Защита прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Любая работа требует постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка. Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служа раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные понятия и актуальные проблемы защиты прав налогоплательщиков на современном этапе
1.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков
1.2 Актуальные проблемы использования принципов
правоприменения при защите прав налогоплательщиков
1.3 Налоговое споры и решение их в пользу налогоплательщиков
Глава 2. Способы защиты прав налогоплательщиков
2.1 Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде
2.2 Административный порядок защиты налогоплательщиков
2.3 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
2.4 Возможность апелляций по результатам проверок
Глава 3. Роль и значение налогового консультирования при защите прав налогоплательщиков
3.1 Понятие и значение налогового консультирования
3.2. Подзаконные акты о налоговом консультировании
Заключение
Список использованной литературы
Приложения.

Файлы: 1 файл

КР - Способы защиты прав налогоплательщиков и иных участников налоговых отношений.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Основные понятия и актуальные проблемы защиты прав налогоплательщиков на современном  этапе

1.1 Основные понятия  при защите прав налогоплательщиков

1.2 Актуальные  проблемы использования принципов

правоприменения при защите прав налогоплательщиков

1.3 Налоговое  споры и решение их в пользу  налогоплательщиков

Глава 2. Способы  защиты прав налогоплательщиков

2.1 Защита прав  налогоплательщиков в арбитражном  суде

2.2 Административный  порядок защиты налогоплательщиков

2.3 Защита прав  налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ

2.4 Возможность  апелляций по результатам проверок

Глава 3. Роль и  значение налогового консультирования при защите прав налогоплательщиков

3.1 Понятие и  значение налогового консультирования

3.2. Подзаконные  акты о налоговом консультировании

Заключение

Список использованной литературы

Приложения.

 

 

 

 

Введение

Налоговые споры  в последние годы практически  у каждого налогоплательщика  стали приобретать систематический  характер. Безусловно, многие предприниматели  принимают адекватные превентивные меры, работают в тесном контакте с аудиторами, налоговыми консультантами, однако это не может исключить риска возникновения налогового спора.

Постоянно ужесточающийся фискальный контроль государства и  желание налоговиков любым способом в ходе проверки (чаще всего, конечно, выездной) «накопать» кучу нарушений и, следовательно, доначислить недоимки, пени и штрафы, на фоне крайне противоречивого и постоянно меняющегося налогового законодательства, порой приобретает совершенно извращенный характер. С подачи МНС РФ в качестве лозунгов, которые активно (политика партии, все-таки) подхватываются нижестоящими инспекциями, выдвигаются зачастую бредовые идеи, не имеющие никакого нормативного (законного) основания. Например, необходимость начисления налога на прибыль с беспроцентных займов, невозможность зачета НДС при оплате товаров заемными средствами, необходимость восстановления НДС при переходе на «упрощенку», «вмененку» или при внесении имущества в уставный капитал или простое товарищество. Этот список можно бесконечно продолжать. Ясно одно: цели государства – собрать больше налогов, диаметрально противоположны целям налогоплательщика. Именно это и объясняет возникновение искусственных и непредвиденных налоговых споров.

Следует признать, что отечественные предприниматели всерьез обеспокоили государство своей хитростью и находчивостью в делах налоговой оптимизации, вследствие чего последнее предпринимает решительные и порой далеко неадекватные меры по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Лес рубят – щепки летят и, конечно, под горячую руку фискалов часто попадают вполне добросовестные и порядочные налогоплательщики. В результате, даже по простейшим и очевидно проигрышным для самой налоговой инспекции конфликтным ситуациям налогоплательщики вынуждены обращаться в суд. Налоговые органы, обладая властными полномочиями и «наплевав» на закон, часто выносят заведомо незаконные решения или просто бездействуют, ставя налогоплательщика в безвыходное положение. Цивилизованно решить спор и договорится с налоговой инспекцией во внесудебном порядке в отличие от той же таможни по ряду вопросов совершенно бесполезно. Вот и возникают налоговые споры даже у самых продвинутых и расчетливых налогоплательщиков.

Уже «притчей во языцех» стали споры по возврату (возмещению) экспортного НДС. Все экспортеры заранее готовятся к необходимости отстаивать свое законное право в суде. Доходит до абсурда, когда налогоплательщик вынужден идти в суд даже из-за нескольких тысяч рублей! Таковы корни немалого количества налоговых споров, в которых нашей фирме приходится защищать права налогоплательщика.

Безусловно, и  сами налогоплательщики допускают  серьезные и даже преступные нарушения  налогового законодательства. Налоговым  органам хорошо известны схемы уклонения  от уплаты налогов. Увлеченность такими опасными играми и безнаказанность притупляет внимание многих предпринимателей, которые вообще не желая платить налоги, все глубже и глубже копают себе яму, в которую в конце концов попадают. Из таких ям даже при виртуозном оперировании фактами и нормами права мы не сможем в суде вытащить налогоплательщика. Именно поэтому мы постоянно говорим, что налоговое планирование должно быть продуманным, профессиональным и комплексным. Не надо подставляться самим под удар, надо уклоняться и предотвращать его и всегда знать меру!

Складывающаяся  в последние годы устойчивая судебная практика и предполагаемые новации  в законодательстве позволяет нам  сделать вывод, что борьба с недобросовестными  налогоплательщиками будет постоянно  усиливаться и все сомнительные схемы налоговой оптимизации, предлагаемые большинством не очень компетентных налоговых консультантов, постепенно уйдут.

Предметом представленной работы является рассмотрение налогового законодательства в его современном  виде, принимая во внимание принятие и вступление в законную силу нового Налогового кодекса Российской Федерации, возникающие в связи с этим налоговые правоотношения. Объектом работы является защита прав и законных интересов налогоплательщиков.

Любая работа требует  постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка. Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служа раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.

 

Глава 1. Основные понятия и актуальные проблемы защиты прав налогоплательщиков на современном этапе

 

1.1 Основные  понятия при защите прав налогоплательщиков

Законодательство, регламентирующее деятельность налоговых  органов, достаточно четко устанавливает  правовые основы, принципы организации  и деятельности, права и обязанности  налоговых органов. Несмотря на это  у предпринимателей постоянно возникают  вопросы относительно правомерности деятельности налоговой инспекции и полиции по осуществлению налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности. Многие предприниматели даже и не подозревают, что права есть не только у налоговых органов, осуществляющих проверки, но и у налогоплательщиков, в частности, право обжалования действий и решений налоговых органов при осуществлении ими проверок. [5]

 

 

Налоговая проверка

Действующее законодательство предусматривает право проведения проверок налогоплательщиков как органами налоговой инспекции, так и органами налоговой полиции. Законодательство не регламентирует полномочия налоговой полиции (в отличии от налоговой инспекции) по организации налоговых проверок, как самостоятельно, так и совместно с ГНИ. Высший Арбитражный Суд разъяснил, что налоговая полиция вправе проводить как самостоятельные, так и контрольные проверки, то есть проверки по вопросам, которые были изучены в ходе контрольной работы налоговой инспекции.

В настоящее  время налогоплательщик может подвергаться следующим видам проверок:

· камеральным  проверкам (проводятся только налоговой  инспекцией);

· самостоятельным  проверкам налогового органа и органа налоговой полиции;

· совместным проверкам (в том числе с другими правоохранительными  органами);

· контрольным  проверкам (проводятся органами налоговой полиции после проверок налоговых органов).

Государственным налоговым инспекциям, органам налоговой  полиции и их должностным лицам  предоставлено право применять  к предприятиям, организациям и учреждениям  установленные законодательством санкции, а также налагать на их должностных лиц и физических лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, административные штрафы и направлять материалы в следственные органы для привлечения нарушителей к уголовной ответственности. [8]

Должностные лица налоговых органов вправе осуществлять проверки и обследования на основании  письменного поручения руководителя налогового органа проведение проверки конкретного налогоплательщика  при предъявлении служебного удостоверения  и при необходимости соответствующей формы допуска (если предприятие режимное).

При осуществлении  своих полномочий работники налоговых  органов вправе обследовать любые  помещения и объекты, используемые для извлечения доходов либо связанные  с содержанием объектов налогообложения независимо от их местонахождения (производственные, складские, торговые и иные помещения).

За оказание противодействия входу сотрудников  налоговой полиции на предприятие  на руководителя предприятия или  на должностное лицо, оказавшее противодействие, может быть наложен штраф в размере до 100-кратного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда (ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции").

С согласия налогоплательщика  проверка может проводиться и  в налоговом органе. В этом случае сотрудники налоговой инспекции или налоговой полиции обязаны вручить руководителю предприятия помимо поручения на проведение проверки запрос о предоставлении документов.

 

Изъятие документов

Этот вопрос представляет повышенный интерес для всех налогоплательщиков, т.к. подчас работники налоговых органов злоупотребляют своими правами и без достаточных на то оснований изымают бухгалтерские и другие документы.

Согласно законодательству, основанием для изъятия бухгалтерских  документов органами ГНИ является постановление должностного лица налоговой инспекции. В постановлении должен содержаться мотив изъятия (т.к. закон допускает такие действия только при наличии сведений о сокрытии (занижении) прибыли), а также перечень документов, подлежащих изъятию. Само изъятие оформляется протоколом. Срок, на который изымаются документы, не установлен законом, что затрудняет для налогоплательщика составление и представление возражений по акту налоговой инспекции.

В соответствии с законодательством, сотрудники налоговой полиции для проведения проверки не вправе изымать бухгалтерские, договорные и прочие документы налогоплательщика. Изъятие допускается только в том случае, если в ходе проверки установлены факты сокрытия налогооблагаемой базы, и есть достаточные основания полагать, что первичные документы, подтверждающие эти факты, подменены или уничтожены. Изъятие производится на основании зарегистрированного и заверенного гербовой печатью постановления, которое выносится должностным лицом, проводящим проверку. В ходе изъятия составляется протокол.

Если налогоплательщик считает, что изъятие документов произведено без достаточных  на то оснований, он имеет право обжаловать действия сотрудников налоговых  органов в вышестоящей инстанции  соответствующего налогового органа или в судебном порядке.

 

Акт проверки

По окончании  проверки в случае установления нарушений налогового законодательства проверяющими составляется акт проверки, а если нарушений не обнаружено, то справка о результатах проверки.

В акте обязательно  должны быть указаны конкретные нарушения налогового законодательства, суммы сокрытого (заниженного) дохода, а также конкретные факты других нарушений.

В акте должны содержаться  требования об устранении налогоплательщиком выявленных нарушений, а также предложения о перечислении сумм сокрытого дохода и пеней.

Акт проверки должен быть подписан сотрудниками налогового органа, проводившими проверку, и должностными лицами предприятия (руководителем  и главным бухгалтером). Один экземпляр  акта вручается налогоплательщику.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, должностные лица налогоплательщика  должны подписать акт с изложением письменных возражений и приложением  документов, подтверждающих мотивы своих  возражений. Налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта, о чем делается соответствующая отметка в акте. Возражения, в случае несогласия с актом должны быть направлены в 10-дневный срок в налоговый орган, проводивший проверку. [5]

Руководители  налоговых органов в течение 10 дней с момента подписания акта проверки должны, в соответствии с внутренними инструкциями ГНС, которые нельзя, как указывал Высший Арбитражный суд, рассматривать в качестве правового акта, принять решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям. В случае представления возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц предприятий, представивших возражения.

 

Списание  денежных средств в безакцептном порядке

Решение о безакцептном списании денежных средств со счетов налогоплательщиков - юридических лиц - принимается руководителем налогового органа, выявившим сокрытие (занижение) прибыли на основании акта проверки. Органы налоговой полиции и инспекции вправе списывать в безакцептном порядке только недоимки за неуплату налогов, включая пени. Решением Конституционного Суда РФ от 17.12.03 г. признано не соответствующим Конституции РФ право налоговых органов списывать в бесспорном порядке штрафы, а также сами суммы сокрытой (заниженной) прибыли. Списание налоговых недоимок со счетов физических лиц не допускается, взыскание в данном случае возможно только в судебном порядке.[12]

Информация о работе Защита прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений