………………………………………. 3

            Глава 1. Общая характеристика  источников права …. ………………. 5

    1. Понятие и общая характеристика ценных бумаг ……………………… 5
    2. Признаки ценных бумаг……………………………………………….… 9

           Глава 2. Классификация и виды  ценных бумаг…..…………………… 13

    1. Акция …………………………………………………………………….. 13
    2. Облигация ……………………………………………………………….. 15
    3. Вексель ………………………………………………………………...… 19
    4. Чек ………………………………………………………………………... 21
    5. Коносамент ……………………………………………………………… 22
    6. Государственные ценные бумаги ……………………………………… 23
    7. Депозитные и сберегательные сертификаты ………………………….. 26

Заключение ……………………………………………………………… 29

          Библиография ……………………………………………………………  31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право играет едва ли не главную  роль в  жизни общества, связавшего свою жизнь  с государством. Несомненно, что  появления права как регулятора общественных отношений было вызвано  потребностью времени.

Отношения, возникающие в  процессе образования, распределения  и использования бюджетов государства  и местных бюджетов, чрезвычайно  разнообразны и сложны. Они возникают  в процессе установления бюджетной  системы РФ, распределения доходов  и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных  единиц в области бюджетов, а также  в процессе составления и утверждения  отчетов об их исполнении. Указанные  отношения регламентируются нормами  финансового права, которые в  своей совокупности образуют бюджетное  право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России. 

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие  структуру бюджетной системы  РФ, перечень бюджетных доходов и  расходов, порядок распределения  их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов  РФ, административно-территориальных  единиц; регламентирующие бюджетный  процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных  внебюджетных фондов в целях финансового  обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в  области бюджета. В Конституции  РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. ст. 101, 104, 106, 114 и др.) 1

Совокупность нормативных  актов, содержащих нормы бюджетного права, образует бюджетное законодательство.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о федеральном бюджете  на соответствующий год, законов  субъектов Российской Федерации  о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о  местных бюджетах на соответствующий  год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации  и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.

К числу подзаконных актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся прежде всего указы Президента РФ. В общей форме можно сказать, что Президент РФ вправе регулировать своими указами любые бюджетные отношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Кодекса, если их регулирование в силу Конституции РФ и других законов Российской Федерации не входит в исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ и не относится к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так, Президент РФ не вправе своими указами определить круг доходов, поступающих на образование федерального бюджета или бюджетов других уровней  бюджетной системы, или утвердить  федеральный бюджет, поскольку решение  этих вопросов в силу статей 105, 106 и 114 Конституции РФ составляет исключительную прерогативу Федерального Собрания РФ - парламента Российской Федерации.

Важное место среди  нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, принадлежит  постановлениям Правительства РФ. Их место определяется той ролью, которую  Правительство играет в управлении страной.

Согласно статье 110 Конституции  РФ именно Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета. В процессе выполнения этих функций Правительство сталкивается с необходимостью издания подзаконных  нормативных актов в сфере  бюджетной деятельности. Оно упорядочивает  те бюджетные отношения, которые  нуждаются в правовом регулировании, но не были урегулированы в законодательном  порядке. Тем самым обеспечивается необходимая полнота и большая  оперативность в урегулировании бюджетных отношений. Но при этом Правительство может действовать  лишь в рамках своей компетенции  и в пределах полномочий Российской Федерации. Оно не вправе вторгаться в сферу полномочий федеральной  законодательной власти, с одной  стороны, и предметов ведения  субъектов РФ - с другой.

Федеративное устройство страны требует четкого разграничения  полномочий органов государственной  власти в области бюджета между  федеральными органами и органами государственной  власти субъектов РФ. Органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также вправе издавать нормативные правовые акты в области бюджета лишь в пределах своей компетенции.

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила  международного договора.

 

Источники бюджетного права

Источники бюджетного права  — это внешние конкретные формы  его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения  в сфере бюджетной деятельности.

Система источников бюджетного права обусловлена тем, что функции  бюджетной деятельности осуществляются всеми звеньями государственного механизма  на основе, принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные  отношения и являющиеся источниками  бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции. Следовательно, система источников бюджетного права состоит из Конституции  РФ, международных деклараций и договоров, федеральных законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти, органов  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, судебной практики.

В механизме бюджетно-правового  регулирования важное значение имеет классификация источников бюджетного права, критерием которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция РФ, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Важнейшее место в системе  источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное законодательство, состоящее из законов, принимаемых  палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных  отношений в соответствии с бюджетной  компетенцией Российской Федерации. Основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция РФ (ст. 71, 72, 101, 104, 114, 132

источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной  власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной  компетенции. Следовательно, система  источников бюджетного права состоит  из Конституции РФ, международных  деклараций и договоров, федеральных  законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти, органов  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, судебной практики.

В механизме  бюджетно-правового  регулирования  важное значение имеет классификация источников бюджетного права, критерием которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция РФ, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Важнейшее место в системе  источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное  законодательство, состоящее из законов, принимаемых  палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных  отношений в соответствии с бюджетной  компетенцией Российской Федерации. Основными  законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные  отношения, являются Конституция РФ (ст. 71, 72, 101, 104, 114, 132 и др.), БК РФ, Федеральный  закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Источники бюджетного права  состоят из нормативных правовых актов, принятых на:

а) федеральном уровне (федеральная составляющая источников бюджетного права);

б) уровне субъектов РФ (региональная составляющая источников бюджетного права);

в) уровне муниципальных образований (муниципальная составляющая источников бюджетного права).

В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения  в бюджетной сфере.

 Во-первых, это положения,  которые, разграничивая предметы  ведения Российской Федерации,  ее субъектов и муниципальных  образований в бюджетной сфере,  устанавливают основы бюджетного  устройства и бюджетной системы  в Российской Федерации. 

Согласно п. "з" ст. 71 Конституции РФ, в исключительном ведении Российской Федерации находится  федеральный бюджет. В соответствии со ст. 73 Конституции РФ, устанавливающей "презумпцию компетентности" субъектов  РФ, региональные бюджеты - это исключительный предмет ведения субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет (ст. 132 Конституции  РФ).

Во-вторых, это конституционные  положения, закрепляющие полномочия государственных  органов в бюджетной сфере.

Так, для осуществления  контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и  Государственная Дума образуют Счетную  палату; Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов  назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя Счетной  палаты и вторую половину состава  ее аудиторов назначает Совет  Федерации (ст. 101-103 Конституции РФ).

В статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства  РФ в бюджетной сфере. Правительство  разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Вторая группа источников – федеральные конституционные  законы.

Информация о работе Источники бюджетного права